Цветовой охват матовых бумаг

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Коллеги, все мы знаем, что цветовой охват на матовых бумагах всегда меньше, чем при прочих равных на глянце. Раньше как-то я принимал это как данность, не сильно задумываясь о причинах. Однако давеча у Ханта вычитал вот такое объяснение (перевод с листа):
"<...> все поверхности (неважно, окрашены они или нет) отражают от своего поверхностного слоя определенную долю падающего света, которая, в свою очередь, является дополнительной к свету, отраженному от толщи поверхности. Свет, отраженный от поверхностного слоя, по цвету сходен с осветителем (за исключением металлов) и, таким образом, когда окрашенные поверхности рассматриваются при белом свете, некоторое его количество добавляется к "цветному" свету, отраженному от толщи этой поверхности. Следствием является то, что полнота цвета поверхности падает.
Большинство поверхностей обладают той или иной степенью глянца, и это значит, что при направленном освещении свет, отраженный от поверхностного слоя, должен идти преимущественно в одном направлении и сравнительно редко попадать в глаз. В результате, на сетчатку воздействует только "цветной" свет, рассеянный толщей поверхности, полнота цвета которой практически не снижается. Вместе с тем, независимо от направления просмотра, "цветной" свет, диффузно рассеянный толщей поверхности, всегда будет смешиваться с некоторым количеством белого света, зеркально отраженного от поверхностного слоя (см. рис. 5.3).
Из сказанного следует также и то, что матовые поверхности, отражающие свет по всем направлениям, всегда обладают меньшей полнотой цвета, чем глянцевые.<...>"
Не удивляйтесь термину "полнота цвета" и покамест считайте его полным эквивалентом насыщенности.
 

Вложения

  • Colorfulness.gif
    Colorfulness.gif
    16.9 КБ · Просм.: 884

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват матовых бумаг

Для меня это объяснение ново, но я подумал, что его должны вдалбливать в головы студентов в академии печати (тем паче, что нужно внятное объяснение того, отчего изображение под ламинатом "поднимается"). Интересно, так ли это?..
 

minos

Модератор
15 лет на форуме
Сообщения
1 935
Реакции
707
Ответ: Цветовой охват матовых бумаг

Это же самое объяснение со схемами и рисунками дано в каталоге Lomond, как ни странно... :)
 

inTurisT

Забанен
10 лет на форуме
Сообщения
536
Реакции
0
Ответ: Цветовой охват матовых бумаг

ну в принципе это школьный учебник физики...ИМХО... точно скажу что в МГУПе на "светотехнике" читал вроде как такое же объяснение
 

Andrey Okunev

Участник
Сообщения
246
Реакции
13
Ответ: Цветовой охват матовых бумаг

Alexey Shadrin сказал(а):
Интересно, так ли это?..
Видимо так. Интересный пример по теме можно найти у Паулера в Optic of paper (стр. 30):
"Если коричневое стекло разбить на мелкие кусочки, рассеяние света (поверхностью) увеличится. Результатом явится большое дифузное отражение и мы воспримем материал более белым..."
 

Yurij

Участник
Сообщения
355
Реакции
1
Ответ: Цветовой охват матовых бумаг

Так это что получается: у матовых бумаг метамеризм больше? раз уж их цвет загрязнен цветом источника?
 

Konsta

15 лет на форуме
Сообщения
1 033
Реакции
25
Ответ: Цветовой охват матовых бумаг

Мне кажется, что господин Хант несколько намутил.
Давайте немного разделим понятия, "глянца", в частности. Глянец слоя над красителем, глянец красителя, глянец основы. Эти явления дают различный результат. Есть в оптике и цветометрии понятие разбеливания (подмешивание к окрашенному свету света источника. Есть также понятие полного отражения (свет падающий на определенную гладкую поверхность под углом к нормали, бОльшим чем определенный угол, отражается полностью). Диффузный свет образованный матовой поверхностью разбелен за счет того, что часть лучей отражается в сторону наблюдателя под этими углами. Свет, отраженный от глянцевой поверхности, разбелен за счет отражения падающего света от первой поверхности (грубо говоря, блик), а также со второй (красочной поверхности) за счет преломления света в пленке. Именно с этими эффектами борются в оптике просветлением, чем достигается не только повышенный оптический контраст, но и уменьшение разбеливания. Кроме того, возможно образование паразитной окраски за счет появления интерференции на пленке, образовавшейся на поверхности. Т.к. толщина этой пленки в разных местах разная, то возможно смешение инт-х цветов с образованием некого подобия разбеливания.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.