Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Elena Fortuna

Участник
Топикстартер
Сообщения
245
Реакции
0
Хочу обсудить с вами тему взаимоотношений дизайнеров/верстальщиков с редакторами / журналистами.

Наблюдала в разных редакциях несколько крайностей:
1. Дизайнер делает только то, что скажет редактор. Захотелось редактору заголовок "повеселее" - и появился на полосе шрифт Беттина Скрипт, например. Сказал втянуть текст - и вот пожалуйста, кегль 7, интерлиньяж 7,5.
2. Дизайнер - царь и бог, чувствует себя незаменимым (потому что никто больше верстать не умеет) и делает все так, как считает нужным. Редактору остается лишь подчиняться. Либо второй вариант - верстальщик делает плохо, а редактор этого не замечает (потому что не знает, что значит хорошо).

В идеале - создание газеты должно быть сотрудничеством, но верстальщики часто воспринимают текст как некую "серую массу", а редактор совершенно "не рубит" в дизайнерских вопросах.

Сразу скажу: интересуюсь не просто так, а в рамках подготовки к тренингу "Дизайн для редакторов", который вскоре буду вести. Хочется живых примеров того, как у вас в редакциях происходит совместное "колдовство" над газетной полосой, насколько компетентны редакторы и так далее.
Ну и просто хочется про это поговорить, поскольку тема интересная.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Вот, буквально сегодняшний пример из жизни.
Внедряем новый макет в одну мааааленькую районную газетку. Тамошний редактор высылает мне полосы, я их исправляю и комментирую.
Мой комментарий: вы вместо тире дефисы используете, а надо тире alt+0151.
Ответ дословно: "длинные черточки смотрятся хуже, неаккуратнее, поэтому остановились на этом варианте".

И как с этим бороться? Пытаюсь их уговорить хотя бы на "полудлинное" (хотя это тоже неправильно).

...А потом посмотрит какой-нибудь критик на газету и скажет: "Ну ты налажала, Фортуна - тире-то неправильные" :)
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Elena Fortuna сказал(а):
В идеале - создание газеты должно быть сотрудничеством

Елена, Извинет что о своем... Создала стили для газеты, редактор свистнул файл , теперь с МОИМИ стилями верстают новую газету, вчера вышел первый номер, еще подписали "дизайн ________"- мальчика одного...уроды.
Чтобы не платить за работу, готовы удавиться.

вот такое вот "сотрудничество". Жаль от подлости и лживости не лечат на земле. Клиентов много было бы.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

mina,
это очень обидно, но тоже относится к нашей теме.
Редактор НЕ ПОНИМАЕТ, что дизайн должен создаваться индивидуально для каждого издания - исходя из тематики издания, целевой аудитории и других параметров.
И еще один момент. Дизайн - это не набор элементов, это система элементов. Стащив только стили, они быстро зайдут в тупик.
А вы придумаете еще много хороших дизайнов! Не расстраивайтесь :)
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Верстаю одну корпоративу,
Присылают текст, фото... раз через два, текст невлезает катострофически, в очень критических ситуация идут на встречу и урезают материал. Верстаю по своему же шаблону, глобальных корректив, можно сказать, не бывает, все восновном по мелочи, тут запятая, тут абзацы склеить...
Единственный минус, очень жесткие сроки.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

xplight,
а вы когда шаблон делали - сказали им, сколько текста влезает на полосу?
С корпоративами это обычная история, но нам, видимо, какие-то нормальные в этом смысле заказчики попадаются :)
И еще вопрос: кто со стороны заказчика занимается текстами? Какой-нибудь PR-менеджер? Или профессиональный редактор?
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Elena Fortuna сказал(а):
mina,
Редактор НЕ ПОНИМАЕТ, что дизайн должен создаваться индивидуально для каждого издания

Еще КАК понимает....

У нее в руках десятки моих распечатков готовых шаблонов, глухо копируй, и тыкай на стили. Думать даже уже не надо. Да и НЕ дура она, соображает. Просто подлая и всЁ.

+++++Не расстраивайтесь
А что толку то. Да я так, не ради жалости пишу, а ради темы.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

На моей практике со стороны заказчика текстами почти никто не занимается. В лучшем случае прогоняют через ворд и одобряют (если нужно) у начальства.
А вообще вопрос немного некорректно в теме поставлен. Плотная работа может быть у редактора и верстальщика. Если дизайн одобрен в "высших инстанциях", то далее стараются от него всё же плясать. Потому как грамотный дизайнер должен не только в небесах витать, но и прикидывать, советоваться с народом на предмет объёмов текста и т.п. А когда есть утверждённый макет, то замечания редактора на "заголовки повеселее" - в трэш. У редактора своя работа - он держит тему издания. А оформление ложится на плечи дизайнера и верстальщика.
Кроме того, редакторы тоже разные. Текстовый - одно, бильд - совсем другое.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Elena Fortuna,
естественно говорил ;)
Текстом занимается 2 человека, не думаю что проф. редактор среди них есть, вероятно оба журналисты...
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

@diz@ сказал(а):
Если дизайн одобрен в "высших инстанциях", то далее стараются от него всё же плясать.
Ага, только вот когда он создается - редактор тоже должен в этом участвовать, а не отдавать все на волю дизайнерским фантазиям. А то обычно посмотрят на красивую картинку - и утвердят, а потом начинают пытаться в это вписаться, и нифига не выходит.
Дизайн "обслуживает" контент, а не наоборот.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

xplight сказал(а):
Elena Fortuna,
естественно говорил ;)
Текстом занимается 2 человека, не думаю что проф. редактор среди них есть, вероятно оба журналисты...

Ну, журналисты - это еще не самый безнадежный вариант :)))
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Elena Fortuna сказал(а):
Дизайн "обслуживает" контент, а не наоборот.
Основную идею облизывают все: и дизайнер, и редактор. Каждый со своей стороны. А главный - хозяин. Он и решает :)
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

@diz@ сказал(а):
Основную идею облизывают все: и дизайнер, и редактор. Каждый со своей стороны. А главный - хозяин. Он и решает :)

Хозяева тоже бывают разные. У некоторых хватает ума брать на работу профессионалов, мнению которых он доверяет.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Тогда объясните мне, про какого редактора Вы говорите?
Про конкретного или вообще?
Например, есть журнал. Хозяин хочет, чтобы это издание отвечало определённым его пожеланиям (он может при этом советоваться с профи, но главная идея - его). У журнала может быть несколько редакторов. Один из них, к примеру, литературный. И с какого перепугу ему лезть в оформление? Да, он может изменить содержание заголовка, но никак не его вид. А уж процесс изменения производит верстальщик. При кардинальной правке возможен даже и тандем с дизайнером. Например, одна строка вместо трёх и что-то конкретно улетает (что не говорит о крутости дизайнера, но всё же).
Главный редактор должен вести общий контент. Думаю, что любой спор между равными в иерархии дизайнером и редактором решают выше. Либо кто-то в данном издательстве стоИт явно выше. Ему и подчиняются.
Не всегда есть подробное разделение. Часто редактор един в трёх лицах. Если он вменяем, то вопросы оформления решаются коллегиально. Если же он лезет в дизайн, вёрстку и т.д., то каждое издательство решает этот вопрос по-своему.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Ребят...
Пропущу обсуждения и отвечу на первый пост...
Безусловно прав всегда редактор...
Почему?
А почему доктор наук умнее аспиранта?

По определению редактор обязан видеть всю концепцию газеты. На то он и поставлен. Он не узкий специалист, он мозг издания.
Если он дурак, то дурак... Значит и издание соответствующее.

Насчёт тире... Мда... Я последнее время стараюсь везде en тире ставить...
em таки действительно широковаты.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Может мне всю жизнь не везло но ни в одном издании где я работал не было двух а то и трех редакторов. В лучшем случае был один. И все они пытались лезть в вопросы дизайна и верстки. Нифига при этом не понимая даже азов. Когда вот такие слишком уж доставали я их тыкал носом в столичные издания. В раздел выходных данных - "вот смотрите скоко народу, а у нас?!"
2Fortuna Длинное тире ой как не всегда выглядит красиво. От шрифта зависит и ширины колонки. Полудлинное бывает куда полезней. Может тот редактор не так уж и неправ.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

linatik,
"тот редактор" хотел дефис - а это уже совсем другой знак препинания.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

@diz@,
речь о редакторе, который принимает решения. Чаще всего это главный редактор. Но бывают случаи, как вы пишете, когда он "един в трех лицах".
Спасибо, вашу точку зрения и поняла.
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

JAW сказал(а):
Ребят...
По определению редактор обязан видеть всю концепцию газеты. На то он и поставлен. Он не узкий специалист, он мозг издания.
Если он дурак, то дурак... Значит и издание соответствующее.

А как бы вы выходили из ситуации, когда редактор не видит всю концепцию?
 
Ответ: Дизайнер и редактор: кто прав, кто неправ?

Неправ редактор!
Редактор, как правило, не озабочен такими "дизайнерскими" вопросами как удобочитаемость текста, соответствия общему стилю оформления издания, соответствия картинки и заголовка (там, где требуется сократить или изменить заголовок, исходя из соответствия картинке или улучшения оформления статьи, редакторы зачастую проявляют костность мышления). Есть вполне "дубовый" подход, когда дизайнер (он же верстальщик) воспринимается как мелкий винтик в общем механизме издательского процесса. Отсюда — либо верстка по готовому шаблону (с рождающемся наплевательским отношением к делу верстальщика), либо редакторское сидение за спиной с тыканием пальца в монитор верстальщика (что рождает такое же отношение). Практика показывает, что если у редактора уже в голове сложился образ оформления той или иной статьи, то существенно повлиять на этот образ верстальщик не может, к каким бы убедительным аргументам он ни прибегнул. Наоборот, такие верстальщики "сующие свой нос в чужую вотчину", нежелательны. Их стремятся заменить на послушных новичков-малознаек. Определенные правила, существующие в оформлении печатных изданий для современного редактора в большинстве случаев всё же остаются "темным лесом"; и в таком тандеме (самоуверенный редактор+новичок-верстальщик) на свет появляются такие печатные ублюдки, один вид которых заставил бы Яна Чихольда вращаться в гробу как пропеллер.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.