Тут многие интересовались вожделенными способностями LED-подсветки. Выскажу своё мнение о представителе данного семейства мониторов — Samsung SyncMaster XL24.
Цена. Тогда как предложения по младшей модели XL20 колеблются от 900 до 1200 долл., «золотая середина» — XL24 — ожидается по цене 2000–2100 долл. Стоит ли оно того, особенно если сравнивать с такими приметными продуктами, как NEC 2690? Попробуем разобраться.
Матрица. Уже один тот факт, что модели серии XL (на данный момент это XL20, XL24 и XL30) оборудуются PVA-матрицами, сам по себе вызывает «бурную радость». Углы обзора здесь действительно очень маленькие, и если сидеть близко к экрану, то изображение в углах может демонстрировать заметный цветовой сдвиг: например, жгучий красный становится оранжевым, оранжевый — чуть ли не жёлто-зелёным. Наверное, после этого многие могут не читать дальше.
Стабильность. Достаточно 5 минут, и вы уже в рамках 1 dE00 при максимальной яркости. Даже для ЭЛТ требуется не менее 10–15 минут, а ЖК на традиционных CCFL-лампах могут стабилизироваться и полчаса, и час, и два; и пресловутый NEC тут не исключение. Впрочем, тут многое зависит от уровня яркости: если она в пределах 150 кд/м², то у любого монитора стабилизация наступает достаточно быстро. Возможно, будь у XL24 светодиоды помощнее, он тоже дольше бы входил в статическое состояние.
Охват. Сравнительно узкополосные люминофоры светодиодной подсветки (рис. 1) обеспечивают довольно широкий цветовой охват, с большим запасом перекрывающий NEC 2690 (рис. 2 и 3, а также ICC-профиль в архиве). Только по синему имеется крохотное отставание — это, видимо, виновата та зелёно-голубая примесь в синем светофильтре, которую можно видеть на спектрограмме. То же верно и в отношении Adobe RGB, но запас уже не такой большой, и есть некоторая недостача в области зелёных тонов. В спецификации заявляется «114 % от NTSC», на коробке написано «123 % color gamut (CIE 1976)» (уж не знаю, проценты от чего, и действительно ли имеется в виду объём в dE76), а также «Adobe RGB support» (об этом — ниже).
Яркость. Верхняя граница белого превышает 230 кд/м², но уже при 190 заметно некоторое падение спектральной чистоты RGB-прожекторов: вместо гладких верхушек появляются тупые срезы. Так что эксплуатировать лучше при нормальной яркости, не выше 150 кд/м². Контраст порядка 1000:1 — чёрная точка настолько темна, что приборы путаются в показаниях, и установить истинное значение довольно затруднительно (у меня получалось от 500:1 до 2800:1).
Равномерность. При тестовом уровне яркости 125 кд/м² (как того требует стандарт TCO'03, чей значок красуется на раме), максимальное отклонение белого от средней величины составляет 3,9 dE00 (2 % по яркости), среднее — 2,0 dE00 (0,9 %). Для сравнения, у NEC 2690 при максимальном уровне компенсации выходит 3,2 dE00 (6,5 %) максимум и 1,9 dE00 (3 %) в среднем. Что касается серого и чёрного цвета, максимальное отклонение 3,0 и 0,8 dE00, тогда как у NEC — 2,0 и 1,1 dE00. Другими словами, примерно одинаково — никаких чудесных улучшений светодиодная подсветка сама по себе не даёт, тем более что её наверняка тоже калибровали (об этом ниже). И не стоит забывать, что размер экрана у NEC 2690 несколько выше, а это играет большую роль: например, у его младшего брата 2090 отклонения по яркости раза в два меньше. Впрочем, если верить тому, что ISO 12646 допускает 15 % для цветопробы (а это 6,1 dE76), то вряд ли какой монитор можно считать совсем уж неподходящим.
Балансировка. Вот тут мы подходим к самому интересному — к аппаратной калибровке. В стандартной комплектации, когда вышел XL20, шёл колориметр Huey, а сейчас кладут Eye-One Display 2; работа идёт через стандартную EyeOne.dll, так что Eye-One Pro тоже поддерживается. Фразу на коробке «Color calibrator included (dedicated to LED BLU only)» я бы перевёл как то, что Eye-One туда положен исключительно для пользовательской настройки равномерности подсветки — это как раз то, чего на хватает NEC'у 2690. Но не глупость ли: прилагать колориметр за 250 баксов только ради балансировки подсветки? Оказывается, всё наоборот: как раз балансировку-то выполнить нельзя — просто потому, что соответствующая вкладка в программе отсутствует. Три другие, первая, вторая и четвёртая, есть, а этой просто нет. Руководство пользователя на этот счёт молчит, лишь демонстрируя скриншот, где такая вкладка имеется. В обзорной статье Ф-Центра её тоже нет. Вопрос в службу техподдержки остался вообще без реакции. Обращение по прямым каналам пока что тоже не дало результата — лишь пообещали, что постараются связаться с кем-нибудь знающим.
Калибровка. Основную свою задачу — аппаратную калибровку — фирменная программа Natural Color Expert таки делает, обращаясь к внутренней 10-битной LUT монитора по протоколу DDC/CI. Помимо гаммы и цветовой температуры (кельвины либо xy) можно также задать яркость белого от 50 до 250 кд/м² с шагом 5, а также точку чёрного от минимума (0,05–0,1 кд/м²; до 0,2 кд/м² при высокой яркости) и в диапазоне от 0,4 до 4,0 кд/м². Однако результат работы программы назвать «калибровкой» язык не поворачивается.
Смена режимов. На передней панели монитора есть удобная кнопка переключения режимов. Вы легко можете переключаться между «ручным» калиброванным состоянием, а также несколькими эмуляциями, не теряя настроек. Благодаря высокой стабильности, долго ждать после переключения не требуется.
Эмуляция. Как я уже писал в топике «[THREAD=35428]Калибровка против CMS[/THREAD]», здесь имеется самое настоящее аппаратное управление цветом. Это позволяет эмулировать любой другой монитор (или стандартный колориметр типа sRGB и Adobe RGB) меньшего охвата. В том же топике приведены результаты валидации, демонстрирующие высокое качество такой эмуляции — никакого отличия от обычной экранной цветопробы средствами компьютерной CMS. Причём, если вы в качестве эталона загружаете в программу профиль sRGB или Adobe RGB, то программа автоматически предлагает диапазон яркости min-80 и 0,6–160 (откуда они эти числа взяли?), а результат вам сохраняет в соответствующую ячейку памяти монитора — помимо ещё одной ячейки для пользовательской эмуляции; разумеется, любые настройки можно вернуть к дефолтовым. Единственное, что смущает: программа нацелена на ICCv2, так что не понимает хроматически адаптированного тэга wtpt — всегда ставит D50 для профилей ICCv4; да и с прочими профилями тоже не особо надёжно себя ведёт, а от профилей с параметрическими TRC вообще вылетает.
Многоэкранность. Довольно странно для софта с претензией на дизайнерскую нишу не поддерживать два монитора. Тут окна просто не двигаются. И если основное окно настроек ещё можно переместить с помощью сторонних оконных менеджеров, то с окном измерения такое не проходит, да и само измерение начинается сразу же после появления этого окна. А вот вопрос с загрузкой LUT видеокарт nVidia тут не стоит в принципе, поскольку не предполагается задействовать видеокарту.
Козырёк. Спорный вопрос: нужна ли эта угольно-чёрная защита? Она же всегда оказывается темнее чёрного экрана. Да и куцый размер (менее 20 см в глубину) не позволяет назвать её полноценным прикрытием.
Руководство. Инструкция пользователя логически завершает эту унылую картину. В формате PDF мы имеем тупую перепечатку HTML-версии, причём без сохранения ссылочной интерактивности, — в общем, всё как для самого дешёвого монитора. По вопросам калибровки отсылают к более чем скромной CHM-справке Natural Color Expert.
Цена. Тогда как предложения по младшей модели XL20 колеблются от 900 до 1200 долл., «золотая середина» — XL24 — ожидается по цене 2000–2100 долл. Стоит ли оно того, особенно если сравнивать с такими приметными продуктами, как NEC 2690? Попробуем разобраться.
Матрица. Уже один тот факт, что модели серии XL (на данный момент это XL20, XL24 и XL30) оборудуются PVA-матрицами, сам по себе вызывает «бурную радость». Углы обзора здесь действительно очень маленькие, и если сидеть близко к экрану, то изображение в углах может демонстрировать заметный цветовой сдвиг: например, жгучий красный становится оранжевым, оранжевый — чуть ли не жёлто-зелёным. Наверное, после этого многие могут не читать дальше.
Стабильность. Достаточно 5 минут, и вы уже в рамках 1 dE00 при максимальной яркости. Даже для ЭЛТ требуется не менее 10–15 минут, а ЖК на традиционных CCFL-лампах могут стабилизироваться и полчаса, и час, и два; и пресловутый NEC тут не исключение. Впрочем, тут многое зависит от уровня яркости: если она в пределах 150 кд/м², то у любого монитора стабилизация наступает достаточно быстро. Возможно, будь у XL24 светодиоды помощнее, он тоже дольше бы входил в статическое состояние.
Охват. Сравнительно узкополосные люминофоры светодиодной подсветки (рис. 1) обеспечивают довольно широкий цветовой охват, с большим запасом перекрывающий NEC 2690 (рис. 2 и 3, а также ICC-профиль в архиве). Только по синему имеется крохотное отставание — это, видимо, виновата та зелёно-голубая примесь в синем светофильтре, которую можно видеть на спектрограмме. То же верно и в отношении Adobe RGB, но запас уже не такой большой, и есть некоторая недостача в области зелёных тонов. В спецификации заявляется «114 % от NTSC», на коробке написано «123 % color gamut (CIE 1976)» (уж не знаю, проценты от чего, и действительно ли имеется в виду объём в dE76), а также «Adobe RGB support» (об этом — ниже).
Яркость. Верхняя граница белого превышает 230 кд/м², но уже при 190 заметно некоторое падение спектральной чистоты RGB-прожекторов: вместо гладких верхушек появляются тупые срезы. Так что эксплуатировать лучше при нормальной яркости, не выше 150 кд/м². Контраст порядка 1000:1 — чёрная точка настолько темна, что приборы путаются в показаниях, и установить истинное значение довольно затруднительно (у меня получалось от 500:1 до 2800:1).
Равномерность. При тестовом уровне яркости 125 кд/м² (как того требует стандарт TCO'03, чей значок красуется на раме), максимальное отклонение белого от средней величины составляет 3,9 dE00 (2 % по яркости), среднее — 2,0 dE00 (0,9 %). Для сравнения, у NEC 2690 при максимальном уровне компенсации выходит 3,2 dE00 (6,5 %) максимум и 1,9 dE00 (3 %) в среднем. Что касается серого и чёрного цвета, максимальное отклонение 3,0 и 0,8 dE00, тогда как у NEC — 2,0 и 1,1 dE00. Другими словами, примерно одинаково — никаких чудесных улучшений светодиодная подсветка сама по себе не даёт, тем более что её наверняка тоже калибровали (об этом ниже). И не стоит забывать, что размер экрана у NEC 2690 несколько выше, а это играет большую роль: например, у его младшего брата 2090 отклонения по яркости раза в два меньше. Впрочем, если верить тому, что ISO 12646 допускает 15 % для цветопробы (а это 6,1 dE76), то вряд ли какой монитор можно считать совсем уж неподходящим.
Балансировка. Вот тут мы подходим к самому интересному — к аппаратной калибровке. В стандартной комплектации, когда вышел XL20, шёл колориметр Huey, а сейчас кладут Eye-One Display 2; работа идёт через стандартную EyeOne.dll, так что Eye-One Pro тоже поддерживается. Фразу на коробке «Color calibrator included (dedicated to LED BLU only)» я бы перевёл как то, что Eye-One туда положен исключительно для пользовательской настройки равномерности подсветки — это как раз то, чего на хватает NEC'у 2690. Но не глупость ли: прилагать колориметр за 250 баксов только ради балансировки подсветки? Оказывается, всё наоборот: как раз балансировку-то выполнить нельзя — просто потому, что соответствующая вкладка в программе отсутствует. Три другие, первая, вторая и четвёртая, есть, а этой просто нет. Руководство пользователя на этот счёт молчит, лишь демонстрируя скриншот, где такая вкладка имеется. В обзорной статье Ф-Центра её тоже нет. Вопрос в службу техподдержки остался вообще без реакции. Обращение по прямым каналам пока что тоже не дало результата — лишь пообещали, что постараются связаться с кем-нибудь знающим.
Калибровка. Основную свою задачу — аппаратную калибровку — фирменная программа Natural Color Expert таки делает, обращаясь к внутренней 10-битной LUT монитора по протоколу DDC/CI. Помимо гаммы и цветовой температуры (кельвины либо xy) можно также задать яркость белого от 50 до 250 кд/м² с шагом 5, а также точку чёрного от минимума (0,05–0,1 кд/м²; до 0,2 кд/м² при высокой яркости) и в диапазоне от 0,4 до 4,0 кд/м². Однако результат работы программы назвать «калибровкой» язык не поворачивается.
- Во-первых, оно почти не пытается выполнить приводку гаммы — считывает только RGBWK и парочку серых патчей, и на одновании этого пытается что-то высчитать. Эмпирически установлено, что результирующая гамма примерно на 0,2 выше запрашиваемой: вместо 1,4 получается 1,6, вместо 2,0 — 2,2. Причём это правило выполняется только в верхней части градационной шкалы (от 110 до 255), а в нижней всегда небольшой провал.
- Во-вторых, программа хоть и довольно быстро угадывает нужные настройки яркости для получения той или иной белой точки, но стесняется сделать побольше итераций. Поэтому результат может получиться весьма приблизительный: если цветовая температура далека от D65, вместо заказанных 100 кд/м² вполне вероятно получить 90. И на точку чёрного тоже не стоит рассчитывать: если заказали 0,4 кд/м², это не значит, что там не будет 0,6 кд/м², хотя регуляторы яркости и контраста позволяют получить практически любую комбинацию. (Регулятор яркости от 0 до 100 линейно соответствует 33–100 % доступной яркости белого и чёрного. Регулятор контраста в диапазоне от 0 до 80 линейно управляет белым по шкале 8–100 %; свыше 80 следует гамма-искажение.) Единственное, что успокаивает — программа записывает тэг bkpt в профиль.
Смена режимов. На передней панели монитора есть удобная кнопка переключения режимов. Вы легко можете переключаться между «ручным» калиброванным состоянием, а также несколькими эмуляциями, не теряя настроек. Благодаря высокой стабильности, долго ждать после переключения не требуется.
Эмуляция. Как я уже писал в топике «[THREAD=35428]Калибровка против CMS[/THREAD]», здесь имеется самое настоящее аппаратное управление цветом. Это позволяет эмулировать любой другой монитор (или стандартный колориметр типа sRGB и Adobe RGB) меньшего охвата. В том же топике приведены результаты валидации, демонстрирующие высокое качество такой эмуляции — никакого отличия от обычной экранной цветопробы средствами компьютерной CMS. Причём, если вы в качестве эталона загружаете в программу профиль sRGB или Adobe RGB, то программа автоматически предлагает диапазон яркости min-80 и 0,6–160 (откуда они эти числа взяли?), а результат вам сохраняет в соответствующую ячейку памяти монитора — помимо ещё одной ячейки для пользовательской эмуляции; разумеется, любые настройки можно вернуть к дефолтовым. Единственное, что смущает: программа нацелена на ICCv2, так что не понимает хроматически адаптированного тэга wtpt — всегда ставит D50 для профилей ICCv4; да и с прочими профилями тоже не особо надёжно себя ведёт, а от профилей с параметрическими TRC вообще вылетает.
Многоэкранность. Довольно странно для софта с претензией на дизайнерскую нишу не поддерживать два монитора. Тут окна просто не двигаются. И если основное окно настроек ещё можно переместить с помощью сторонних оконных менеджеров, то с окном измерения такое не проходит, да и само измерение начинается сразу же после появления этого окна. А вот вопрос с загрузкой LUT видеокарт nVidia тут не стоит в принципе, поскольку не предполагается задействовать видеокарту.
Козырёк. Спорный вопрос: нужна ли эта угольно-чёрная защита? Она же всегда оказывается темнее чёрного экрана. Да и куцый размер (менее 20 см в глубину) не позволяет назвать её полноценным прикрытием.
Руководство. Инструкция пользователя логически завершает эту унылую картину. В формате PDF мы имеем тупую перепечатку HTML-версии, причём без сохранения ссылочной интерактивности, — в общем, всё как для самого дешёвого монитора. По вопросам калибровки отсылают к более чем скромной CHM-справке Natural Color Expert.