Ответ: Элементарное правило?..
Котик, не корректно сравнивать рояль с балалайкой (Герман, это я не про твою работу).
Нарушают правила те, кто их хорошо знает. «Великие» ничего так просто не делали. Нарушая одно, они компенсировали это другим, что бы сохранить равновесие и целостность.
Серов мастерски владел композицией. Проанализируйте остальные работы. Там всё на месте.
Композиция в портрете Ермоловой продумана. Он сознательно нарушил композицию. Сместив фигуру вправо, он выбрал при этом ракурс снизу вверх, там всё играет на портрет: и шлейф от платья, и отражение в зеркале, которое уравновешивает фигуру. Пространства перед лицом, там вполне достаточно, носом в край картины не упирается, пластика фигуры стремится назад, при этом она статична. И заметьте, там ничего не режется.
К тому же именно с этим портретом больше всего полемик среди искусствоведов по поводу нарушения композиции.
« На «остроумие» Серова обратил внимание Е. Кибрик: «В портрете Ермоловой работы В. А. Серова ее фигура повернута вправо, в профиль, и композиционно резко сдвинута вправо же от центра картины. Этим приемом Серов добился неожиданного эффекта - фигура Ермоловой перестала быть замкнутой в себе, как это свойственно портретам; создалось впечатление, что где-то за рамой картины есть аудитория, к которой обращается великая актриса».
А нарушения то минимальные, не сравнить с работой Германа. Таких нарушений не многие «великие» могли себе позволить. А сейчас, что ни художник, то гений и плевать он хотел на все законы композиции.
Я вообще категорически против категоричности...
Я никогда не высказывался категорично в отношении к искусству, если иметь ввиду жанры, стили, технику и приёмы. А в отношении к композиции всегда буду категоричен. Многие, не зная элементарных свойств и композиционных средств, плавают в этом вопросе. А эти свойства прописаны в виде законов и изучаются во всех художественных заведениях не одно столетие.
Что бы нарушить правило, нужно сначала его выучить! И лишь единицы создают свои правила.