eciCMYK (FOGRA53) - цветовое пространство обмена CMYK?

mihas

Топикстартер
15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 882
ECI с Фогрой придумали достаточно странную штуку - расширенный охват CMYK, покрывающий в среднем все существующие технологии печати. Ссылки тут eciCMYK (FOGRA53) - цветовое пространство обмена CMYK? • Форум колористов и полиграфистов
Некоторые радуются новому стандарту, некоторые озабочены.
Я скорее против фогры 53: цифровой колорменеджмент не настолько распространен и всем понятен, чтобы ожидать от любой типографии его безоговорочного применения, практика показывает обратное - цмики предпочитают не трогать и не преобразовывать большинство офсетных типографий, куда безопаснее и проще считать априори и прописать в требования, что любое входящее цветоделение считается фогрой 39, даже если это не так. Серьезная страховка от ошибок клиента! И всегда известно что присвоить на входе, если колорменеджмент-таки предусмотрен. Почему фогра 53 вызывает в связи с этим некоторую озабоченность? Есть несколько причин:
1) Цветовой охват огромен для офсета - 560 000 куб. дЕ. , он даже и для Эпсона не мал (с учетом точности, точность пробы падает с увеличением охвата).
gamut_f53.png
Для сравнения офсет на меловке дает всего 400 тыс. кубиков. То есть без управления цветом с сепараций фогры 53 мы будем получать тухлое черти чего в печати, а с управлением - зарезать цвета на краю охвата. Одно дело, когда в меньший охват изображение вдумчиво вогнал цветокорректор, совсем другое, когда охват будет зверски зарезаться автоматом - никакой рендеринг-интент не спасет от потерь. Как объяснить на пальцах заказчику, что его фогра 53 категорически не вписывается в существующую технологию печати и не может быть воспроизведена? Это падение охвата до 71% от ожидаемого, это почти как заказчик принес цветопробу для меловки а получил оттиск как на офсетке - сопоставимая разница. Контраст тоже упадет заметно: у фогры 53 светлота бумаги 96 и черной точки 5. В офсете 95 и 10. Нет, я могу на Эпсоне вытянуть черную даже почти 3, но отдавать в таком формате образец цвета в офсетную типографию не стану, невозможно так напечатать, а при конвертации я потеряю глубокие тени (хорошо если их еще как-то сожмут а не просто обрежут все оттенки между L 5 и L 10).
2) Помимо охвата, вызывает недоумение так же и баланс серого с растикиванием, они так же совершенно не вписываются в офсетную традицию:
gray_g53.PNG TVI_f53.png DotGain_f53.png
Желтая краска в балансе преобладает над пурпурной, при этом растискивание голубой заметно ниже цветных и черной. В профиле фогра 53 тоновые кривые TVI согласованы без применения z factor для голубой краски (средний скриншот) поэтому в привычных единицах DotGain (рис справа) будет резкое падение растискивания. Такой печати в офсете просто не бывает, чтобы растискивание голубой было заметно ниже и при этом голубая краска преобладала в нейтральном балансе. Экспериментально давно установлено, что баланс 50-40-40 достигается при равных растискиваниях цветных секций или при использовании z factor при расчете TVI голубой секции. И красочники придерживаются этой традиции, балансирую траду. А тут баланс 50-30-40, который не вяжется с растискиванием ни голубой, ни пурпурной секций.
То есть не только по охвату - по балансу так же нельзя применять профиль фогра 53 для печати без применения CMM к входящим файлам.
3) TIL=400 и малая ширина черного (всего 30%) так же не добавляет профилю eciCMYK технологичности.

Самое интересное, что для пространств RGB подобные исследования оправданы, действительно, малоизвестный LStar RGB куда как прагматичнее и sRGB и тем более ProPhoto RGB (последний просто тихий ужас по потерям в Lab, то есть вообще по уму не применим в фотошоп, если хоть одно преобразование будет просчитано не в RGB и не в XYZ, а именно в Lab).
Для цмика я делал профили с расширенным охватом, но не с целью создания некоего универсального пространства, а лишь для максимального использования возможностей перцепции при сжатии (напрямую из большого RGB перцепция задействуется не в полную меру, а лишь на 50% профиля реципиента). И это полностью ручной алгоритм с двумя преобразованиями из профиля в профиль с визуальным контролем результата, ничего подобного нельзя огранизовать на автомате без контроля - слишком велика вероятность сюрпризов, перцепция не колориметрический метод, и навряд ли заказчик с файлом по фогре 53 хочет любоваться результатами неколориметрического перцепционного сжатия: заказчик будет хотеть так, как в его файле по фогре 53. А это не возможно в офсете, флексе и цифровой электрографической печати. Я даже и Эпсон не стану так калибровать для других работ, потому что, как было сказано, с увеличеним охвата точность падает, и я не смогу при той же линеаризации обеспечить имитацию фогры 39 точно по стандарту 12647-7. А отдельная линеаризация в ЭФИ - это считай как отдельная лицензия на новый принтер.

Словом я не разделяю восторга некоторых дизайн-бюро от появления такого огромного стандартного и как предполагалось - "универсального" пространства CMYK. Фогра 39 куда как более универсальная, а отправляясь за бОльшими охватами подальше и подороже от офсета, гравюры и флексы, заказчик обычно понимает, что он делает и почему, и профиль с бОльшим охватом уже получил от печатника.

Прогнозирую, что фогра 53 будет либо проигнорирована, либо отвергнута отраслью. Хотя конфликты, к сожалению, неизбежны. Написал инструкции своим менеджерам в типографии и препрессе, что фогру 53 или eciCMYK мы в работу не принимаем в связи с ее вопиющим несоответствием листовой и ротационной офсетной печати и не хотим разочаровывать заказчиков видимыми потерями как с применением колорменеджмента, так и без.
 
Прогнозирую, что фогра 53 будет либо проигнорирована, либо отвергнута отраслью.
Не офсетом единым жива полиграфия.
Наличие "лишнего" инструмента лучше его отсутствия. Если, конечно, не давать его дураку. Сделали, и молодцы. В "неофсетном" мире может пригодится.
 
  • Спасибо
Реакции: f1ai, carry и mihas
Не офсетом единым жива полиграфия.
Совершенно согласен! И большое пространство с отдельным черным каналом вещь нужная. Я просто зациклен именно на офсете и понимаю, что половина офсетных типографий выведет пластины без преобразований цвета и даже не поймет в чем подвох.
 
  • Спасибо
Реакции: Macromor и Flame
У меня скорее вопрос, чем мнение по уже существующему. Но, может подскажете в какую ветку мне идти)

Как и чем создать цветовой профиль формата icc/icm? Что бы результат его применения к изображению был близок к конвертации в ФШ с конкретными настройками Castom CMYK (по сути — максимум черного и 200% общей краски). Планирую применять профиль в Prinect.

P/S
А у нас на рипе все прицепленные профиля отключаются имхо. Пользуюсь, в основном ECI ISOcoated_v2_300_eci, применяю его к изображениям с общей красочностью больше 300%. Периодечески сталкиваюсь с тем, что изображение явно блекнет, но это 1 из 50 случаев.
 
Для скидывания суммы красок есть специальные Device-link профиля, делить iso coated как минимум некорректно в такое случае. По custom CMYK проще отредактировать какой нибудь из существующих профилей, скинув сумму красок и генерацию черного, софта полно... Непонятно только зачем 200? Все протухнет
 
Для скидывания суммы красок есть специальные Device-link профиля, делить iso coated как минимум некорректно в такое случае. По custom CMYK проще отредактировать какой нибудь из существующих профилей, скинув сумму красок и генерацию черного, софта полно... Непонятно только зачем 200? Все протухнет
Мне это для вполне конкретных задач. Часто в верстках заказчика бывают чертежи и схемы в растре, часто в RGB или в тупо переведенном CMYK. Чаще всего там черные линии + несколько стрелочек и пр. зеленого, красного, синего, короче 2х составные цвета. Таких изображений может быть и 5 на страницу, страниц 60. Возиться с каждым таким изображением долго. Печатникам сводить такую хрень западло) вот потому и хотелось профиль, и принектом его быстренько на все это применять.
 
Правильно ли я понял. Если мне принесут файл цмик который я вижу на мониторе красиво, в печати он выйдет плоскими плашками(то что мы раньше видели только в ФШ при переводе в цмик). НО раз профиль сделали, значит кто-то на чем то его может воспроизвести? когда нибудь
 
@Macromor, ну если у вас есть Prinect - в его составе могучий профилировщик Color Toolbox. В нем все стандартные профили офсета построены. Постройте в нем. Для ваших задач самую тяжелую генерацию черного GCR выставите. Самое интересное, что натуральный MaxK когда цветных вообще не будет в черных чертежах дает фотошоп. Сохраните его профиль MaxK как icc и попытайтесь подключить к рипу. Дело стоящее, тут вы очень правильно решили помочь печатникам, собирать черные тексты и графики из 4 красок - это и правда плохо. Хуже всего черные тексты скриншотов экрана - там при увеличении цветные ореолы даже при идеальном совмещении. Конечно их надо нормально в цмик переводить.
Касательно "А у нас на рипе все прицепленные профиля отключаются" - это не спасет, если вам принесут цмики в огромном охвате фогры 53. Иллюстрирует мою мысль, что половина типографий даже не поймут, в чем тут подвох.
 
@polbol, на Эпсоне можно воспроизвести. Красиво он тоже выйдет на мониторе только с расширенным охватом, не sRGB.
 
@mihas, вот это и страшно. еще Эпсон терпимо. Но заказчик и многие(зная советские реалии) могут себе позволить монитор и дешевого дизайнера, чтоб увидеть, то что хотят.
Но я помню время, когда "каждая" типография пыталась навязать свой профиль, а сейчас потихоньку идет к "госту".
 
@polbol, я высказал свои опасения. Можно добавить к этому, что дизайнеры же не кладут в интернет фотки в огромном пространстве ProPhotoRGB - тоже все будет жутко тухло у 9/10 пользователей браузеров. Правда некоторых спасет хотя бы внедренный профиль, но как мы уже прочитали в ветке - наши полиграфисты решением всех проблем считают ... леген...дарно - вообще отключить профили в файлах!-))) Так что тем, кто еще дочитал тему до этого места предлагаю считать фогру 53 для цмика чем-то вроде ProPhoto для экрана. Протестируйте ProPhoto на экране, планшете, айфоне - последние девайсы профили вообще не используют - поймете почему без понимания все это будет цветовой катастрофой для многих. Ключевое слово - понимание: если типография и заказчик в здравом уме договорились и предусмотрели работу по такому стандарту, обсудили ожидаемые изменения перцепционного или колориметрического сжатия до офсета - почему нет?
 
  • Спасибо
Реакции: mihas
@Macromor, ну если у вас есть Prinect - в его составе могучий профилировщик Color Toolbox.
У меня только PDF Toolbox. Фотошоп сохраняет только csf, а это не то, что мне нужно. Вот, какой программой можно создать профиль, если не принект? Скачаю пожалуй Profilemaker
 
Скачаю пожалуй Profilemaker
Можно. Точность не важная, но для ваших целей правильно поделить чертежи роли не играет, а MaxK будет вполне жестким. Я честно не помню достоверно для всех программ, какая при max оставляет все же понемногу цветных в каналах, точно знаю что фотошоп вообще не оставляет. Не наговаривайте кстати на фотошоп - он прекрасно сохраняет icc. Да качество этих профилей плохое, но как раз именно для вашего случая max фотошопа - самое что надо:
shopicc.PNG
 
  • Спасибо
Реакции: Flame и Macromor
@Macromor, я очень смело советую в вашей ситуации с чертежами именно фотошоп - просто сам в таких использую и он лучше всех подходит. Безупречная колориметрическая точность для данной задачи не нужна. В другом случае от профилей фотошопа предостерегу, колористика красок неверная у него с давних пор:
ISOCoatedvsAdobeEurostandardCoated.png
Что касается фогры 39 - тоже лучше взять ее у ECI.org, а не из комплекта профилей адобы. ISO Coated v2 от ECI покачественнее сделан в Color Tool от Гейделя.
 
  • Спасибо
Реакции: Macromor
Спасибо, все получилось:
Отлично! Еще дам подсказку, чтобы не нарушался цвет при переделивании и точно не известно откуда делим куда - на входе присваивайте тот же профиль, в который делите. То есть поделить из max фотошопа в max фотошопа. Так вы только измените сепарации, но не измените цвет.Мне показалось просто на скриншоте, что цветные квадратики пострадали. То есть не надо из фогры 39 делить в колористику фотошопа, это будут большие изменения по цвету. А из себя в себя поделить - самое безопасное решение.
 
  • Спасибо
Реакции: ~RA~
Отлично! Еще дам подсказку, чтобы не нарушался цвет при переделивании и точно не известно откуда делим куда - на входе присваивайте тот же профиль, в который делите. То есть поделить из max фотошопа в max фотошопа. Так вы только измените сепарации, но не измените цвет.Мне показалось просто на скриншоте, что цветные квадратики пострадали. То есть не надо из фогры 39 делить в колористику фотошопа, это будут большие изменения по цвету. А из себя в себя поделить - самое безопасное решение.
Тут делилось из sRGB в CMYK, собственно, для этого и делал профиль.
В результате процентов на 20-25 задрал CM и Y убавил. красный стал меньше похож на оранжевый, а зеленый — на салатовый. Точная цветопередача в этом случае не так важна, главное — черный черный)
Вообще, надеюсь, что печатники будут плясать в экстазе)