Индексы CRI, CII, MI

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Samsonov

Участник
Топикстартер
Сообщения
886
Реакции
89
Полагаю, что Ферчайлд в своих «Моделях» просто ошибся, забыв коэффициент 4,6 в формуле Ra. Но немного непонятна сноска переводчика, где ферчайлдовскому варианту СРЗНАЧ(Ri) противопоставляется развёрнутое на километр выражение 100-4,6∙СРЗНАЧ(ΔEuwv) — разве это не одно и то же? Какая разница, что усреднять, если матожидание есть линейная функция? Или это просто попытка сохранить оригинальную формулировку Р. Мак-Дональда? :)

Не ясна ситуация с CRI произвольного освещения. Во различных источниках говорится, что тестовое освещение сравнивается со стандартными осветителями. И даже подчёркивается, что осветители делятся на две группы: «планковские излучатели» (до 5000 К) и «дневной свет» (всё что выше). С чем связана такая привязка? Если очень хочется сравнивать с идеальными излучателями в виде ламп накаливания, то есть неувязочка: вольфрам плавится при температуре около 3700 К.

И вообще, зачем реальные сравнения, когда любое а. ч. т. можно рассчитать на компьютере? Очевидно, тот же i1Share так и поступает. Но и он тоже норовит сравнивать с ближайшим стандартным осветителем (типа D50), причём порог «близости» не регулируется. Согласен, если получается 4990 К, то скорее всего нас интересует именно сравнение с D50. Но почему оригинальная методика оперирует исключительно стандартными осветителями, но не произвольными а. ч. т.? Тем более, что D50 сам не является планковским излучателем.

Из последнего обстоятельства вытекает главный вопрос: что есть CRI по сути? Это степень близости к идеальному излучателю (в частности, насколько коррелированной является цветовая температура) или же степень близости к стандартным осветителям? То есть это физический показатель или сугубо практический?



С индексами метамеризма и цветового [не]постоянства вообще всё туманно. Где о них можно подробно почитать? Я сколько ни искал, ничего конкретного не смог найти, кроме упоминаний вскользь — вроде как всем всё ясно. Действительно, названия кажутся красноречивыми, но конкретная применимость остаётся загадкой. Из «Моделей» понятно только, что индекс метамеризма — дело тёмное, неоднозначное, поэтому напрашивается вывод об игнорировании этой характеристики. А индекс непостоянства и вовсе упоминается мельком, и назван переводчиком «индекс цветовой константности» (если я правильно понял, что это оно самое). Больше никакой информации.

Где-то здесь встречал упоминание ещё каких-то похожих величин. Кто что может сказать умное? (в виде ссылок на онлайновые материалы)
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
Не ясна ситуация с CRI произвольного освещения...Где-то здесь встречал упоминание ещё каких-то похожих величин. Кто что может сказать умное? (в виде ссылок на онлайновые материалы)
Online не обещаю, но могу сфотографировать соответствующие страницы из "библии" (Color Science Wyszecki).
Samsonov сказал(а):
осветители делятся на две группы: «планковские излучатели» (до 5000 К) и «дневной свет» (всё что выше)
Где вы эти глупости прочитали? Планковское черное тело можно нагреть до любой температуры. Оно не плавится :).
Samsonov сказал(а):
рассчитать на компьютере? Очевидно, тот же i1Share так и поступает.
Интерполяция по Робертсону.
Samsonov сказал(а):
Из последнего обстоятельства вытекает главный вопрос: что есть CRI по сути?
Сдвиг в окрашенных образцах (9 или 14 шт) по отношению к естественному свету. То, что «естественный» - не планк, и меняет свою цв. температуру от 5000°K до 14 000°K - здесь значения не имеет.
Samsonov сказал(а):
это физический показатель или сугубо практический?
Практический.
Samsonov сказал(а):
С индексами метамеризма и цветового [не]постоянства вообще всё туманно
Там все достаточно просто и при этом заметно строже, чем с CRI. При известном SPD («спектре») образца и известном спектре осветителя рассчитывается illuminant shift. Для известных XYZ образца и осветителя считается хромадаптация (пусть по Бредфорду) - chromadaptive shift. Дельта между этими shift'ами и есть color inconstancy index. Все никак лабу не допишу на эту тему.
 

Samsonov

Участник
Топикстартер
Сообщения
886
Реакции
89
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

sabos сказал(а):
Где вы эти глупости прочитали?
Это Ферчайлд так глаголит устами сами-знаете-кого. Если он не цитировал дословно какой-нибудь стандарт (тут уж не придирёшься), то, думаю, надо понимать его слова фигурально. То есть «низкотемпературные» стимулы можно реально сравнить с обычными лампами накаливания, а для высоких CCT нужно искать имитаторы. Тем более, что вы сами говорите, что во втором случае за эталон принимается естественный свет. Отсюда и деление на две группы.

Интерполяция по Робертсону.
Что это, если не секрет? Поисковики дают ложные следы.
Чего там интерполируется-то хоть? И зачем, если и так вроде всё просто.

Дельта между этими shift'ами и есть color inconstancy index.
Так это, получается, показатель неидеальности модели хроматической адаптации? '8()'
Или, что не лучше, показатель несовместимости конкретной пары «образец + осветитель» с той или иной моделью адаптации?
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
«низкотемпературные» стимулы можно реально сравнить с обычными лампами накаливания, а для высоких CCT нужно искать имитаторы
Можно на лампу накаливания фильтр одеть. КПД правда упадет, а оно и так у ламп накаливания невысокое. И изотропичность пучка света пропадет.

Imho, здесь имеется ввиду то, что нагретые тв. тела (лампы накаливания) неплохо имитируют Планка. Но при нагреве мы ограничены. Выход на 5000-6000°K требует иного (дуги, плазмы). Поэтому мы хитрим, и белый синтезируем. Из трех компонент. Три люминофора (как в люминесцентной лампе), три диода (как в «белых» светодиодах) и т.п. Такой «белый» выглядит белым лишь при прямом тракте (непосредственно попадая в глаз). Как только возникают отражения - возникают проблемы. Спектральные. CRI нам и пытается оценить степень этих проблем.

CRI - статистическая оценка, со всеми вытекающими. Её можно обмануть. В свое время встречалось блестящее исследование двух китайцев на тему, как обмануть CRI дешевым диодом.
 

Samsonov

Участник
Топикстартер
Сообщения
886
Реакции
89
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

sabos сказал(а):
Можно на лампу накаливания фильтр одеть. Imho, здесь имеется ввиду то, что нагретые тв. тела (лампы накаливания) неплохо имитируют Планка.
Я так понимаю, в этом и была вся суть. Вольфрамовая нить — это почти а. ч. т., а если надеть фильтр — то уже всё, привет.

В свое время встречалось блестящее исследование двух китайцев на тему, как обмануть CRI дешевым диодом.
Китайцы, как всегда, не дадут соскучиться. :)
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
Что это, если не секрет? Поисковики дают ложные следы.
Увы, в моей литературе единственная ссылка - private communication. Сам алгоритм особого секрета не представляет - если нужно, welcome в приват. Построен он на изотемпературных линиях Kelly (Kelly K.L. Lines of constant correlated color temperature based on MacAdam's chromaticity transformation of the CIE diagram, JOSA, 1963).
Samsonov сказал(а):
Чего там интерполируется-то хоть? И зачем, если и так вроде всё просто.
Не так уж и просто. Локус а.ч.т. нанести на диаграмму цветности несложно. Но как спроецировать на этот локус произвольную точку (что не принадлежит локусу)? Изотемпературные линии не ортогональны, увы (такое уж у нас пространство).
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
Так это, получается, показатель неидеальности модели хроматической адаптации? '8()'
Или, что не лучше, показатель несовместимости конкретной пары «образец + осветитель» с той или иной моделью адаптации?
Не торопитесь. Что здесь следствие, а что причина? Модель адаптации моделирует адаптацию, верно? Хромадаптация неотделима от зрения, это одно из свойств зрения. С какой точностью мы её моделируем - второй вопрос. Важно то, что она есть.

Алгоритм хромадаптации отшлифован эволюцией - т.е. в условиях, когда не было люминесцентных ламп, светодиодов и пр. Алгоритм хромадаптации ограничен tristimulus. Поэтому он может сильно ошибаться при несовместимости конкретной пары «образец + осветитель» с условиями «отшлифован эволюцией».

Наши действия? Доработать это алгоритм мы не можем (не боги :). Должны учесть. Не создавать несовместимых пар «образец + осветитель». Думать о красках, думать о осветителях. О них думает спектральный синтез.
 

Samsonov

Участник
Топикстартер
Сообщения
886
Реакции
89
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

sabos сказал(а):
Как спроецировать на локус произвольную точку? Изотемпературные линии не ортогональны.
В смысле, не ортогональны локусу? А как они тогда выглядят (примерно)? Знаю, что некоторые алгоритмы приблизительного вычисления CCT по xy опираются на эпицентрическую модель — но то «аппроксимация в одно действие», которая может и не отражать реальность. Более того, эти аппроксимации оперируют исключительно в xy, тогда как по названию источника 1963 года можно догадаться, что там рассчёт ведётся в u'v'. И хоть формы фигур, по идее, должны сохраняться, не удивлюсь, если на самом деле там какие-нибудь хитрые кривые.
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
по названию источника 1963 года можно догадаться, что там рассчёт ведётся в u'v'
Верно. В UCS-диаграммах (типа I]u'v'[/I]) естественно изометрические линии ортогональны локусу.
Samsonov сказал(а):
В смысле, не ортогональны локусу? А как они тогда выглядят
См. аттач.
 

Вложения

  • CCT_in_xy.gif
    CCT_in_xy.gif
    125.7 КБ · Просм.: 686

Samsonov

Участник
Топикстартер
Сообщения
886
Реакции
89
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Возможно, забегаю вперёд паровоза, ибо Алексей Шадрин, похоже, переводит материал [POST=381396]как раз на эту тему[/POST], но таки хотелось бы вернуться к непрояснённому вопросу.

sabos сказал(а):
CRI — показатель сугубо практический: сдвиг в окрашенных образцах (9 или 14 шт) по отношению к естественному свету.
Тогда почему CRI ламп накаливания равен 100? Получается, что их сравнивают всё-таки с самими собой, а не с естественным (солнечным) светом. Ибо даже после хроматической адаптации различие между A и D65 вовсе не нулевое.

Правильно ли я понимаю, что в качестве образцов для CRI выступают элементы манселловского атласа разного тона и разной насыщенности? Насколько влияет используемая насыщенность на «релевантность» индекса CRI? Просто встречал где-то утверждение, что, мол, раз образцы не самые насыщенные, и не представляют особой сложности для цветопередачи, то и построенный на их основе индекс недостаточно всеобъемлющ. Понятно, что он и так не идеален, но всё-таки.

Правильно ли я понимаю, что при вычислении MI образцами являются не «N метамеров», то есть N одинаково выглядящих образов, а «N метамерных пар» (для эталонного освещения, естественно), и пары эти между собой отличаются по тону и насыщенности? И тогда, выходит, для измерений нужен только сам тестовый источник освещения, потому что информация об эталонном освещении уже «заложена» в сами метамерные пары?

Отдельная тема — УФ-образцы. В каком из трёх тестов они используются: CRI, MI, CII? Это какие-то специальные образцы, отражающие только ультрафиолет, или «самые обычные, но со „специальной УФ-характеристикой“»? Они служат для исследования флюоресценции или чего-то иного?

Правда ли, что для MI используется CIELAB вместо CIEUVW? Правда ли, что вместо «евклидовой» dE применяется dE94? Правда ли, что частные индексы не усредняются, а как-то по-иному статистически обрабатываются, чтобы учитывать вклад отдельных больших величин?

Выполняется ли какая-либо хроматическая адаптация над измеренными координатами образцов для CRI и MI?

При известном SPD («спектре») образца и известном спектре осветителя рассчитывается illuminant shift. Для известных XYZ образца и осветителя считается хромадаптация (пусть по Бредфорду) - chromadaptive shift. Дельта между этими shift'ами и есть color inconstancy index.
Не совсем понятно, как это практически вычисляется. Точнее, как определяются точки «как реально выглядит образец под таким-то освещением». Скудная фантазия рождает только такую гипотезу:
  • «Истинные» координаты получаются путём перехода от SPD к XYZ/LMS и выполнению над ними хроматической адаптации.
  • «Расчётные» координаты берутся только по колориметрическим значениям. То есть сначала вычисляется тот же адаптированный XYZ для исходного источника, и эта точка тождественно равна «истинной исходной». Потом к ней применяется какая-нибудь колориметрическая модель смены хроматической адаптации, и получается «расчётная конечная» точка, уже не совпадающая с «истинной конечной».
Так или нет?
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
Тогда почему CRI ламп накаливания равен 100?
Потому что CIE рекомендует в качестве эталонного осветителя использовать планковский свет с той же цветовой температурой (the reference light source for calculation of the CRI is usually a planckian black-body radiator with the same correlated color temperature), а так как лампа накаливания очень хорошо имитирует планковский свет – имеет 100% результат. Собственно, именно лампы накаливания (галогенки) и используют в качестве эталонных.
Samsonov сказал(а):
Правильно ли я понимаю, что в качестве образцов для CRI выступают элементы манселловского атласа разного тона и разной насыщенности?
Так не принято говорить. Впрочем, система Munsell покрывает все видимые цвета (как и Lab), поэтому любому образцу (в т.ч. и CRI samples) можно найти манселовский индекс. CRI samples это (hue, value/chroma):
7.5R 6/4 (light grayish red); 5Y 6/4 (dark grayish yellow); 5GY 6/8 (strong yellow-green) и т.д. Однако хочу подчеркнуть, что образцы - не просто некий манселовский индекс, это строго заданное вещество, в CIE приведены спектральные характеристики.
Samsonov сказал(а):
Насколько влияет используемая насыщенность на «релевантность» индекса CRI? Просто встречал где-то утверждение, что, мол, раз образцы не самые насыщенные, и не представляют особой сложности для цветопередачи, то и построенный на их основе индекс недостаточно всеобъемлющ.
Я уже упоминал, что есть два набора образцов. General CRI и вправду использует не самые насыщенные цвета, chroma там не превышает 8. Но есть и расширенный (до 14 шт.) набор Special CRI – там встречаются strong-цвета с chroma 11-13.
Samsonov сказал(а):
Правильно ли я понимаю, что при вычислении MI образцами являются не «N метамеров», то есть N одинаково выглядящих образов, а «N метамерных пар»
Для каждого образца вычисляются парные координаты (в CIE 78 это Luv-координаты) – под эталонным светом и под испытуемым. Затем берем разницу (dE Luv), затем считаем среднее.
Samsonov сказал(а):
Отдельная тема — УФ-образцы.
Здесь не соображу. В CIE 78 никаких УФ-образцов не упоминается, спектры заданы для диапазона 380-700 нм.
Samsonov сказал(а):
Правда ли, что для MI используется CIELAB вместо CIEUVW? Правда ли, что вместо «евклидовой» dE применяется dE94? Правда ли, что частные индексы не усредняются, а как-то по-иному статистически обрабатываются, чтобы учитывать вклад отдельных больших величин? Выполняется ли какая-либо хроматическая адаптация над измеренными координатами образцов для CRI и MI?
Увы, точных ответов не дам, особо за темой не слежу. Навскидку – не помню в MI никаких хроматических адаптаций. Для CRI адаптации не нужны, повторюсь, там цветовые температуры эталонной лампы и испытуемой совпадают. Wyszecki для расчета цветовых различий в MI пользовал dE Luv (аналогично CRI), однако времена меняются, прогресс идет, в некоторых приложениях встречал «модернизированные» MI, в некоторых параллельно вычисляются и стандартный dE Luv, и dE76-2000 на выбор.
Samsonov сказал(а):
Хромадаптация пользуется лишь при расчете color inconstancy. Математику расчета CRI и MI могу отсканировать и выложить.

Кстати, вспомнилось – CRI имеет два значения, с легкой руки Pointer’a (кстати приятеля Hunt’a) есть еще color reproduction index.
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

sabos сказал(а):
Впрочем, система Munsell покрывает все видимые цвета (как и Lab), поэтому любому образцу (в т.ч. и CRI samples) можно найти манселовский индекс.
Не соглашусь:
1. Никаких "видимых цветов" не существует :)
2. Манселловская система оперирует отражающими образцами и, следовательно, только предметными стимулами. Тогда как LAB включает в с себя координаты ощущений, возникающих в том числе от тех самосветящихся стимулов, колориметрическая чистота которых недостижима при освещении поверхностей полноспектральным источником (например, С или D50), в том числе монохроматов.
Кстати, вспомнилось – CRI имеет два значения, с легкой руки Pointer’a (кстати приятеля Hunt’a) есть еще color reproduction index.
По данной мною ссылке ув. Самсонов все найдет -- это черновик перевода последней части хантовского "Цветовоспроизведения". Там все это есть.
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Alexey Shadrin сказал(а):
Никаких "видимых цветов" не существует.
Тогда подскажи, как называть те "неправильные" числа, которые неизбежно возникают в колориметрических расчетах. Пока я их называю unreal colors (и коллеги меня понимают).
Alexey Shadrin сказал(а):
Манселловская система оперирует отражающими образцами и, следовательно, только предметными стимулами
С этим мифом встречаюсь не первый раз. Откуда вы его берете?

Хотел бы я видеть, как "предметными стимулами" можно получить манселовскую хрому 35. Или даже 40 - хотя здесь imho в RIT уже увлеклись экстраполяциями, эти числа превышают Macadam limits (заодно получился пример unreal colors из самого Рочестера).
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

sabos сказал(а):
Тогда подскажи, как называть те "неправильные" числа, которые неизбежно возникают в колориметрических расчетах. Пока я их называю unreal colors (и коллеги меня понимают).
Дай подумать. Но "коллеги меня понимают" -- это не аргумент :)
С этим мифом встречаюсь не первый раз. Откуда вы его берете?
"Миф" берется вот откуда: уверенным в перцепционной равномерности манселловской системы (манселловских интервалов) можно быть только на основании ее физического воплощения (атласа), рассматриваемого при С-осветителе. Во всем остальном (к примеру, chroma 35) на основании чего мы можем быть уверенными? На основании каких экспериментов и моделей? (если знаешь -- подскажи).
Таким образом, когда говорят "манселловская система", то имеют в виду ее физическое воплощение (атлас), но не сам принцип.
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Alexey Shadrin сказал(а):
Таким образом, когда говорят "манселловская система", то имеют в виду ее физическое воплощение (атлас), но не сам принцип.
Давай без "имений ввиду". Когда говорят Munsell Book of Color - говорят атлас. Когда говорят Munsell Color System (иногда Munsell Renotation System) - говорят о координатной системе hue/value/chroma, которая (стараниями Newhall, Nickerson and Judd, 1943):
1. покрывает весь HVS (как и колориметрические XYZ/Luv/Lab/LCh);
2. однозначно связана с колориметрическими XYZ/Luv/Lab/LCh;
3. перцептуально равномерна (uniformity color space) по всем трем координатам, в отличие от "условно-равномерных" колориметрических UCS Luv/Lab/LCh.

К сожалению, невозможно аналитически связать Munsell Color System с колориметрическими XYZ/Luv/Lab/LCh (много народу билось об эту задачу). Увы, только аппроксимация, и при этом высокого порядка. Например связь value с Y – через полином пятой степени. Аналогично и с hue/chroma. Поэтому более практичны табличные методы, их принято называть LUT.
Alexey Shadrin сказал(а):
на основании чего мы можем быть уверенными? На основании каких экспериментов и моделей?
Над вопросом uniformity билось очень много народу. Все эксперименты и модели рассказать – книгу писать. Например, тот же вопрос hue-constant line (лучи цветового тона) на высоких насыщенностях требует учета эффекта Abney, на высоких яркостях - эффекта Bezold-Bruke. Изохроматические контура – еще хуже. Знаю, что много внимания вопросам uniformity уделял MacAdam, Robertson. Не все эти эксперименты и модели попали в Munsell Color System 1943, более поздние данные использовались для усовершенствования DIN UCS, OSA UCS. Но не торопитесь менять Munsell Color System на «более модную». Если перцептуальная равномерность приоритетна, то учитывайте, что OSA – это уже не LUT (не color ordered), там пользуют аналитическую координатную систему Ljg, наподобие Fairchild’овской JCh. Обе имеют компромиссы с равномерностью (строго говоря, Fairchild JCh вообще не есть uniformity).
 

Samsonov

Участник
Топикстартер
Сообщения
886
Реакции
89
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Пытаюсь пока разобраться с CRI, а точнее сделать иллюстрацию, наглядно демонстрирующую, что «не все лампы одинаково полезны». Проблема: глядя на экранную имитацию образцов под разным освещением, я даже самого себя не могу убедить в том, что низкий CRI ведёт к серьёзным отклонениям в цветопередаче. Уже и с яркостью монитора игрался, и с уровнем освещения в комнате — не выходит цветок каменный.

Вообще, за наглядным примером мне далеко ходить не надо: мои джинсы как раз очень хорошо меняют свой цвет в разных условиях. Днём они светло-синие, ближе к голубым. Под флуоресцентными лампами могут стать «фиолетовыми», то есть сине-малиновыми. Под низковаттной лампой накаливания иногда выглядят тёмно-синими, ближе к выцветшему чёрному. Казалось бы, если даже этот ненасыщенный цвет столь явно демонстрирует эффект различий в цветопередаче, то не составит труда подобрать такие образцы, чтобы различия стали впечатляющими. Но не тут-то было.

Что пытался делать.

Сначала все вычисления выполнялись в Excel. В качестве тестовых источников освещения были выбраны D50, его имитатор F10 (4990 К, CRI=80) и мои офисные лампы (3265 К, CRI=57) — вылитые F3 (3446 К, CRI=57). Дабы нормировать яркость каждого из источников, использовалась весовая функция V(λ):1924. А затем все три были промасштабированы так, чтобы D50 давал 1,0 на 550 нм.

Тестовые образцы сначала пытался сконструировать сам — специально так, чтобы попадать в пики и провалы той или иной лампы. То есть чтобы отличия были максимально заметными. При этом хотелось, чтобы максимумы отражательной способности двух образцов находились близко друг к другу: получились умеренно насыщенные голубой и зелёный, средней светлоты. Но когда я всё это дело перевёл в XYZ/LAB и затем в sRGB, отличия оказались ну просто еле заметными. «Тюнинг» спектральных коэффициентов так и не дал ощутимого результата, поэтому этот первый вариант у меня даже не сохранился.

Преобразования из spkt в sRGB осуществлялось следующим образом.
  1. Сначала в Excel происходило умножение спектра осветителей на коэффициент отражения образцов — получалось как бы emissive.
  2. Затем данные загружались в ColorLab.
  3. Выполнялась конверсия в колориметрические координаты. В качестве осветителя выбирался соответствующий стандартный или подгружаемый, в качестве матрицы для адаптации — CAT02, наблюдатель — 2-градусный.
  4. Выполнялась конверсия из Lab.icc в sRGB.icc с относительной колориметрической цветопередачей.

Отчаявшись, решил не тыкать пальцем в небо, а пойти от обратного. Взял ColorCheckerSG, проделал вышеуказанные процедуры для разных осветителей и выбрал три патча, дающих наиболее сильную разницу (15–20 dE76). Этими патчами стали J4 (сине-голубой), L7 (жёлто-зелёный) и L6 (красно-оранжевый). Опять прогнал всю процедуру с начала — результат можно видеть в аттаче № 1, где сверху вниз идут ряды для D50, F10 и моей «F3». Не знаю, как вам, а мне отличия не кажутся «катастрофическими». Определённо, они имеют место, но касаются в основном изменения светлоты. Только в одном случае наблюдается некоторый сдвиг цветового тона из-за «визуальной кларификации» зелёного под F10. Боюсь, что если разглядывать эти образцы по раздельности, в контексте цветного отпечатка, то общее настроение будет примерно одинаковым.

Тогда добавил ещё один образец — вышеупомянутые джинсы. И честно говоря, ни одно отображение этого цвета на экране не показалось мне хоть сколечки похожим на оригинал; хоть при дневном свете, хоть под «F3». Ну ладно: похоже-непохоже — дело десятое (всё-таки джинсовая ткань — это вам не тонкий слой чернил на гладкой бумаге), главное чтобы различия всплывали при смене осветителя. Но в конечном итоге различия были на грани различительной способности моих глаз.

Вычисления проводились уже целиком с помощью ColorLab, включая и первый шаг вышеупомянутого алгоритма. ColorLab тоже, похоже, уравнял осветители по яркости, но у него все патчи получились несколько светлее и очень уж насыщенно — не знаю даже, возможно ли такое в реальности для отражающих материалов. Результат представлен на аттаче № 2, где сверху вниз идут ряды для A, D50, F10 и «F3»; то есть рисунку № 1 здесь соответствует левый нижний угол. Картина получается примерно такая же, как в первом случае. И разница между D50 и A не намного меньше, чем между D50 и F10. Правый столбец («джинсы») выглядит почти монолитным куском, и хотя общий характер изменения цвета передан верно (см. выше), нельзя признать соответствующими действительности ни величины отличий, ни сами цветовые ощущения от видимого на экране.

Что же я делаю не так? Или это в принципе нельзя проиллюстрировать?
 

Вложения

  • samples_sRGB_Excel.png
    samples_sRGB_Excel.png
    1.6 КБ · Просм.: 613
  • samples_sRGB_ColorLab.png
    samples_sRGB_ColorLab.png
    2.6 КБ · Просм.: 630

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
Проблема: глядя на экранную имитацию образцов под разным освещением, я даже самого себя не могу убедить в том, что низкий CRI ведёт к серьёзным отклонениям в цветопередаче.
Прежде всего нужно понять, что никакой "цветопередачи" не существует -- термин как всегда "не пришей кобыле хвост". Под "цветопередачей" как всегда "имеется в виду" отклонение в ощущении от стимула, образованного данной поверхностью при тестовом освещении, в сравнении с ощущением от стимула, образованного этой же поверхностью, при эталонном освещении (обычно D50). Понятно, что это ни какая не цветопередача, а степень дисметамерности между стимулами. Понятно, что если эталон не выбран, то ни о какой "цветопередаче" даже в бардачно-переносном смысле говорить не приходится.
Во-вторых, давайте вспомним, как называется наш основной документ: "Технология управления цветом в изображениях — архитектура, формат профайлов и структура данных." Изображение, как мы помним -- это высокодифференцированный сложный зрительный стимул, состоящий из множества простых стимулов. Управление изображениями нашими средствами много проще, чем управление простыми стимулами. Радикально проще. Следовательно, т.н. spot color management -- это совершенно иная область знания и деятельности, требующая применения высшей колориметрии, моделей и пр.
В-третьих, напрочь непонятна поставленная задача: чего Вы пытались добиться? Имитировать на экране потенциальный разнос между образцами одинаковой спектральной отражательной способности при разных источниках? Если да, то не забывайте, что в экранную визуализацию вмешивается chad, который может сильно "попортить прическу", поскольку не рассчитан на эксперименты, но на адекватное отображение при разных адаптирующих стимулах.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.