Ответ: Ищу формулу deltaE 2000
Harlequin сказал(а):
Алексей, добрый день.
Скажите, как этот тезис согласуется с тем, что Фершильд в числе механизмов адаптации упоминает "истощение и регенерацию фотопигмента" и "контроль усиления в рецепторах и других клетках сетчатки"?
А никак не согласуется:
-- "истощение и регенерация фотопигмента" -- это немного из другой области -- если колбочка приняла на себя количество фотонов, превышающее ее возможности, то происходит полное истощение фотопигмента (т.н колбочковое ослепление), то есть из цис-изомера он полностью переходит в транс-изомер. Дальнейшее экспонирование не приводит к ответу, то есть гиперполяризации мембраны не происходит, поскольку весь пигмент "затрансился". Нужен отдых и восстановление (регенерация) пигмента, чтобы колбочка вновь начала работу. Однако поскольку глаз совершает непрерывные т.н. саккадические скачки, то стимул все время гуляет по центральной ямке и колбочки успевают отдохнуть, а фотопигмент восстановиться;
-- "контроль усиления в рецепторах" -- суть проф. жаргон, примерно такой же, как "фурье-преобразования, выполняемые линзой" (что означает "процессы происходящие в линзе при прохождении через нее света такого-то спектрального состава описываются преобразованиями Фурье") -- если подходить формально, то "фурье-преобразования, выполняемые линзой" -- суть полная ахинея. Под "контролем усиления в рецепторах" понимаются (то есть, как всегда "имеется в виду") пост_колбочковые, но пре_оппонентные процессы в сетчатке. Сейчас начинаю понимать, что употребив в "рецепторах", а не в "фоторецепторах", Фершильд слегка прикрыл себе попочку, поскольку, как я уже рассказывал, для многих физиологов собственно рецептором являются биполярные клетки, а колбочки -- лишь конвертером энергии стимула из квантов в электричество.
Может сложиться такая ситуация, что при определенном стимуле S-колбочки насытились и перестали отвечать, а L- и M-колбочки работают. Дальнейшее изменение стимула может оказаться нераспознанным, потому что колбочкои одного из типов молчат ("затрансились"). С некоторой натяжкой этот процесс можно рассматривать как инструмент адаптации на колбочковом уровне. Но уж нас-то с Вами, он никак не волнует (в контексте нашей деятельности). Собственно, об этом Фершильд и пишет, как бы делая реверанс в пользу "колбофилов":
"Наверное, наиболее важным механизмом хроматической адаптации является процесс независимого изменения чувствительности фоторецепторов, называемый иногда рецепторным контролем усиления.
Контроль усиления можно представить себе как вариации отношений между числом фотонов, падающих на фоторецептор, и электрохимическим сигналом, который выдает фоторецептор в ответ на фотонное воздействие. Хроматическая адаптация будет обеспечена снижением усиления при большом числе фотонов (высокие уровни возбуждения для специфического вида колбочек) и его увеличением при их недостатке. Ключ к хроматической адаптации в том, что контроль усиления по каждому из трех типов колбочек является независимым. (Безусловно, контроль усиления является также механизмом и световой адаптации, но световая адаптация может быть реализована за счет синхронного контроля усиления колбочками всех трех типов, поэтому независимый механизм хроматической адаптации здесь избыточен).
Физиологически изменения в фоторецепторном усилении можно объяснить истощением колбочкового пигмента на высоких уровнях светимости: свет разрушает молекулы пигмента (этап процесса фототрансдукции), и молекул становится недостаточно для дальнейшего зрительного ответа. Следовательно, чем выше интенсивность стимула, тем меньше остается фотопигмента и тем ниже чувствительность фоторецепторов.
Истощением пигмента можно вполне удовлетворительно объяснить процесс понижения колбочковой чувствительности,
но имеются данные, что зрительная система подобным же образом адаптируется и на тех уровнях светимости, для которых истощение пигмента нехарактерно. Такая адаптация, как полагают, обеспечивается механизмами контроля усиления на уровне горизонтальных, биполярных и ганглиозных клеток сетчатки.."
Так вот "те уровни светимости, для которых истощение фотопигмента нехараткерно" -- это наши с вами заурядные просмотровые ситуации, то есть, попросту, -- большинство сцен.
Но это все уже такие изыски, и такая тонкая материя, что не полез бы я в нее, если бы не занудство Френкеля
-- могут, не могут -- не одна малина? Смысл книги ведь не в том. Смысл книги в corresponding color stimuli и расчете их.