Этот тред не претендует на глубокий обзор программы. У него нет цели разводить холивары, проводить сравнения, выпячивать достоинства и скрывать недостатки. Просто попытка обратить внимание на прогу, которая может рассматриваться как недорогая креативная платформа для полиграфических работ, в том числе многостраничных изданий с динамичной структурой, типа газет и журналов. Я не буду касаться тут применения Xara в вебдизайне, векторном арте и др. областях, это отдельная тема, и она более менее описана, хотя с русскоязычными обзорами Xara вообще не густо.
1. Основные особенности.
Несколько вводных акцентов для начала.
1.1 Xara — векторно-растровый графический редактор. Причем в наиболее чистом варианте, поскольку любой графический объект попавший туда или созданный в самой среде, может быть обработан в равной степени как растровыми так и векторными инструментами. Пример — нарисованная векторная градиентная плашка может быть без предварительной растеризации «сбрюлена», «пошарплена» или подвергнута обработке любого другого растрового фильта (в Xara работают как собственные встроенные плагины, так и практически все, написанные для PhotoShopa или Paint Shop Pro. Исключения конечно есть, но их не много) при этом можно все вернуть назад.
1.2 Xara — среда прямого редактирования объектов. Никаких промежуточных диалогов. Выбрали объект, выбрали инструмент и применили. Вы просто «рисуете» на объекте прозрачность, градиент, тень, Bevel, контур и пр. Принцип прямого редактирования относится и к векторным объектам и к растровым и к тексту.
1.3 Xara имеет уникальный графический движок с собственным алгоритмом сжатия графики. Причем это не рекламный пассаж, это действительно так. Прога создает достаточно компактные файлы и очень шустро и стабильно работает на большинстве операций по работе с объектами. Конечно вогнать в ступор можно всё, но это как в баянистом анекдоте «очень продвинутая японская пила» .
1.4 Xara работает с реальными объектами, внедренными в документ. тут нет прилинковок, образов и пр. Это удобно для контроля объектов (например выделив фотографию вы всегда видите её разрешение), но это и недостаток для очень больших документов, 100 полос журнала в одном документе будет здорово притормаживать Впрочем документ всегда можно разбить постатейно или как-то иначе. Есть также несколько режимов отображения от OutLine до Very High Quality.
1.5 Xara работает в смешанном цветовом пространстве, что требует более внимательного отношения при подготовке публикаций для печати. Реализована поддержка RGB, HSV, GrayScale, CMYK, Pantone.
Для вводки пока достаточно, идём дальше.
2. Почему Pro?
Ответ очевиден из сравнения фич стандартной и Pro версии с официального сайта
http://xara.com/us/products/xtreme/features/
Нас интересуют вот эти пункты, которых нет в стандартной версии:
Color Separation Support
PANTONE® color support
PDF/X export
Качаем 30-ти дневный триал по ссылке
http://xara.com/us/downloads/xtreme/
и приступаем к работе.
3. Рабочая среда с точки зрения полиграфиста
3.1 Многостраничность, организованная аналогично стандартам DTP, т.е в одном документе, сверху вниз. Стандартные манипуляции вставки, копирования, перемещения, удаления.
3.2 Поддержка разворотов с возможностью экспорта как постранично так и спредами.
3.3 Поддержка блидов и возможность установки типографских меток
3.4 Сетки и линейки, возможность работать во многих единицах измерения, в том числе типографских.
3.5 Построение направляющих и модульных сеток любой сложности через специальный Guides слой.
3.6 Сохранение и повторное использование шаблонов, содержащих дефолтные установки шрифтов, рабочие цветовые палитры, модульные сетки, связанные текстовые фрэймы и пр..
3.7 Снапы объектов по сетке, направляющим, другому объекту (группе объектов). Точное позиционирование, при операциях ресайза объектов, обрезке растров, установке текстовых блоков и пр. Развитые инструменты выравнивания.
3.8 Поддержка CMYK. Встроенные библиотеки Pantone. Возможность экспорта палитр в том числе адобовских.
3.9 Развитый импорт и экспорт. Все форматы перечислять не буду, отмечу основные.
- Все виды растровой графики в том числе tif и послойных psd (импорт и экспорт)
- метафайлы в том числе обмен графикой с продуктами MS Office.
- pdf, eps, Иллюстратор до CS2, Корел и Корел Эксченьдж.
- «Экзотика» типа HD Photo, RAW и MS XPS
- Экспорт в SVG.
Конечно, как в любом импорте/экспорте чужих форматов, есть много нюансов, но в целом возможностей вполне хватает для нормального обмена.
3.10 Имеет смысл выделить отдельной строкой экспорт в pdf/x(1-3) с поддержкой внедрения шрифтов, или их курвления при экспорте и другими полезными штуками. Реализуемая собственным плагином, эта фича Зары, позволяет работать с сервисным бюро напрямую без использования адобовских продуктов. Во всяком случае грамотно подготовленные документ проходит тестовые префлайты Акробата на совместимость со стандартами слепого обмена данными.
Впрочем, если такой интерес будет, можно устроить живой тест-драйв пакета в рамках этого треда.
4. Работа с текстом
4.1 Работа со шрифтами всех типов (OpenType, TrueType, Type1), нормальная работа с кириллицей если она есть
4.2 Запрет синтетических начертаний
4.3 Поддержка связанных текстовых блоков (фрэймов), в масштабе всего документа, т.е внутри разворота и между разворотами.
4.4 Импорт предварительно отформатированного текста через RTF или напрямую через буфер из офисных приложений.
4.5 Настройка выключки в текстовом фрэйме на уровне параграфа, отбивки параграфа
4.6 Локальное и на уровне блока управление интерлиньяжем
4.7 трекинг, кернинг, масштабирование литер, смещение базовой линии, суб и суперскрипт.
4.8 Ручная расстановка переносов. Автоматической нет.
4.9 Очень простая, гибкая и удобная функция Repel Text Under, которая позволяет настраивать обтекания текста и превращать набор в подлинное произведение искусства (или абсолютное издевательство над типографикой, кому как нравится
Кроме чисто художественных и извращенческих целей, с помощью Repel Text можно конструировать Буквицу, компенсировать недостаточность арсенала форматирования параграфа (например абзац с втяжкой) и много еще чего.
В целом, по набору автоматизированных возможностей работы с текстом есть куда развиваться и конечно у специализированных пакетов DTP их значительно больше. Зара хороша для маньяков ручного набора, в насыщенных графикой публикациях с не слишком жестким макетом, где все под контролем и одновременно достаточно гибко.
Будем считать это первой частью обзора.
Если у уважаемого сообщества будет интерес, тему можно развить. Там много интересного
Если есть вопросы, готов ответить. Не ручаюсь за абсолютные экспертные знания пакета, но опыт применения зары довольно большой, делаю и печатаю, журналы, каталоги, буклеты, календари и пр., не говоря уже о веб-разработках, графике для презентаций, фирменном стиле и пр.
1. Основные особенности.
Несколько вводных акцентов для начала.
1.1 Xara — векторно-растровый графический редактор. Причем в наиболее чистом варианте, поскольку любой графический объект попавший туда или созданный в самой среде, может быть обработан в равной степени как растровыми так и векторными инструментами. Пример — нарисованная векторная градиентная плашка может быть без предварительной растеризации «сбрюлена», «пошарплена» или подвергнута обработке любого другого растрового фильта (в Xara работают как собственные встроенные плагины, так и практически все, написанные для PhotoShopa или Paint Shop Pro. Исключения конечно есть, но их не много) при этом можно все вернуть назад.
1.2 Xara — среда прямого редактирования объектов. Никаких промежуточных диалогов. Выбрали объект, выбрали инструмент и применили. Вы просто «рисуете» на объекте прозрачность, градиент, тень, Bevel, контур и пр. Принцип прямого редактирования относится и к векторным объектам и к растровым и к тексту.
1.3 Xara имеет уникальный графический движок с собственным алгоритмом сжатия графики. Причем это не рекламный пассаж, это действительно так. Прога создает достаточно компактные файлы и очень шустро и стабильно работает на большинстве операций по работе с объектами. Конечно вогнать в ступор можно всё, но это как в баянистом анекдоте «очень продвинутая японская пила» .
1.4 Xara работает с реальными объектами, внедренными в документ. тут нет прилинковок, образов и пр. Это удобно для контроля объектов (например выделив фотографию вы всегда видите её разрешение), но это и недостаток для очень больших документов, 100 полос журнала в одном документе будет здорово притормаживать Впрочем документ всегда можно разбить постатейно или как-то иначе. Есть также несколько режимов отображения от OutLine до Very High Quality.
1.5 Xara работает в смешанном цветовом пространстве, что требует более внимательного отношения при подготовке публикаций для печати. Реализована поддержка RGB, HSV, GrayScale, CMYK, Pantone.
Для вводки пока достаточно, идём дальше.
2. Почему Pro?
Ответ очевиден из сравнения фич стандартной и Pro версии с официального сайта
http://xara.com/us/products/xtreme/features/
Нас интересуют вот эти пункты, которых нет в стандартной версии:
Color Separation Support
PANTONE® color support
PDF/X export
Качаем 30-ти дневный триал по ссылке
http://xara.com/us/downloads/xtreme/
и приступаем к работе.
3. Рабочая среда с точки зрения полиграфиста
3.1 Многостраничность, организованная аналогично стандартам DTP, т.е в одном документе, сверху вниз. Стандартные манипуляции вставки, копирования, перемещения, удаления.
3.2 Поддержка разворотов с возможностью экспорта как постранично так и спредами.
3.3 Поддержка блидов и возможность установки типографских меток
3.4 Сетки и линейки, возможность работать во многих единицах измерения, в том числе типографских.
3.5 Построение направляющих и модульных сеток любой сложности через специальный Guides слой.
3.6 Сохранение и повторное использование шаблонов, содержащих дефолтные установки шрифтов, рабочие цветовые палитры, модульные сетки, связанные текстовые фрэймы и пр..
3.7 Снапы объектов по сетке, направляющим, другому объекту (группе объектов). Точное позиционирование, при операциях ресайза объектов, обрезке растров, установке текстовых блоков и пр. Развитые инструменты выравнивания.
3.8 Поддержка CMYK. Встроенные библиотеки Pantone. Возможность экспорта палитр в том числе адобовских.
3.9 Развитый импорт и экспорт. Все форматы перечислять не буду, отмечу основные.
- Все виды растровой графики в том числе tif и послойных psd (импорт и экспорт)
- метафайлы в том числе обмен графикой с продуктами MS Office.
- pdf, eps, Иллюстратор до CS2, Корел и Корел Эксченьдж.
- «Экзотика» типа HD Photo, RAW и MS XPS
- Экспорт в SVG.
Конечно, как в любом импорте/экспорте чужих форматов, есть много нюансов, но в целом возможностей вполне хватает для нормального обмена.
3.10 Имеет смысл выделить отдельной строкой экспорт в pdf/x(1-3) с поддержкой внедрения шрифтов, или их курвления при экспорте и другими полезными штуками. Реализуемая собственным плагином, эта фича Зары, позволяет работать с сервисным бюро напрямую без использования адобовских продуктов. Во всяком случае грамотно подготовленные документ проходит тестовые префлайты Акробата на совместимость со стандартами слепого обмена данными.
Впрочем, если такой интерес будет, можно устроить живой тест-драйв пакета в рамках этого треда.
4. Работа с текстом
4.1 Работа со шрифтами всех типов (OpenType, TrueType, Type1), нормальная работа с кириллицей если она есть
4.2 Запрет синтетических начертаний
4.3 Поддержка связанных текстовых блоков (фрэймов), в масштабе всего документа, т.е внутри разворота и между разворотами.
4.4 Импорт предварительно отформатированного текста через RTF или напрямую через буфер из офисных приложений.
4.5 Настройка выключки в текстовом фрэйме на уровне параграфа, отбивки параграфа
4.6 Локальное и на уровне блока управление интерлиньяжем
4.7 трекинг, кернинг, масштабирование литер, смещение базовой линии, суб и суперскрипт.
4.8 Ручная расстановка переносов. Автоматической нет.
4.9 Очень простая, гибкая и удобная функция Repel Text Under, которая позволяет настраивать обтекания текста и превращать набор в подлинное произведение искусства (или абсолютное издевательство над типографикой, кому как нравится
Кроме чисто художественных и извращенческих целей, с помощью Repel Text можно конструировать Буквицу, компенсировать недостаточность арсенала форматирования параграфа (например абзац с втяжкой) и много еще чего.
В целом, по набору автоматизированных возможностей работы с текстом есть куда развиваться и конечно у специализированных пакетов DTP их значительно больше. Зара хороша для маньяков ручного набора, в насыщенных графикой публикациях с не слишком жестким макетом, где все под контролем и одновременно достаточно гибко.
Будем считать это первой частью обзора.
Если у уважаемого сообщества будет интерес, тему можно развить. Там много интересного
Если есть вопросы, готов ответить. Не ручаюсь за абсолютные экспертные знания пакета, но опыт применения зары довольно большой, делаю и печатаю, журналы, каталоги, буклеты, календари и пр., не говоря уже о веб-разработках, графике для презентаций, фирменном стиле и пр.