Ответ: Как сканировать негативы через VueScan
took сказал(а):
atutubalin вы говорили както (помоему еще на cps.color ) что vuescan ваша любимая прога, мне был интересен какраз ваш опыт, но к сожалению не могу найти ваших постов на эту тему.
Может у вас есть ссылки на какие либо ресурсы, относительно принципов, сканирования негативов через vuescan
Напишу тезисно, если будут вопросы - раскрою.
I. Общие рассуждения
0. Проблемы с негативом (ехидная ухмылка Шадрину) возникают в первую
очередь от того, что большинство ПО где заявлена поддержка негативов
(драйверы сканеров, Silverfast и пр) на самом деле работают с негативом
плохо. Vuescan (при условии что подобрали тип пленки) - единственное
из известных мне исключений.
При этом, негатив - это способ начать сканировать меньше чем через час после съемки, весь цикл проявки занимает ок. 20 минут (а по быстрому процессу - еще меньше), еще минут за 20 можно высушить даже без горячей сушки. У 6-растворного слайда цикл вдвое длиннее.
Не поляроид, конечно
1. (реверанс Шадрину). Если условия позволяют - я снимаю на слайд. Условия - это в первую очередь контраст сцены, а во вторую - возможность использовать 50-100ISO. Снимать всякий водный спорт днем в солнечную погоду на слайд - зря переводить пленку. Снимать его же пасмурным вечером на слайд - тоже зря переводить пленку (т.к. нужно 400ISO минимум, а слайды на 400 довольно позорные). Аналогично с портретом на солнце без вспышки - если ее нет, то берите негатив.
2. В-принципе, если контраст сцены на пределе для слайда, можно взять какой-то эктахром и проявлять его с разбавлением 1-го проявителя вдвое 10 мину (вместо 6:30). 1-2 стопа по диапазону так можно получить. Современные пленки Fuji эту процедуру переживает хуже (Astia без буквы F - нормально, а 'a-la t-grain пленки' - плохо). Бессмысленно делать это с Velvia т.к. есть Astia.
3. Надо понимать, что понятие "цвета" (и профилирования) для негатива не определено (хотя для сквозного канала сцена-отпечаток - вполне возможно).
ii. Технические детали
1. Далеко не все негативные пленки сканируются нормально. У меня получаются хорошие результаты с Fuji (Superia) Reala, Fuji Press 400,
(несколько худшие) с Fuji NPH и Agfa Ultra (100 ISO). Пока была Kodak Supra с ней тоже все было хорошо, с Royal Supra взаимопонимания добиться не удалось. Fuji NPS - очень специальная пленка - но с ней тоже все б-м хорошо. На Kodak Portra не снимал очень давно
Плохие (и не очень хорошие) результаты по цвету я имею с 800-1600 (но там не до жиру, получил какую-то картинку и уже счастье, на таких чувствительностях приличная цифра может быть выходом), Fuji NPC (не складывается любовь).
2. Основные проблемы с цветом (плохо убираемые автоматом оттенки)
возникают от невозможности подобрать в Vuescan тип пленки,
соответствующий вашему. Со слов автора, "тип пленки" - это матрица
3x3 (фактически - матричный профиль), которая делает поправки на
цвета красителей данного негатива. Для всех современных Fuji с которыми получается нормально работать (NPC - исключение)
подходит тип 'Fuji Reala Gen 2'
3. Второй тип проблем - плохая проявка. Если вы с ней столкнулись, я другого выхода кроме как обесцветить и получить ч-б изображение - не вижу (это случай реально плохой проявки, например сильно pH уехало).
В-принципе, повторная отбелка-фиксирование иногда помогают (переводят leico-cyan в cyan), но это только для одного вида проблем.
4. Что собственно делать
a) Vuescan User's guide -> Advanced Workflow suggestions, зафиксировать экспозицию, цвет маски.
б) Если на первый кадр сняли серую шкалу - можно добиться ее серости. Или не добиваться, а потом нарисовать кривую фотошопом на всю пленку
в) Есть два пути. Или мы получаем полуфабрикат для последующей обработки (тогда Color -> Neutral, черную-белую точку в нули, допиливать будем потом). Или мы занимаемся массовым сканированием и нам нужно получить много кадров "на 95%" (тогда Color -> AutoLevels, черную-белую точку в 0.1-1.0)
5) Профилирование и вообще достижение устойчивости
*) Профилирование негатива "вообще" мне не кажется возможным.
**) Профилирование негатива для конкретного освещения-пленки-проявки - вполне достижимо обычными методами (Color Checker DC или аналог или IT8.7 снимаем, делаем как написано выше по сканированию, строим матричный (!) т.е. гладкий профиль)
***) Профилирование негатива для нефиксированного освещения (уличного), да еще если фильтры используются - по-моему глупость. В студии - не глупость.
Уфф.