Ответ: Color derivation -- соляризация?
7. ИЗОГЕЛИЯ
Изогелия — способ печатания, которым достигается разбивка полутонового фотографического изображения на участки, имеющие одинаковую светлоту (разное тоиоразделение).
Технология изогелии состоит в следующем. С оригинального негатива делают промежуточные позитивы (от двух до пяти — по числу тонов), на которые, по замыслу, надо разбить изображение. Наиболее простой случай — разделение изображения на два тона. В результате получается силуэт.
Чем равномернее будет переход между смежными тонами, тем больше потребуется промежуточных позитивов. Количество их всегда на одно меньше, чем тонов в окончательном позитиве. Промежуточные позитивы изготовляют на прозрачных высококонтрастных фотопленках. Для контактного позитива применяют позитивную фотопленку, а при увеличении — плоскую позитивную фотопленку или технические Форматные пленки типа ФТ-СК, ФТ-31, ФТ-30, ФТ-20. Используют также стеклянные пластинки — контрастные или Диапозитивные.
Перед печатанием негатив помечают по краям точкой или перекрестием — для последующего точного совмещения позитивов. Метку наносят тушью или тонкой иглой. Промежуточные позитивы, напечатанные с негатива, называют первыми промежуточными позитивами. Их печатают с различными выдержками, подобранными так, чтобы первая давала
проработку теней, вторая — темных полутонов, третья --. светлых полутонов, четвертая — светов (практика показывает, что лучшие результаты получаются при следующах соотношениях выдержек: 1:2:4:8; 1 : 3 : 9 : 27 и т. п \
Если количество первых промежуточных позитивов ае четыре, а больше или меньше, соответственно меняют и подбор выдержек.
Проявление первых промежуточных позитивов ведется в особоконтрастно.м проявителе при красном свете. Прояв-лятьпеобходимо до максимального контраста. С первых промежуточных позитивов изготовляют первые контратипы (дубль-негативы).
Если процесс печатания и проявления первых промежуточных позитивов проведен правильно, на всех остальных операциях выдержка при печатании будет приблизительно одинаковой. С первых контратшгов печатают вторые промежуточные позитивы, чтобы получить изображения без полутонов. Дополнительную обработку ведут без тщательной промывки и используют любой ускоренный способ сушки. Лишь окончательные вторые контратипы требуют тщательной обработки, обеспечивающей их сохранность.
С вторых контратипов печатают уже собственно изогелии, поэтому вторые коитратипы, в отличие от других контратипов и позитивов, делают на фотопленках нормальной градации, обрабатывают в негативном проявителе и экспозицию для них подбирают таким образом, чтобы проявление продолжалось 2—2,5 мин. Это необходимо для того, чтобы плотности каждого контратипа были невелики, так как все вторые контратипы, сложенные вместе, должны давать нормальную плотность. Контратипы складывают по ранее сделанным отметкам, скрепляют по краям прозрачной липкой лентой и в таком виде закладывают в фотоувеличитель. Печатание ведут обычным способом.
Другой, более рациональный, но в то же время и более сложный способ печатания изогелии заключается в том, что комбинированный контратип получают не механическим наложением, а последовательным печатанием на одну и ту же фотопленку всех вторых промежуточных позитивов.
Для печатания совмещенного контратипа изготовля специальную рамку размером не более 9x12 см. Проме;ь точные позитивы копируют на один лист плоской фотоплс ки. Размер изображения 6x9 или 9x12 см. Очень важ точно подобрать выдержку и идеально совместить конту] всех промежуточных позитивов.
Порядок работы следующий. В фотоувеличитель вставляют промежуточный позитив с более детальным рисунком, устанавливают формат изображения и закрепляют фотоувеличитель так, чтобы расстояние между рамкой и объективом не менялось на протяжении всей работы. Через фотоувеличитель изображение промежуточного позитива проецируют на белую бумагу, закрепленную на рамке, и чернилами или карандашом переносят на нее отметки, сделанные на оригинальном негативе и пропечатавшиеся на всех позитивах.
Сначала изготовляют пробный контратип. Исходная выдержка для первого позитива определяется опытным путем. Начинать надо с позитива, на котором лучше всего проработаны тени, т. е. с наиболее прозрачного (коптратип должен быть самым плотным). Следующий, более плотный позитив печатают с той же экспозицией, а самый плотный позитив, на котором проработаны только света, печатают с двойной экспозицией. Перед каждым проецированием позитивов на фотобумагу рамку нужно устанавливать в такое положение, чтобы метки позитива, находящегося в фотоувеличителе, совпадали с метками, нанесенными на фотобумагу. Не сдвигая рамки с установленного места, в пазы вставляют фотопленку и экспонируют позитив. После этого фотопленку из рамки вынимают, а в фотоувеличитель помещают следующий позитив, рамку опять устанавливают по меткам, вставляют уже экспонированную фотопленку и снова экспонируют. После всех экспозиций фотопленку проявляют в нормальном проявителе и оценивают общую плотность контратипа (она должна быть, как у нормального негатива) и плотности с отдельных вторых промежуточных позитивов. В случае необходимости делают экспозиционные поправки и приступают к печатанию совмещенного контратипа.
Изогелия в цветной фотографии более трудоемка, чем изогелия в черно-белой фотографии, но принципиально ничем от нее не отличается. С исходного материала изготовляют тоноразделенные контратипы, которые печатают, совмещая по меткам, на один фотоматериал.
В цветной изогелии исходными могут быть черно-белый негатив, цветной негатив или диапозитив. Окончательное печатание на цветную фотобумагу производят с каждого контратипа отдельно под разными светофильтрами. Светофильтры можно применять любые — красные, зеленые, си-вИе, но они должны иметь достаточную плотность. Если ис-Подьзуют корректирующие светофильтры, то их плотность Должна быть 100% и выше.
Сложением желтого и пурпурного корректируют^ светофильтров получают эффект красного светофильтра желтого и голубого — эффект зеленого, а пурпурного и зеленого — эффект синего. На изображении цвета получаются дополнительными к цвету светофильтра.
Существует много схем изготовления цветных изогелий. Наиболее простая из них следующая. С черно-белого негатива с разными выдержками изготовляют три контрастных диапозитива, с которых печатают по контратипу. Зател! с каждого контратипа делают позитив под отдельным светофильтром.
Эта схема повторяется во всех остальных, более сложных способах печатания цветной изогелий, с той лишь разницей, что для большего эффекта увеличивают количество промежуточных контратипов и диапозитивов. Они приобретают вид черно-белых масок, а некоторые контракты представляют собой штриховой барельеф или псевдосоляризованное изображение.
Порядок работы таков: с негатива (цветного или черно-белого) изготовляют на контрастной фотопленке черно-белый диапозитив, с которого печатают с разными выдержками (например, 2, 4, 8, 16 с) четыре контратипа. Назовем их соответственно A-l, Би Ви /\. С контратипов Би Въ Г^ печатают с одинаковой выдержкой три диапозитива: Б2, В2, Г2, а с них — три новых контратипа: Б3, В3, Г3.
С контратипа Аъ где проработались только блики изображения, промежуточные диапозитивы не печатают. Затем, пользуясь способом штрихового барельефа, печатают новые диапозитивы: Бг-\-Б3, делают диапозитив Д; В2-\-В3 — диапозитив Ж; Г%-\-Г3 — диапозитив 3. С полученных диапозитивов печатают новые контратипы: Ди Ж\, 31. В итоге получают четыре контратипа: Аи Ди Ж\, Зи с которых под светофильтрами печатают на цветную фотобумагу. Это наиболее сложная схема цветной изогелий, дающая условное цветное графическое изображение.
При этом способе важно следить за тем, чтобы все операции по изготовлению диапозитивов и контратипов проводились на очень контрастных фотоматериалах с малой усадкой.
Существует другой способ получения цветных изогелий — с небольшим контрастом и с хорошей проработкой деталей. С исходного цветного негатива изготовляют чернотбелый диапозитив. Затем с того же негатива делают нерезкую маску в масштабе 1:1.
Маска должна иметь небольшую плотность (.меньше плот-ости диапозитива). С диапозитива А печатают контра-0 аЪ1 В, В, Г, Д. Контратип Б — с проработкой светов, конт-ратип Д — теней, В и Г — полутонов. С контратипа В печатают диапозитив Ви с контратипа Г — диапозитив Гх, с контратипа Д — диапозитив Дх. С контратипа Б печатание не производят. С диапозитива Вх печатают контратип g ; соответственно печатают контратипы Г2 и Д2.
В итоге получают контратипы Б, В2, Г2 и Д2, маску и оригинальный негатив совмещают по меткам и скрепляют липкой лентой. С ними последовательно совмещают контра-гипы Б, В2, Г'2, Д2- Маску плюс оригинальный негатив печатают на цветную фотобумагу с каждого контратипа отдельно под разными светофильтрами.