Процент Pantone

  • Автор темы Автор темы remm
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

remm

Участник
Топикстартер
Сообщения
55
Реакции
0
Коллеги, приветствую!
Очень нужна Ваша помощь!
Есть патчи, напечатанные разными по цвету смесевыми красками,
градации от 0 до 100% Стоит задача узнать градационную характеристику
этих красок. Если бы это были CMYK-краски, денситометром я легко бы промерил и построил график TVI. Как быть со смесевыми красками? Есть ли методика получения TVI для нетриадных красок? Какие формулы для этого применяются?
 
Ответ: Процент Pantone

По идее, для каждой краски используется свой светофильтр, действие которого обратно цвету краски: например, для жёлтой краски — синий светофильтр. То есть, чем меньше синего отражает запечатанная поверхность, тем больше на ней жёлтой краски. Соответственно, надо бы создать такой фильтр — для спектрометра это делается программно. Правда, мне не встречался софт, где бы можно было подсовывать пользовательские файлы со значениями для виртуального фильтра. (Может, невнимательно смотрел?)

Но поскольку передаточная характеристика — функция относительная, мне кажется, достаточно взять простую яркость Y. В конце концов, если уж очень хочется поиграться с фильтрами, можно экспортировать данные в Excel и заниматься там умножением вручную; хотя вряд ли итоговые величины окажутся сильно отличными.

Если же в распоряжении только денситометр, и применение нейтрального фильтра (для чёрной краски) не даёт правдоподобного результата, то даже не знаю…
 
Ответ: Процент Pantone

Обычные формулы - для density based TVI Мюррея-Девиса (через плотности), для colorimetric TVI XYZ.

Единственная тонкость со смесевыми красками для density based TVI - выбор соответствующего фильтра. Привычные триадные status'ы (DIN, ANSI, Status E) здесь не всегда стабильно работают. Поэтому в развитых денситометрах (точнее спектроденситометрах) есть режим узкополосного фильтра. Измеряет оптическую плотность в узкой полосе ~ 10нм.

Пример - Pantone Violet. Хорошо выкатанный violet дает Dc=1.53D, Dm=1.51D. Из-за близких значений по красному (cyan) и зеленому (magenta) фильтру прибор может путаться, перескакивая с magenta на cyan и обратно. Поэтому переходим на узкополосный фильтр 540 нм -> D540=1.57D, после чего можно уже растр измерять и считать ростиски.
 
  • Спасибо
Реакции: dumbm1
Ответ: Процент Pantone

Samsonov сказал(а):
По идее, для каждой краски используется свой светофильтр, действие которого обратно цвету краски: например, для жёлтой краски — синий светофильтр. То есть, чем меньше синего отражает запечатанная поверхность, тем больше на ней жёлтой краски. Соответственно, надо бы создать такой фильтр — для спектрометра это делается программно.
Мыслите совершенно верно.
Samsonov сказал(а):
Правда, мне не встречался софт, где бы можно было подсовывать пользовательские файлы со значениями для виртуального фильтра. (Может, невнимательно смотрел?)
Невнимательно. Софт этот - обычный excel, где вычисляем spectral product исследуемого образца на функцию фильтра (эти функции называют обычно статусами). Статусы эти естественно стандартизованы, два примера стандартов на такие триадные фильтры я выкладывал. Впрочем, для тех, кто excel не освоил - есть несколько решений попроще. Из доступных например GretagMacbeth Keywizard или Measure Tool. Всевозможные Bodoni и прочие SpectroLab'ы пока упоминать не будем.
Samsonov сказал(а):
Но поскольку передаточная характеристика — функция относительная, мне кажется, достаточно взять простую яркость Y.
И здесь угадали. Такой метод (через XYZ) называется colorimetric method TVI, он уже стандартизован (параллельно со старым density based). Правда Y там берут не всегда, из трех XYZ выбирают тот канал, контраст которого выше. Для cyan это X, для yellow - Z. А для magenta (и естественно black) - Y. Формулы я также уже выкладывал, но чтобы не мучить вас поиском - повторю.
 

Вложения

  • iso12647_1_2004_532_XYZ_TVI.png
    iso12647_1_2004_532_XYZ_TVI.png
    30.9 КБ · Просм.: 1 044
Ответ: Процент Pantone

sabos сказал(а):
Единственная тонкость со смесевыми красками для density based TVI - выбор соответствующего фильтра. Привычные триадные status'ы (DIN, ANSI, Status E) здесь не всегда стабильно работают. Поэтому в развитых денситометрах (точнее спектроденситометрах) есть режим узкополосного фильтра. Измеряет оптическую плотность в узкой полосе ~ 10нм.
Пример - Pantone Violet. Хорошо выкатанный violet дает Dc=1.53D, Dm=1.51D. Из-за близких значений по красному (cyan) и зеленому (magenta) фильтру прибор может путаться, перескакивая с magenta на cyan и обратно. Поэтому переходим на узкополосный фильтр 540 нм -> D540=1.57D, после чего можно уже растр измерять и считать ростиски.
Если я правильно понимаю, для каждого цвета необходим свой статус (сколько цветов столько статусов?), который прибором вычисляется автоматически исходя из максимума в спектральной функции отражения. А дальше методика аналогична привычной денситометрии.
Сразу возникает вопрос - насколько будут сопоставимы TVI для разных цветов, напечатанных в одинаковых условиях?
Классический денситометрический подход оперирует механическим и оптическим растискиванием. Как в случае смесевых цветов отделить механическую часть от оптической?
Можно ли в случае смесевых красок оперировать только механической частью растискивания, будет ли эта механическая часть правильно отслеживать изменение режима печати (печатник форму пережал) или необходимы обе составляющие (как в Мюррее-Дэвисоне)?
 
Ответ: Процент Pantone

Добрый день! Рома, привет!

Шеберстов (как и Мюрей) разрабатывали формулу для расчета относительной площади растрового элемента для фотографических работ и основа их модели аддитивный синтез, что и подтвердил Юл введением коэффициента. Н.Д. Нюберг предложил свою модель расчета площади растрового элемента и формула Шеберстова является частным случаем этой модели. Анализ модели показывает, что растискивание зависит от длины волны (т.е. для каждой длины волны, в видимом диапазоне длин волн, разное растискивание). Поэтому я бы не рекомендовал даже пытаться использовать формулу Шеберстова.
Через XYZ рассчитывать плотность тоже проблематично – какой источник освещения и наблюдателя нужно брать?
Поэтому либо делать свой стандарт (что не будет отвечать данным, полученным на других предприятиях), либо использовать модель Н.Д. Нюберга.

И еще. Максимум в спектре отражения - не информативная зона при цветовосприятии.

С уважением, Алексей.
 
Ответ: Процент Pantone

remm сказал(а):
Если я правильно понимаю, для каждого цвета необходим свой статус (сколько цветов столько статусов?)
Нет. "Статусом" называют комплект из трех фильтров, спектральная которых стандартизована (см. аттач).
remm сказал(а):
Классический денситометрический подход оперирует механическим и оптическим растискиванием.
Я бы чуть уточнил - денситометрический оперирует понятием "доля света". Dot Area 50% означает лишь то, что эта область поглощает вдвое меньше, чем solid. Никаких других "тайных значений" эта информация не имеет.

Уловка Юла с разделением растискивания на механическую и оптическую компоненты - это модель явления. Но не метод измерения.

Механическую компоненту измеряют "честно" лишь в микроскоп, или с помощью какого iCPlate. При этом измеряется совокупная площадь растровых элементов (и изменение этой площади).
remm сказал(а):
Можно ли в случае смесевых красок оперировать только механической частью растискивания, будет ли эта механическая часть правильно отслеживать изменение режима печати (печатник форму пережал) или необходимы обе составляющие (как в Мюррее-Дэвисоне)?
Прямой ответ на вопрос - Yule-Nielsen n-factor зависит от спектра. Незначительно, для меловки от красной в синюю область спектра n-factor = 1.64-1.69.

Непрямой ответ - зачем Вам выделять механику? У вас светорассеивание в материале вдоль тиража изменяется? В одной стопе встречаются и полиэтилен, и металлизированная бумага?

Если да - купите iCPlate и честно измеряйте механику.
Если нет - принудительно называем оптическую компоненту const, откуда все колебания растискивания есть колебания механики (печатник форму пережал).

Status сказал(а):
Через XYZ рассчитывать плотность тоже проблематично
Рассчитывать плотность через XYZ не то, что проблематично (плотность считают из спектра), это просто бессмысленно. Через XYZ лучше рассчитывать растискивание. С помощью тех формул, что я привел выше.
Status сказал(а):
Максимум в спектре отражения - не информативная зона при цветовосприятии.
Возможно это и "неинформативная зона", но растискивание рассчитывает весьма "информативное". Впрочем, злоупотреблять узкополосными фильтрами и я не рекомендую - точность прибора заметно падает.

Остальное не комментирую, ибо понять не смог.
Код:
Пример расчета растискивания в поле magenta 40% 
                    solid   screen   Dot Area
зеленый DIN-фильтр   1.351   0.314     54%
узкополосный 540нм   1.521   0.354     57%
Подобные погрешности дает и переход на colorimetric method TVI

Еще раз напомню - абсолютные значения растискивания не так уж и критичны, и на погрешности в 3% мы внимание не обращаем. Критичными в TVI есть спред цветных и монотонность функции (Fogra говорит "художественнее" - consistent and uniformity).
 

Вложения

  • ANSI_CGATS5_Densitometry.png
    ANSI_CGATS5_Densitometry.png
    29.5 КБ · Просм.: 1 050
Ответ: Процент Pantone

Если имеется спектрофотометр, то возможно измерить спектральное распределение для отпечатанного спота. В качестве весовой функции следует использовать измеренное спектральное распределение 100% патча краски и белой основы (0%). Вычтя из спектра бумаги спектр краски следует найти минимумы отражения и выбрать диапазон длин волн, в котором наиболее сильно влияние красителя. Дальше думайте.
 
Ответ: Процент Pantone

sabos сказал(а):
Непрямой ответ - зачем Вам выделять механику? У вас светорассеивание в материале вдоль тиража изменяется? В одной стопе встречаются и полиэтилен, и металлизированная бумага?
Проблема осложняется тем, что используются следующие субстраты: бумага, пленка, слой белого ротационного трафарета, слой белого флексо. Не в одном тираже конечно, но визуальное соответствие оттисков смесевыми красками на разных субстратах должно выполняться.
 
Ответ: Процент Pantone

sabos сказал(а):
Непрямой ответ - зачем Вам выделять механику? У вас светорассеивание в материале вдоль тиража изменяется? В одной стопе встречаются и полиэтилен, и металлизированная бумага?
Проблема осложняется тем, что используются следующие субстраты: бумага, пленка, слой белого ротационного трафарета, слой белого флексо. Не в одном тираже конечно, но визуальное соответствие оттисков смесевыми красками на разных субстратах должно выполняться. Т.е. контроль растискивания должен быть как внутри одного тиража например на бумаге, так и между результатами печати на бумаге и на слое ротационного трафарета. А бумага и ротационный трафарет имеют очень сильное отличие по печатным свойствам.
 
Ответ: Процент Pantone

Насколько я понимаю, совет "купите iCPlate и честно измеряйте механику" не подошел.

Тогда давайте еще раз внимательно определимся - что именно вы хотите получить от растискивания:

"визуальное соответствие оттисков смесевыми красками на разных субстратах должно выполняться" - это задача N1.

"отслеживать изменение режима печати (печатник форму пережал)" - это задача N2.
 
Ответ: Процент Pantone

sabos сказал(а):
Насколько я понимаю, совет "купите iCPlate и честно измеряйте механику" не подошел.
Тогда давайте еще раз внимательно определимся - что именно вы хотите получить от растискивания:
"визуальное соответствие оттисков смесевыми красками на разных субстратах должно выполняться" - это задача N1.
"отслеживать изменение режима печати (печатник форму пережал)" - это задача N2.
Визуальное соответствие оттисков разными красками видимо и будет выполняться при идентичном режиме печати. Думал над чистой механикой, может этот подход имеет право на жизнь, если принять оптику за константу и пренебречь за малостью влиянием на оптику разного спектрального состава излучения. Тогда совет "купите iCPlate и честно измеряйте механику" может подойти. Надо будет на практике проверить. Спасибо за ценные советы.
 
Ответ: Процент Pantone

remm сказал(а):
Визуальное соответствие оттисков разными красками видимо и будет выполняться при идентичном режиме печати.
Нет. За визуальное соответствие отвечает dot gain (тот, который "доля света"). Как известно, он состоит из двух компонент: светорассеивание+механика (формный считаем линейным). При "идентичном режиме печати" у вас стабильна механика. Но у вас "проблема осложняется тем, что используются следующие субстраты" - т.е. нестабильна оптика. Тогда и сумма нестабильна.

Для решения задачи N1 вам нужна обычная денситометрия. И компенсация градационных при цветоделении. Под разные материалы - разная компенсация. Тогда и будет "визуальное соответствие оттисков".
 
Ответ: Процент Pantone

sabos сказал(а):
в развитых денситометрах (точнее спектроденситометрах) есть режим узкополосного фильтра. Измеряет оптическую плотность в узкой полосе ~ 10нм.
Немного не в тему вопрос, каюсь, но уж спрошу. Узкополосная денситометрия может иметь еще какое-нибудь практическое применение, кроме как при работе с пантонами? Оправданно ли применение узкополосного фильтра ~10нм в триадной печати и для каких целей может быть оправдано? Вопрос в продолжение очень старого разговора.
 
Ответ: Процент Pantone

mihas сказал(а):
Оправданно ли применение узкополосного фильтра ~10нм в триадной печати и для каких целей может быть оправдано?
Нет, неоправдано. "Статусные" фильтры отлично справляются с поставленной задачей (измерять долю света). Повторюсь: "злоупотреблять узкополосными фильтрами и я не рекомендую - точность прибора заметно падает".
 
Ответ: Процент Pantone

sabos сказал(а):
"злоупотреблять узкополосными фильтрами и я не рекомендую - точность прибора заметно падает".
То есть точнее будет строить градационную для примера Pantone Violet, выбрав между зеленым или красным статусным фильтром, нежели пользоваться узкополосным?
 
Ответ: Процент Pantone

sabos сказал(а):
"визуальное соответствие оттисков смесевыми красками на разных субстратах должно выполняться" - это задача N1.
Допустим, один субстрат - бумага (пусть без отбеливателя) с отражением в пределах 92-94%. Каков Krefl белого флексо-субстрата? Менее 90%? Откуда возьмётся визуальное соответствие? Максимиум, чего можно добиться - сблизить градационные параметры. Во что целиться - тоже можно определиться. К примеру, это кривая, определяемая рабочим профилем при цветоделении (использование Photoshop 5 profile и прочих дефолтных я, естественно, не рассматриваю).
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.