Ответ: Давайте разбираться.
И опять отправная точка рассуждений неверна.
Мы занимаемся не растрированием. Растрирование — не цель. Цель — воспроизведение изображения. Растрирование — средство.
Цифровой оригинал не является изображением, которое мы должны воспроизвести. Цифровой оригинал — данные цифрового, т.е. компьютерного процесса растрирования. А растрирование — лишь этап в процессе воспроизведения изображения.
Оценивать качество воспроизведения правомочно лишь по оттискам. Именно по оттиску следует судить о качестве воспроизведения, а не по превью RIP-а.
У меня нет сведения о том, что ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования» утратил свою законную силу.
Если такие сведения поступят, и если будет предоставлен новый действующий стандарт, если такой имеется, можно будет пересмотреть изложенное ниже.
Итак,
Оригиналы по виду подразделяются на:
• штриховые …;
…
• полутоновые ….
…
1.1 Общие технические требования к оригиналам
…
1.1.3 Детали изображения на оригиналах должны быть визуально резкими с зоной размытого перехода в масштабе репродукции не более 100 мкм, для оригиналов с произведений искусства — не более 50 мкм, если нерезкость не требуется специально.
Ни здесь, ни выше по тексту ОСТ не указывается, о каких оригиналах речь в данном пунке. Потому, можно считать, что речь о любых оригиналах, как полутоновых, так и штриховых.
Но посчитаем.
Сначала, замечание. Как я ни старался, а найти точного определения термина «пара линий», который принят в фотографии, и который я время от времени использовал ранее (не в этом тексте), а именно, как относить более привычные нам «точки» и «линии» на дюйм (сантиметр) к этой единице измерения, при описании параметров изображения, задачу воспроизведения которого мы решаем, буду оперировать «линиями на дюйм» и, соответственно, «lpi».
Итак, «зона размытого перехода» в оригинале должна быть в пределах 50—100 мкм. Что в пересчёте на «линии на дюйм» составляет примерно 250—500 lpi.
Или, если на секунду принять постулат моих оппонентов, что цифровой оригинал и оригинал есть оно и то же, разрешение входящих файлов должно быть в диапазоне 250—500 ppi. Исходя из того, что подавляющее большинство изображений, с которыми мы работаем, не являются «оригиналами с произведений искусства» (см. текст ОСТ), «традиционное» или, как можно слышать, «стандартное» разрешение в 300 ppi является достаточным для подавляющего большинства любых изображений, т.е. и штриховых, и полутоновых. Для «оригиналов с произведений искусства», если придерживаться такой точки зрения, разрешения файлов чуть более 500 ppi вполне достаточно. Опять же, не разделяя их на штриховые и полутоновые.
Напомню, что это на секунду была принята точка зрения моих оппонентов. Видно, как легко разбились
все их аргументы об требования отраслевого стандарта. Но мы не ищем лёгких путей, и будем копать дальше.
И копать будем, старясь избегать так нелюбимого и яростно опровергаемого оппонентами применения мной в подобных рассуждениях теоремы Котельникова.
Вспомним, что «…человеческий глаз в нормальных условиях не может разглядеть два источника света по отдельности, если расстояние между ними меньше одной минуты дуги…» —
www.telescope.com.ua/basic, или «Разрешающая способность глаза характеризуется углом, при котором глаз ещё раздельно наблюдает две светящиеся точки. Принято считать, что разрешающая способность глаза составляет 1' (одну минуту).» —
www.antula.ru/web-design_nayka.htm.
Исходя из этого, для того, чтобы человек, рассматривающий оттиск невооружённым глазом с обычного для чтения расстояния, т.е. примерно с 30 см (назовём эти условия нормальными), не смог разглядеть некий «объект», линейный размер этого «объекта» должен быть не более 0,087 мм. Если этим «объектом» является «зона размытого перехода», то ей достаточно быть шириной менее 87 мкм, что в пересчёте на разрешение оригинала составляет примерно 290 lpi.
Или, если опять на секунду принять, что оригинал и цифровой оригинал есть одно и то же, то разрешению файла-оригинала достаточно быть чуть более 290 ppi. Далее процитирую сам себя, взяв
отсюда: Однако, это размер стороны квадрата, коим является пиксел. Но диагональ-то у него длиннее, т.е. она больше 1', т.е. больше установленного минимального предела. Стало быть, диагональ, а не сторона квадрата должна быть не более 1' — вот тогда мы его точно не разглядим. Применив банальную теорему Пифагора, определяем, что сторона квадрата, т.е. размер пиксела должен быть не более 0,0617 мм. Разрешение при этом получается равным 412 ppi. (конец цитаты)
Сопоставив эти цифры с требованиями ОСТ видим, что аргументы оппонентов опять оказались ничтожными.
И увидим, что требования стандарта, видимо, этим самым и обусловлены, а именно, возможностями и ограничениями человеческого зрения.
Оппоненты утверждают, что на оттисках можно разглядеть, что точки растра имеют форму, влияющую на восприятие оттиска «нашим наблюдателем», т.е. на восприятие сюжетно важных деталей изображения. Какого размера должны быть детали формы точки растра, чтобы их можно было разглядеть в нормальных условиях, чтобы наблюдатель разглядел, что точка растра не круглая?
А должна быть она, эта деталь, размером как минимум 0,087 мм. При разрешении вывода в 3000 dpi (полагаю, не будет возражений против такой достаточно распространённой цифры) это соответствует примерно 10 пикселам выводного устройства (ФНА). Оппоненты указывают на детали формы точки растра, описываемые единицами пикселов выводного устройства, в то время, как счёт должен вестись десятками.
Читаем ОСТ дальше:
1.2 Требования к штриховым непрозрачным одноцветным и многоцветным оригиналам
…
1.2.2 Штриховые элементы должны иметь равномерную насыщенность. Оптическая плотность штриховых элементов должна быть не менее 1.20 Б.
Оптическая плотность белой бумаги, на которой выполнен оригинал, должна быть не более 0,15 Б.
1.2.3 Ширина штриховых элементов на оригинале должна быть такой, чтобы с учетом масштаба воспроизведения она была на репродукции не менее 0,1 мм; расстояние между штриховыми элементами должно быть такого размера, чтобы на репродукции оно было не менее 0,2 мм.
По п. 1.2.2 хочу задать вопрос: как эти цифры переводятся в «фотошоповские плотности»? Не знаю, потому и спрашиваю.
Но по п. 1.2.3 у меня вопросов нет. Сопоставим эти цифры с теми, что мы рассматривали выше. Видно, что минимальная ширина штриховых элементов сопоставима с шириной «зоны размытого перехода», и при самых строгих требованиях лишь вдвое шире, чем эта самая зона.
Минимальная ширина пробельного элемента больше, чем штрихового, что вполне объяснимо тем, что в процессе печати пробельный элемент, имей он меньшую ширину, запросто может быть утрачен «благодаря» растискиванию.
А вот теперь вернёмся чуть выше, и поглядим, какой кусок нужно «откусить» от точки растра, чтобы наблюдатель смог зафиксировать её не круглую форму. Там указана величина, сопоставимая с шириной штрихового элемента, но, как мы только что выяснили, должна быть вдвое больше. То есть, счёт идёт не на десятки пикселов выводного устройства при вывода на 3000 dpi, а количеством от десятка до пары десятков. Давайте «откусим» от матрицы 16 х 16 пикселов кусок размером 15 х 15 — что там останется? Оставшееся лежит в пределах восприятия наблюдателя хотя бы целиком, не говоря уже о подробностях формы?
И потом, о каком растре мы говорим? Речь ведь пока шла в основном о штриховых оригиналах, за исключением допускающего неоднозначную трактовку п.1.1.3 ОСТ.
А какой растр при воспроизведении штрихового изображения? Задача — воспроизвести штрихи изображения, а не вносить в них новые, коими по существу являются точки растра. Стало быть, штриховой оригинал переносится на форму и оттиск не подвергаясь растрированию, и говорить о растре здесь не уместно.
Остаётся лишь вернуться к выведенным выше цифрам и заключить, что если принять точку зрения, что оригиналом для нас является цифровое изображение, необходимое и достаточное разрешение лежит в диапазоне от 250 до 500 ppi. Но если этой точки не принимать и не отвергать при этом правомерность применения здесь теоремы Котельникова, необходимым и достаточным является разрешение от 500 до 1000 ppi. Традиционно используемые в таких случаях пределы 600—1200 ppi хоть и являются чуть избыточными, но в пределах разумного. Разрешения свыше этих пределов — избыточны.
Осталось разобраться с полутоновыми оригиналами. Читаем ОСТ:
1.4 Требования к полутоновым непрозрачным одноцветным оригиналам
…
1.4.3.1 Зернистость оригинала при рассмотрении его в масштабе репродукции не должна быть заметной, если она не предусмотрена заказчиком как изобразительный элемент оформления.
Что можно назвать зернистостью, говоря о цифровом изображении, цифровом оригинале? Не будет большой натяжкой сказать, что это его пиксельная структура. Какие параметры должны быть у этой структуры, чтобы, согласно ОСТ, не быть заметной? Цифровой оригинал должен иметь такое разрешение, при котором в нормальных условиях не возможно разглядеть отдельный пиксел. Размер этого пиксела и разрешение мы выяснили выше — при разных оценках это от чуть более 290 до чуть более 400 ppi.
И теперь мы можем применить то, что было рассмотрено выше, когда речь шла и об отдельных точках растра, и ширине «зоны размытого перехода», и пр.
В общем, доказано:
1. Использовать в качестве цифровых полутоновых оригиналов файлов с разрешением выше 400 ppi не имеет никакого смысла.
2. То же самое для штриховых оригиналов, только пределы повыше — 600—1200 ppi.
И заметьте, теорема Котельникова в принципиальных моментах не применялась. Более того, её применение позволило получить результаты, более близкие к тем, на которых настаивают мои оппоненты. Забавно, что не наоборот.