Ищу рецензента для статьи

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Shchukin

Участник
Топикстартер
Сообщения
14
Реакции
0
Написал небольшую статью на тему связанную со шрифтами. Так как по образованию я не полиграфист, то хотелось бы проверить ее на ошибки. Не поможет ли кто? В высоком качестве статьи далеко не уверен, на подробную критику по делу не обижаюсь.
 

_MBK_

Пикирующий бомбардировщик
15 лет на форуме
Сообщения
33 228
Реакции
10 851

_MBK_

Пикирующий бомбардировщик
15 лет на форуме
Сообщения
33 228
Реакции
10 851
А вам именно персональный рецензент нужен, коллективная травля не подходит? '))'
Не, из меня рецензент никакой, suntory попросите - он тут главный по шрифтам. ;)
 

Shchukin

Участник
Топикстартер
Сообщения
14
Реакции
0
А вам именно персональный рецензент нужен, коллективная травля не подходит? '))'
Не, из меня рецензент никакой, suntory попросите - он тут главный по шрифтам. ;)
Можно и коллективную. Просто пока не решаюсь статью выкладывать. А то она у неспециалистов положительные эмоции вызывает. Но если это лучше -- могу и выложить.
 

_MBK_

Пикирующий бомбардировщик
15 лет на форуме
Сообщения
33 228
Реакции
10 851
Выкладывайте, негативную реакцию местных специалистов я вам гарантирую ;)
 

Shchukin

Участник
Топикстартер
Сообщения
14
Реакции
0
О ШРИФТАХ

История появления современного русского шрифта восходит к концу XVII – началу XVIIIвека. Его основной базой послужила поздняя форма делового письма – скорописи, применявшаяся для официальных документов и в некоторых случаях в переписке, так называемое гражданское письмо. Этот вид письма был предназначен для письма пером с узким концом (вроде обычной перьевой ручки). Использовавшиеся в то время типографские шрифты (как европейские, так и российские) происходили от почерков, рассчитанных на перо с широким, лопаткообразным концом. Из-за этого возможные ширины отдельных линий, из которых состоит буква, (или штрихов) и пропорциональные соотношения между этими ширинами гражданского письма и обычного типографского шрифта различны. Поэтому ширины и пропорции штрихов нового шрифта воспроизводили не гражданское письмо, а тогдашние нидерландские типографские шрифты типа антиква, то есть обычной, знакомой всем нам печатной латиницы. Некоторое влияние на формы букв оказало сходство ряда латинских букв с русскими и начертания традиционного книжного шрифта – полуустава (сохранился как обычный шрифт церковнославянских книг).

В течении XVIII – начала XIXвека новый, гражданский шрифт постепенно эволюционировал под влиянием техники гравюры. Как и в Европе происходил переход от форм и пропорций старостильной антиквы, близкой по рисунку к рукописным почеркам эпохи Возрождения, к пропорциям новой антиквы, создающейся уже чисто как печатный гравированный шрифт, более геометричный, с более сильно различающимися ширинами штрихов. (В начале этого процесса вдобавок несколько возросло влияние полуустава на графику гражданского шрифта.)

Результатом этой эволюции стал тип шрифтов, который стали называть вначале обыкновенными русскими, а затем и просто обыкновенными. Это были шрифты типа новой антиквы, характеризующиеся сильным контрастом (вертикальные штрихи, как правило, были в них значительно толще горизонтальных и наклонных) и приближением формы букв к прямоугольнику или квадрату (например, боковые штрихи буквы ж были почти вертикальными). Существовал целый ряд таких шрифтов, отличавшихся мелкими деталями. При отборе шрифтов в первый советский стандарт на шрифты было отобрано 7 шрифтов подобного рода, представлявших различные начертания (обычное широкое, узкое, курсивное, полужирное, жирное). Позднее они были объединены в обыкновенную гарнитуру. Качества этой гарнитуры не удовлетворяли советских полиграфистов, ибо уже к концу XIXвека стали очевидны недостатки обыкновенных шрифтов: большой геометризм очертаний и незначительные ширины многих горизонтальных и наклонных линий делали в мелких кеглях неразличимыми границы между буквами. Поэтому широкое светлое начертание обыкновенной гарнитуры включили в стандарт лишь условно .

В 30-ые годы на основе шрифтов группы обыкновенных была разработана более удобочитаемая обыкновенная новая гарнитура (для 4 издания собрания сочинений В. И. Ленина). Постепенно она вытеснила старые типы обыкновенных шрифтов в основном в набор заголовков. Лишь узкое светлое начертание (в сочетании с одним из начертаний древней гарнитуры) допускалось применять при наборе местных газет.

Те же недостатки обыкновенных шрифтов вызвали еще до революции многочисленные поиски новой формы шрифта, использовавшие в качестве своей основы более старые формы антиквы (и соответственно гражданского шрифта).

Наиболее успешными оказались два направления поисков.

Первое использовало как базу формы антиквы эпохи Возрождения. В России оно породило близкие к друг другу гарнитуры (виды начертания шрифта) латинский и рената. Если обыкновенный был типичным шрифтом XIXвека, то это были типичные шрифты века XX. Буквы их почти не подчинены тенденции к вписыванию в прямоугольник, характерной для обыкновенных, а горизонтальные и наклонные штрихи сравнительно толще. С первого взгляда они похожи друг на друга, так же на них похож и самый распространенный в нынешней России шрифт — таймс. За счет меньшего контраста штрихов и меньшей прямоугольности — это шрифты более удобочитаемые, чем обыкновенные. Латинский шрифт оказался более удачным, был включен в первые стандарты и после революции постепенно вытеснил ренату из употребления. Послевоенные обработки латинской гарнитуры, отличающиеся от первоначального прототипа некоторыми деталями, стали с 1952 года называть литературной гарнитурой. И под старым, и под новым названием это был один из самых распространенных в наборе шрифтов.

Второе направление поисков использовало как базу российские шрифты XVIIIвека, возвращаясь в ряде символов к старым начертаниям. На этом пути возникли елизаветинский и академический шрифты. Первый несколько более стилизован и декоративен, второй представляет переработку шрифта сорбонна, использующую формы середины XVIII века в отличающихся от латиницы русских буквах.

Рядом с уже описанными гранитурами существовало семейство гротесков, или рубленных шрифтов, штрихи которых лишены типичных для антиквы засечек (выступов на концах). Применявшиеся в советской практике дореволюционные гротески впоследствии объединили в две гарнитуры: древнюю (название происходит от архаичного наименования гротесков – древние шрифты) и рубленую. Их начертания восходят к концу XIX– началу XXвека.

С 30-ых годов начинается собственно советская разработка шрифтов (сосредоточенная в отделе новых шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института оборудования для печатных изданий, картонной и бумажной тары – ВНИИОПИТ) , выразившееся в «кириллизации» западных шрифтов (например, создании школьной гарнитуры на базе американского шрифта сенчури скулбук [centuryschoolbook]) и в создании новых оригинальных начертаний художниками книги (например, гарнитуры банниковская и лазурского). Создалась особая школа кириллической типографики, отличающаяся от западной.

Однако в 80-ых годах на советскую типографику обрушились два бедствия.

Первым была перестройка, в результате которой ВНИИОПИТ захирел, а у советских шрифтов, считавшихся государственной собственностью, появились хозяева. Российское законодательство приравнивает шрифт к произведению графики и таким образом строже американского, изымающего рисунок шрифта из числа объектов авторского права. Кроме того, и на Западе, и у нас компьютерные шрифты традиционно приравниваются к программам со всеми вытекающими. Таким образом собственниками шрифтов стали их оцифровщики. Главным из них в России была фирма «ПараГраф» и ее приемник «ПараТайп», генетически связанные с лабораторией новых шрифтов. Цена этих шрифтов измеряется тысячами рублей. Для самодеятельного издательского дела приличный комплект начертаний фактически неподъемен.

Вторым бедствием оказалось появление массы западных персональных компьютеров, на которых стояли западные же программы. Для использования в этих программах их разработчиками были куплены у западных же компаний-монополистов западные же шрифты. Эти шрифты были постепенно кириллизированы, но с традиционной советской типографикой они не имели почти ничего общего. Центром этой новой типографики стали гарнитуры таймс [Times] – разновидность антиквы, созданная для газеты «Таймс» в 1931 году, гельветика [Helvetica] – популярный швейцарский гротеск 1957 года, родственный одному из начертаний рубленной гарнитуры, или его близкий по пространственным параметрам символов аналог ариал [Arial] (1982)и наконец моноширная (с одинаковыми ширинами всех букв) антиква курьер [Courier] (1955). Компании включали в свои продукты и другие популярные шрифты (в том числе с кириллическими версиями) и разрабатывали новые, но большинство из них были западными...

Помимо проприетарной существует на Западе и в России и свободная типографика, подобная свободному программированию (создавшему например GNU/Linux). Однако она пошла по линии создания оригинальных шрифтов (зачастую весьма высокого качества), обработки того, что решили пожертвовать частные компании (в том числе «ПараТайп»), а также создания аналогов трех популярных шрифтов, означенных выше (пакеты Либерейшн [Liberation], Либертин [Libertine], ГНУ ФриФонт [GNUFreeFont] и др.). Те классические шрифты, аналоги которых появлялись в ходе ее развития, были обычно западными.

В итоге, существует только два полностью лицензионно чистых аналога классических российских и советских шрифтов. Это OldStandard (старая обыкновенная) А. М. Крюкова – вариант обыкновенной гарнитуры – и латинская А. В. Дмитриева – вариант литературной. Последний шрифт очень ограничен по репертуару символов и, к сожалению, плохо смотрится в мелких кеглях. Другие аналоги обнаруживают сходство с паратайповскими или иными коммерческими шрифтами (по некоторым сведениям, вплоть до полного совпадения очертаний) и вполне могут быть их пиратскими версиями. Кроме того, существует нуждающаяся в совершенствовании кириллизация свободной версии гарнитуры сенчури скулбук, которую можно рассматривать как аналог школьной гарнитуры, и совободная версия шрифта кэзлон [Caslon], бытовавшего в СССР в качестве заголовочной газетной гарнитуры.

Кажется, что необходимо создать по образцу Εταιρεία Ελληνικών Τυπογραφικών Στοιχείων (Этерия эллиникон типографикон стихион, Греческое шрифтовое общество), создающего свободные греческие шрифты разных стилей, в том числе исторических «Кириллическое шрифтовое общество», занятое разработкой таких же шрифтов для кириллицы. Это было бы полезно для небольших (в том числе самодеятельных) типографий и хоть немного объединило наше до предела атомизированное и недоверчивое общество.
 

_MBK_

Пикирующий бомбардировщик
15 лет на форуме
Сообщения
33 228
Реакции
10 851
Сходу, не вчитываясь в статью: "-ых" режет глаз, так никто не пишет.
 

_MBK_

Пикирующий бомбардировщик
15 лет на форуме
Сообщения
33 228
Реакции
10 851
"30-ых", "80-ые", ...
 

Evgen

Registered User
15 лет на форуме
Сообщения
2 054
Реакции
984
Поддержу, "-ых" убивает. ))
Я не вычитывал, но глаз сразу зацепился за приемник :D
(Там, где речь о какой-то генетической связи с какой-то лабораторией новых шрифтов;
ходил я к ним на Казачий пер. в начале 90-х – никакой генетики не заметил.)
Вы хотя бы на gramota.ru проверяйте сложные для вас слова.


А как по вашему надо?
В данном случае "по-вашему", а не "по вашему".
Или добавляйте слово. Напр., "по вашему мнению".
 
Последнее редактирование:

splxgf

12 лет на форуме
Сообщения
7 743
Реакции
3 425

QuarkGrafics10

Участник
Сообщения
425
Реакции
96
идея, может и так себе, а вот сама статься - полное графоманство!
 

suntory

Administrator
15 лет на форуме
Сообщения
23 435
Реакции
12 478
Не считаю бедой 80/90-е и компьютеры, скорее наоборот, шрифтовое общество если кажется, то создавайте, греческое по-моему давно ничего не создает. Большая часть пересказ общеизвестных фактов, учитывая концовку непонятно на кого рассчитана статья.
 
Последнее редактирование:
  • Спасибо
Реакции: Shchukin и QuarkGrafics10

Shchukin

Участник
Топикстартер
Сообщения
14
Реакции
0
Большая часть пересказ общеизвестных фактов, учитывая концовку статья непонятно на кого рассчитана статья.
Концовка была приписана просто, чтоб была и наверняка будет полностью переписана. Статья рассчитана на таких же неспециалистов, как и автор, которые могли бы помочь руками или деньгами. Если содержательных ошибок нет, то автор искренне рад.

А что это такое?
Это печатание газет, журналов и брошюр по схеме "от 2 до 7 человек плюс ризограф и компьютер с лазерным принтером". Автору доводилось участвовать.
 

QuarkGrafics10

Участник
Сообщения
425
Реакции
96
Концовка была приписана просто, чтоб была и наверняка будет полностью переписана. Статья рассчитана на таких же неспециалистов, как и автор, которые могли бы помочь руками или деньгами. Если содержательных ошибок нет, то автор искренне рад.
оно и видно что Вы не специалист. и зачем позвольте спросить таким же не специалистам как и Вы информация на такую узкоспециализированную тему?!!
Это печатание газет, журналов и брошюр по схеме "от 2 до 7 человек плюс ризограф и компьютер с лазерным принтером". Автору доводилось участвовать.
какой бред! лучше б занялись тем, в чем Вы действительно понимаете
 

Shchukin

Участник
Топикстартер
Сообщения
14
Реакции
0
и зачем позвольте спросить таким же не специалистам как и Вы информация на такую узкоспециализированную тему?!!
Затем, что на дворе не XII век, гильдии давно отменили, а тема на самом деле довольно интересная массам. Если есть недостатки, прошу о них внятно рассказать.

какой бред! лучше б занялись тем, в чем Вы действительно понимаете
Это для многих людей не бред, а суровая реальность. Ибо типографские услуги в крупных городах дороги.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.