Эффект "трупных пятен"

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Господа, добрый вечер!
Речь о струйной печати.
Давно хотел поднять эту тему, но все как-то не решался.
По крайней мере двое из нас обратили внимание на странный эффект, свойственный по большей части струйным принтерам Canon, в меньшей степени HP, и никогда Epson: как бы тщательно ни был линеаризован принтер (к примеру HP Z2100 -- линеаризован идеально), но в воспроизведении телесных тонов наблюдается ошибка, проявляющая себя тем, что на некоторых участках "еврокожи" появляется паразитный разброс по цветовому тону (и только по цветовому тону!); появляется там, где должно быть деление по насыщенности. Паразитное отклонение по цветовому тону проявлет себя ВСЕГДА против часовой стрелки, т.е. в желто-зеленом направлении противу оранжевого.
Никакие расширенные карты, в том числе карта на 1729 полей Монако, не выправляют ситуацию.
Особо подчеркну то, что эффект ни разу не проявлял себя даже на самых барахловых принтерах Эпсон на водных чернилах, где TRCs выглядят так, что смотреть страшно -- ямы и ухабы ("загогулины" по Сабосу). Но при этом вылезал во всей красе на вполне линеаризованных Кэнонах.
Сколько я ни размышлял, но найти внятного объяснения не могу. Отмечу только, что обсуждаемый эффект отмечен мною только в лоне струйной технологии.
Буду признателен за любое конструктивное (!) размышление о генезе происходящего.
 
Ответ: Эффект "трупных пятен"

IMHO, вижу тройку возможных причин (у самого струйник HP Photosmart 8253), подтверждаю изменение тона даже при числе патчей более 4000:
  1. Освещение+спекральные характеристики красителей. То есть, спектры поглощения/отражения красок HP настолько неудачны, что это приводит к изменению тона в критичной для зрения области цветов при малейшем отклонении спектра осветителя от заложенного в профиль. Можно проверить, построив профиль специально под спектр конкретного просмотровго света, замеренного тем же прибором, что и тест-карта.
  2. Похоже, чернила HP не просто смешиваются, а вступают между собой и с бумагой в химические реакции. Это приводит к тому, что даже профиль из более чем 4000 образцов не даёт более точного результата. Например, при малом количестве патчей профилировщик успешно апроксимирует "характеристику" устройства. При в несколько раз большем количестве образцов становятся видны области с плохим предсказанием цвета, где dE2000 возрастает до 1-3.5 против 0.25-1.2 основной массы.
  3. Время просушки. У HP цветовой тон сильно меняется по мере высыхания. Стоит убедиться в том, что время высыхания одинаково для тест карты и для просматриваемых фотографий или достаточно велико в обоих случаях.

Специального профиля для пункта 1 не строил. Просто гипотеза. Вероятно, основная причина - пункт 2.
Алексей, вы профилировали принтер как RGB-устройство?

P.S. на принтере HPZ3100 профилированном встроенным аппаратным/программным обеспечением, на semigloss бумаге знакомый фотохудожник без коррекции распечатал 25 своих работ формата 80x80см. Выставка прошла "на ура" при свете галогеновых светильников. Задачи цветопробного сравнения не ставилось. Разумеется, принтер в режиме "less ink" имел небольшой цветовой охват, но результат удовлетворил всех, особенно зрителей. Я заметил едва заметный сдвиг в зелень на паре ч/б работ, но не смог убедить в этом простого обывателя. Остальные работы, (ещё 20 портретов) смотрелись достойно, хотя и не колориметрически верно.
 
Ответ: Эффект "трупных пятен"

Николай, спасибо!!!
Единственное, что замечу сразу -- это то, что НР, на мой взгляд, не так подвержен этому эффекту, как Canon. Вот там ситуация была совсем кислой... Однако посмотрим, что будет на выставке: кэноновцы наверняка пустят к себе.
Nikolay_Po сказал(а):
Алексей, вы профилировали принтер как RGB-устройство?
Да, конечно. Аббревиатура "RGB" -- это издержки прошлых лет. Настаиваю на таком пояснении: как устройство, управляемое тройственным электрическим сигналом. К трихромазии этот сигнал практически не имеет отношения, хоть и ОБзывается как "RGB". Простите занудство, но это важно... :)
Еще раз спасибо за соображения.
 
Ответ: Эффект "трупных пятен"

Да, сказанное мной выше относится к профилю, построенному для HP Photosmart 8253 с завышенными лимитами красок (в меню печати выбрана более качественная бумага, чем фактически используемая). Это я недавно обнаружил на тёмных телесных и тёмно-серых тонах. На чисто чёрных участках переливов замечено не было. Сегодня переделаю профиль для более щадящего, родного для бумаги режима. Есть вероятность, что по крайней мере в тенях ситуация улучшится.
Так как принтер бытовой, никакой линеаризации пользователем не предусмотрено. Печатает только в трёхканальном (устар. RGB) режиме.
Бумага - HP Everyday Photo Paper, semi-gloss. Imho, самая лучшая бумага для чернил VIERA на водной основе по цветовому охвату для этого принтера и самая лучшая по соотношению цена-качество. Но самая худшая из фотобумаг по стойкости к влаге и отпечаткам пальцев.
О стойкости к свету материалов HP - только хорошего мнения. На стене в помещении, с января 2007 года, у окна, без рамки висит яркое цветное фото. Вероятно, насыщенность красок спала, но визуально это не отмечается, хотя подпись шариковой ручкой выцвела до потери разборчивости.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.