Что такое стиль? Стилевое единство в коллаже.

  • Автор темы Автор темы reshka0146
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

reshka0146

Топикстартер
15 лет на форуме
Сообщения
1 484
Реакции
156
В общем значении стиль — это совокупность признаков, характерных для какого-либо явления: направления в искусстве, творческой манеры художника, деятельности группы людей, объединённых сходными интересами.

В разные периоды истории в разных странах складывались определённые условия, в которых возникали стили. Иными словами, художественное пространство той или иной эпохи диктовало свои ритмико-пластические законы, собирая в единое целое различные проявления деятельности человека: музыку, литературу, живопись, архитектуру. Мы знаем стили барокко и рококо, модерн и классицизм; эти названия относятся не только к произведениям живописи, стиль проявляется и в музыке, и в литературе, а также в танкостроении, в политике, в спорте — всё пространство эпохи находится в стилевом единстве, звучит и движется в ритме своего стиля. То есть, стиль — это единство.

Стиль — это единство
Как достигается стилевое единство, каковы его составляющие и что это такое вообще?
Стилевое единство — это соподчиненность композиционных актов: ритмических, пластических, цветовых, светотеневых и тональных конструктивных составляющих произведения искусства.

В формировании стилевого единства основное значение имеют:
общая конструкция — единая точка зрения, соразмерность, правдивые пропорции, единая трактовка анатомии;
общая цель — наличие в изображении главного, подчинение второстепенного, подчинение всех конструктивных составляющих и композиционных приёмов общему замыслу;
единство изобразительной ткани — оправданность и уместность изобразительных приёмов, внятность и цельность изобразительного языка;
светотеневое единство — правдивость и естественность освещения, светотеневые акценты;
тональное единство — выверенные отношения, внятная нюансировка тёмное-среднее-светлое, акценты, тональная плотность;
пластическое единство — общая мелодика линий, образующих форму, их графическая трактовка, пластическая структура пространства;
ритмическое единство — общий ритм, в контексте которого развиваются формы и композиционные структуры, зарифмованность цвета и форм.

Каждая из этих составляющих имеет своё звучание, при доминировании какой-либо из них мы говорим о «светоносной живописи» или о «необыкновенно конструктивной графике», или о «пластической музыкальности произведения искусства» и так далее.

Каким образом это всё работает на практике?
 
Ответ: Что такое стиль? Стилевое единство в коллаже.

Общая конструкция
Общая конструкция изображения (под изображением подразумевается коллаж, иногда — картина как произведение живописи) предполагает, прежде всего, единую точку зрения.

Это важнейший момент, о котором следует помнить при изготовлении коллажей. Самой частой ошибкой является использование в коллаже объектов в различных ракурсах, что бесповоротно разрушает стилевое единство. Чтобы избежать этого, перед началом работы над коллажем следует выравнивать перспективу у зданий и механизмов (вручную, если это возможно, конечно же).

Посмотрим на примере, как строится картина.

Рис. 1

На схеме мы видим, как формируется плоскость картины, на которой затем будут развиваться события, выбирается точка зрения и расставляются основные массы, выстраиваются пропорции. На этом же этапе устанавливаются изобразительные правила, по которым будут трактоваться анатомические особенности фигур (при наличии таковых в изображении) или конструкция предметов.
 
Ответ: Что такое стиль? Стилевое единство в коллаже.

Общая цель
Также уже на самой начальной стадии формируется общая цель, та изобразительная доминанта, которой подчинается всё: ритм, пластика, цвет и тон; вокруг которой строятся основные композиционные структурные линии.

Рис. 2

Единство изобразительной ткани
Единство фактуры, индивидуальные особенности наложения мазка на холст, родственные изобразительные приёмы образуют единство изобразительной ткани в картине.

В коллаже изобразительное единство является важной составляющей гармонии: объединить в изображении акварельную живопись и компьютерные градиентные заливки без ущерба для цельности нельзя.
Также нельзя создать целое, соединяя изображения, существенно отличающиеся по качеству (JPEG-артефакты), различные по цветовой гамме, детализации и etc.
 
Ответ: Что такое стиль? Стилевое единство в коллаже.

Светотеневое единство
Светотеневое единство возникает, когда сцену обволакивает свет, создаваемый единым источником.

При кажущейся простоте вопроса, разрушенное единство света — одна из наиболее распространённых ошибок в изготовлении коллажа: блики и падающие тени находятся с одной стороны предмета, падающие тени неестественны и вытягиваются в разные (нелогичные) стороны и т.д.

Тональное единство
Какой бы разнообразной по живописи ни была картина, главными особенностями колорита являются верные тональные отношения: количество белого, плотный средний тон, акцентированный выверенный чёрный. Перекос в ту или иную сторону немедленно разрушает единство стиля.

Не следует путать перекос и акцент.
Акцент мотивирован логикой развития композиционной структуры, он ею вызван, перекос же — это случайные необоснованный диссонанс.

Пластическое единство
Картина может быть певучей, состоять из изогнутых мелодичных линий, а может обладать «квадратно-гнездовой структурой», быть жёсткой, строиться на чётких сочленениях.
Цвет может плавно перетекать из плоскости в плоскость, а может располагаться по холсту внятно ограниченными очагами — не важно, как.
Для стилевого единства важны цельность, синонимичность пластических интонаций.
Любая фальшь разрушает гармонию.

Однако и тут не следует путать контраст и нарушенное пластическое единство.
Изломанная многоугольная фигура в окружении изогнутых мягких линий кажется особенно агрессивной, а нерегулярная обмякшая форма на фоне объектов с рваными ломаными углами — особенно безвольной. Это контраст — один из законов композиции. А объединяет столь различные по графике объекты единое пластическое интонирование.

Ритмическое единство
Ритм и образуемое им в картине единство — тема для отдельного разговора.
В границах же размышлений о стиле можно сказать, что ритм — одна из главнейших составляющих композиции; это мотив, вызов и конструкция изображения.
Только верное и глубокое чувство ритма позволяет художнику иметь свой собственный стиль.
Мелкий ритм объединяет элементы картины, создаёт рифмы, паузы и акценты.
Ритм цвета — это развитие доминирующего цвета, взрыв и затухание.
В коллаже развитие ритма происходит по тем же законам, что и в картине.


Поль Сезанн
Натюрморт с яблоками и апельсинами
1900
 
Ответ: Что такое стиль? Стилевое единство в коллаже.

reshka, в определении не проще было написать — стиль это система художественных приемов? Ну, а все остальное имеет отношение не только к стилю, но и к композиции в целом.
Небольшой перебор с общими фразами, а в остальном молодец :). Я рад, что здесь еще что-то пишут. :)
 
Ответ: Что такое стиль? Стилевое единство в коллаже.

reshka0146,
Да нет в этом коллаже никакого стиля...
Это называется "Я так вижу".
Зависит всё от опыта, 0,1 мм. вправо, влево, на глаз просто потому, что так показалось правильней и гармоничней.
Это ощущение, восприятие и техника.


Не по теме:
А потом приходит заказчик и просит поставить заголовок по геометрическому центру...
 
Ответ: Что такое стиль? Стилевое единство в коллаже.

Да нет в этом коллаже никакого стиля...
JAW, Вы бредите?

Мне кажется, Вы ошиблись разделом.
Чтобы лить слёзы о том, как и что говорят заказчики, есть Разговоры.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.