- Сообщения
- 9 258
- Реакции
- 1 188
Коллеги, несколько месяцев назад на форуме по фотографии я публиковал свои соображения относительно определения изображения и его свойств. Тогда дискуссии не получилось. Хотел бы вновь поднять эту тему в виду ее фундаментальной важности.
Приведенные мною тезисы -- это лишь печка: уплясать можем Бог знает куда.
Задачу разработки концепции изображения вижу в формулировке определения изображения (его не существует в мире, по крайней мере единого и общепринятого), формулировке физических и перцепционных характеристик изображения (имеется разрозненая, разношерстная и разнотолкуемая информация), описание эффектов восприятия (имеется разрозненая, разношерстная и разнотолкуемая информация), формулировка понятия "ментальный образ" как результат восприятия и осмысления изображения, характеристики ментального образа.
Итак, предельно кратко.
1. Определение изображения. Самое трудное. На сегодня могу предложить две формулировки, причем и та и другая отражают два немного разных подхода -- "наш" и "западный".
"Наш" подход:
Изображение -- это пространственный набор простых цветовых стимулов, несущих визуальную информацию об объекте, отделенную от объекта в пространстве и, чаще всего, во времени.
(оговорка "чаще всего" не случайна -- к примеру, проекция сцены на матовое стекло -- суть изображение, но в реальном времени).
"Западный" подход:
Изображение -- это высокодифференцированный сложный зрительный стимул, несущий визуальную информацию об объекте, отделенную от объекта в пространстве и, чаще всего, во времени.
Честно сказать, более склоняюсь к "западному" -- отнюдь не из подобострастия, а потому, что так считаю.
2. Изображение имеет набор характеристик, которые делятся на перцепционно-значимые физические и собственно перцепционные.
Перцепционно-значимые физические характеристики:
-- пространственный размер;
-- порог дифференцировки;
-- взаиморасположение элементов;
-- спектральное распределение энергии элементов (простых стимулов);
-- энергетический адаптирующий контраст;
-- энергетический яркостный баланс (эн. контрастность);
-- краевой энергетический контраст;
-- интегральная адаптирующая яркость;
-- интегральная адаптирующая длина волны;
-- физические артефакты (наличие/отсутствие).
Для цифровых изображений добавляются:
-- пространственное разрешение;
-- разрядность кодирования (тональное разрешение по Ханту).
Собственно перцепционные:
-- визуальный пространственный размер;
-- пространственные искажения (наличие/отсутствие);
-- порог визуальной верификации;
-- визуальный контраст (полноценный и неполноценный);
-- светлота, цветовой тон и насыщенность элементов (простых стимулов);
-- тональный баланс (визуальная контрастность);
-- колорит (хроматический баланс);
-- цветовой охват;
-- резкость;
-- пластичность;
-- визуальные артефакты (наличие/отсутствие);
-- зрительская интерпретация (mode of viewing).
Пояснение к порогу дифференцировки: если простой стимул начнет усложнять свою структуру (рост дифференцировки), то рано или поздно он может достичь порога визуального распознавания и стать способным нести визуальную информацию об объекте, отделенную от объекта -- то есть стать изображением. Пример поиска порога -- импрессионисты.
Пояснение к зрительcкой интерпретации: см. "Модели цветового восприятия".
Приведенные мною тезисы -- это лишь печка: уплясать можем Бог знает куда.
Задачу разработки концепции изображения вижу в формулировке определения изображения (его не существует в мире, по крайней мере единого и общепринятого), формулировке физических и перцепционных характеристик изображения (имеется разрозненая, разношерстная и разнотолкуемая информация), описание эффектов восприятия (имеется разрозненая, разношерстная и разнотолкуемая информация), формулировка понятия "ментальный образ" как результат восприятия и осмысления изображения, характеристики ментального образа.
Итак, предельно кратко.
1. Определение изображения. Самое трудное. На сегодня могу предложить две формулировки, причем и та и другая отражают два немного разных подхода -- "наш" и "западный".
"Наш" подход:
Изображение -- это пространственный набор простых цветовых стимулов, несущих визуальную информацию об объекте, отделенную от объекта в пространстве и, чаще всего, во времени.
(оговорка "чаще всего" не случайна -- к примеру, проекция сцены на матовое стекло -- суть изображение, но в реальном времени).
"Западный" подход:
Изображение -- это высокодифференцированный сложный зрительный стимул, несущий визуальную информацию об объекте, отделенную от объекта в пространстве и, чаще всего, во времени.
Честно сказать, более склоняюсь к "западному" -- отнюдь не из подобострастия, а потому, что так считаю.
2. Изображение имеет набор характеристик, которые делятся на перцепционно-значимые физические и собственно перцепционные.
Перцепционно-значимые физические характеристики:
-- пространственный размер;
-- порог дифференцировки;
-- взаиморасположение элементов;
-- спектральное распределение энергии элементов (простых стимулов);
-- энергетический адаптирующий контраст;
-- энергетический яркостный баланс (эн. контрастность);
-- краевой энергетический контраст;
-- интегральная адаптирующая яркость;
-- интегральная адаптирующая длина волны;
-- физические артефакты (наличие/отсутствие).
Для цифровых изображений добавляются:
-- пространственное разрешение;
-- разрядность кодирования (тональное разрешение по Ханту).
Собственно перцепционные:
-- визуальный пространственный размер;
-- пространственные искажения (наличие/отсутствие);
-- порог визуальной верификации;
-- визуальный контраст (полноценный и неполноценный);
-- светлота, цветовой тон и насыщенность элементов (простых стимулов);
-- тональный баланс (визуальная контрастность);
-- колорит (хроматический баланс);
-- цветовой охват;
-- резкость;
-- пластичность;
-- визуальные артефакты (наличие/отсутствие);
-- зрительская интерпретация (mode of viewing).
Пояснение к порогу дифференцировки: если простой стимул начнет усложнять свою структуру (рост дифференцировки), то рано или поздно он может достичь порога визуального распознавания и стать способным нести визуальную информацию об объекте, отделенную от объекта -- то есть стать изображением. Пример поиска порога -- импрессионисты.
Пояснение к зрительcкой интерпретации: см. "Модели цветового восприятия".