Ответ: подготовка к тиснению
Ch сказал(а):
Конгрев делают двумя разными способами - с контрматрицей или без.
Конгрев делают только одним способом – формованием методом выдавливания выпуклых элементов изображения на листе материала между штампом (матрицей, в которой элементы изображения являются углублениями) и контрштампом (патрицей или контрматрицей на которой эти же элементы, немного измененные, являются возвышениями). Без патрицы конгрев даже теоретически невозможен. А вот материал, из которого изготавливается патрица, может быть весьма разным. Собственно разделение идет по методу изготовления патрицы – до установки штампа в станок, или непосредственно в станке.
Ch сказал(а):
С контрматрицей - делают два клише. Одно выпуклое - сзади. Другое вогнутое - спереди, оно и есть контрматрица.
Очень легко запомнить - матрица от слова «мама», патрица (контрматрица) от слова «папа». У «папы» есть выпуклость, которая входит в углубление у «мамы». Все как у матушки природы, а не как у вас в посте.
Что касается подготовки макета для изготовления конгревного штампа.
1. Для того чтобы конгрев был хорошо виден на листе материала, в разрезе он должен иметь форму близкую к трапециидальной.
2. Качественный конгрев (при грамотно подготовленном макете) может быть выполнен только при помощи штампа, изготовленного методом гравирования, с учетом особенностей материала на котором будет делаться конгрев, и изготовленной гравированием же патрицы, с учетом тех же особенностей. Почему. Потому что только при гравировке можно точно обеспечить нужную трпециидальность углубления, нужный угол наклона стенок углубления в штампе, и его глубины. Если эти параметры для данного материала не будут соблюдены, то при конгреве материал будет надрываться, придется, например, уменьшать давление, что приведет к невыдавливанию мелких неглубоких элементов и другим бякам.
При травлении штампа, задание правильного угла и глубины травления является непростой задачей, влекущей за собой нестабильность этих параметров во времени (изготовить методом травления идентичные штампы с разрывом во времени просто нереально) и даже зависимость их от места на пластине. Если же штамп будет немного глубже, чем это небходимо для данного материала, при конгреве произойдут все бяки описанные выше.
Основная беда в том, что в России подавляющее большинство фирм, видимо пытаясь экономить, заказывает для конгрева штампы именно травлением (которое в несколько раз дешевле гравировки) и получает все вышеописанные проблемы.
3. Если ваша фирма не занимается данной операцией (а значит вы в этом дилетанты) – лучше свалить всю работу по изготовлению штампа на субподрядчика. Соответственно он и выдаст вам требования к подготовке макета. В этот момент не забудьте ткнуть пальцем в образец конгрева, чтобы субподрядчик понял, что от него требуется. В этом случае за все бяки отвечает он.
Если ваша контора сама занимается этим (это не значит, что вы не дилетанты
!['))' '))' '))'](/styles/default/xenforo/smiles.rudtp/1800_0.gif)
), то трясите оператора станка. За 15 минут он расскажет вам основные подводные камни процесса.
Самое главное:
«не в глубине счастье» - не старайтесь заказать штамп поглубже, он будет просто рвать материал – главное трапециидальность элементов конгрева. Для всех материалов высота конгрева различна, например на этикеточной бумаге можно поднять элементы на высоту больше толщины бумаги, а на хромолюксе толщиной 0.5 мм элементы не могут быть выше 0.15-0.2 мм, иначе хромолюкс просто потрескается. В общем случае не стоит делать штамп глубже толщины материала +- 0.1 мм.
«счастье в толщине» - не делайте слишком тонких элементов. Лучше если минимальная ширина элементов макета будет около 0.7 мм. Здесь работает принцип подбора контрбигов при вырубке: 2 толщины материала + толщина бига; для конгрева картонов, например, грубо - 3 толщины материала. Не делайте также слишком маленьких расстояний между поднимающимися элементами, лучше не меньше миллиметра (зависит также от высоты подъема элементов).