Как научиться цветокоррекции?

Little_boar

Участник
Топикстартер
Сообщения
89
Реакции
4
Коллеги, день добрый!
Начну с извинений. Если подобная тема на этом славном форуме поднималась -- прошу отнестись с пониманием.

Суть вопроса проста -- как выстроить процесс постижения ремесла офсетного цветокорректора? Уточню некоторые вводные:
* у автора топика какой-никакой опыт допечатки вполне себе есть
* автор топика очень Шадрина любит и ценит. Автор топика даже как-то удостоился похвалы от Шадрина за правильное понимание основ его легендарной статьи!
* автор топика регулярно сталкивается с ситуацией, которую можно описать как "анти-Шадрин": приходит печатник, который в одной руке держит некий оттиск "из прошлого", а в другой руке -- оттиск (якобы с тех же файлов!), сделанный пять минут назад. Далее печатник говорит: "Вот старый оттиск. Где, когда, на каком оборудовании и с какими параметрами он отпечатан -- не задавай глупых вопросов. Но нам сегодня надо в него "вогнаться". Время исполнения -- десять минут." (Уточню: и контрольный оттиск, и требуемая цветокоррекция -- суть обычный офсетный CMYK).
'otbline'
* автор топика желает заняться постижением ремесла цветокоррекции по-настоящему, основательно, "на совесть". Речь вовсе не идёт о "Five fast Photoshop tricks", а скорее о том, чтобы разобраться для самого себя, дабы успешно справляться с ситуацией, описанной в предыдущем пункте. Не могу не процитировать Александра Исаевича Солженицина: "наивысшая форма исследования -- это исследование для самого себя".
* с английским языком автор топика очень даже дружит
* автор топика может себе позволить только Photoshop CC, либо мелкие бесплатные утилиты.

Итак, как выстроить процесс обучения? Как правильно двигаться от простого к сложному? Что есть фундаментальное умение в данном ремесле? Какие навыки обязательно надо освоить? Что читать/смотреть? Какие упражнения делать? Какие авторы заслуживают внимания?

Спасибо.
0;o}
Евгений.
 

JAW

15 лет на форуме
Сообщения
15 797
Реакции
3 454
приходит печатник, который в одной руке держит некий оттиск "из прошлого", а в другой руке -- оттиск (якобы с тех же файлов!), сделанный пять минут назад. Далее печатник говорит: "Вот старый оттиск. Где, когда, на каком оборудовании и с какими параметрами он отпечатан -- не задавай глупых вопросов. Но нам сегодня надо в него "вогнаться"

Ответ печатнику на это "Вгоняйся", т.к. у него есть все возможности цветокоррекции.
Исключение составляет только один моментик, о котором я тут все ухи всем прожужжал, если у вас CTP, а раньше было с плёнок, и Вы не догадались подкорректировать коррекцию кривых под старый тех. процесс...
 
  • Спасибо
Реакции: Валера1966

Little_boar

Участник
Топикстартер
Сообщения
89
Реакции
4
Ответ печатнику на это "Вгоняйся"

Печатник уже вгонялся и всё, что (по его мнению) можно было сделать -- сделал. В той реальности, в которой "живёт" автор поста -- печатник не будет отвечать на уточняющие вопросы и уж тем более не будет пытаться что-то там на офсете "подкрутить". Речь идёт о том, чтобы самостоятельно породить правильный CMYK отталкиваясь только от старого и нового оттисков.
 

JAW

15 лет на форуме
Сообщения
15 797
Реакции
3 454
А по вопросу, стоит почитать Дэнчика нашего Маргулиса, он во многом прав, но смотрит на опрос с более практиеской стороны.
Особенно, была книга, представляющая из себя сборник статей, к сожалению нигде не могу её найти, что то из серии Печатные процессы, или как то так... В общем она не про Фотошоп, а про психологию печатника.
 
  • Спасибо
Реакции: Little_boar

~RA~

Одарённая.
12 лет на форуме
Сообщения
11 809
Реакции
3 434
приходит печатник, который в одной руке держит некий оттиск "из прошлого", а в другой руке -- оттиск (якобы с тех же файлов!), сделанный пять минут назад. Далее печатник говорит: "Вот старый оттиск. Где, когда, на каком оборудовании и с какими параметрами он отпечатан -- не задавай глупых вопросов. Но нам сегодня надо в него "вогнаться". Время исполнения -- десять минут."
Нипалучиццо.
Попасть в один или несколько цветов ещё реально, а во всю картинку — нет.
 
  • Спасибо
Реакции: Little_boar

andrejK

R.I.P.
Сообщения
10 300
Реакции
5 218
Вгонять в данном случае должен печатник)
 

Little_boar

Участник
Топикстартер
Сообщения
89
Реакции
4
Нипалучиццо.
Попасть в один или несколько цветов ещё реально, а во всю картинку — нет.

Вы безусловно правы. Более того, в приватных разговорах печатники без колебаний признают, что существующий на производстве порядок вещей -- глубоко ненормален. Но, "надо Федя, надо!" (с)
 

ch_alex

Погулять вышел.
15 лет на форуме
Сообщения
8 420
Реакции
2 709
Печатник уже вгонялся и всё, что (по его мнению) можно было сделать -- сделал. В той реальности, в которой "живёт" автор поста -- печатник не будет отвечать на уточняющие вопросы и уж тем более не будет пытаться что-то там на офсете "подкрутить". Речь идёт о том, чтобы самостоятельно породить правильный CMYK отталкиваясь только от старого и нового оттисков.
'hmmm'
Подозреваю, что в типографии отсутствует технолог. Технолога заменяет оборзевший печатник, возомнивший себя богом. Понять его также можно, поскольку его директор кусает как последнего и самого ответственного за результат.

Нельзя полностью скорректировать изображение, полученное на неизвестном оборудовании с неизвестным профилем с неизвестными "подкручиваниями" в процессе печати. Может там формы готовят с плёнок и банально излишне их экспонируют (пережигают точку растра). Можно только лишь слегка улучшить ситуацию.

Но для этого нужно оперировать в пространстве субтрактивной цветовой модели. Нужно понимать, что цвет на оттиске - это результат вычитания отдельных спектров и также то, что к примеру наложение красного и зелёного объекта никогда не даст жёлтый. Звучит угрожающе, но привычка работать в аддитивной модели цветовоспроизведения ограничивает возможности. В частности, делает полностью беспомощным в области работы со спотами (пантонами). 'Starwa1'
 
Последнее редактирование:

eugeny

15 лет на форуме
Сообщения
855
Реакции
210
Коллеги, день добрый!

* автор топика регулярно сталкивается с ситуацией, которую можно описать как "анти-Шадрин": приходит печатник, который в одной руке держит некий оттиск "из прошлого", а в другой руке -- оттиск (якобы с тех же файлов!), сделанный пять минут назад. Далее печатник говорит: "Вот старый оттиск. Где, когда, на каком оборудовании и с какими параметрами он отпечатан -- не задавай глупых вопросов. Но нам сегодня надо в него "вогнаться". Время исполнения -- десять минут." (Уточню: и контрольный оттиск, и требуемая цветокоррекция -- суть обычный офсетный CMYK).
'otbline'
А в чем проблема? ну адаптируйте макет к текущим условиям печати, образец "куда попадать" есть. Понятно, что это не 10 минут.
И да, где технолог?
 

Little_boar

Участник
Топикстартер
Сообщения
89
Реакции
4
Вгонять в данном случае должен печатник)
'hmmm'
Подозреваю, что в типографии отсутствует технолог. Технолога заменяет оборзевший печатник, возомнивший себя богом. Понять его также можно, поскольку его директор кусает как последнего и самого ответственного за результат.

Ваши догадки по большей части верны. Многое на описываемом производстве устроено неправильно, ненормально. Но по-серьёзному менять никто ничего не будет. Это как бы телега, которая скрипит и по ходу движения норовит развалиться. Но покупать новую "телегу" никто не будет. Поэтому вопрос в том, чтобы найти способ как более-менее комфортно на этой телеге ехать лично мне, препрессору.
 

ch_alex

Погулять вышел.
15 лет на форуме
Сообщения
8 420
Реакции
2 709
Но покупать новую "телегу" никто не будет. Поэтому вопрос в том, чтобы найти способ как более-менее комфортно на этой телеге ехать лично мне, препрессору.
Сожалею, но я с таких телег спрыгивал. Потому что ехать трудоёмко, нервно и без особого результата.

Директор ваш странненький - хочет на мопеде соревноваться в гонках с соперниками с мотоциклами спортивных марок.

Для препрессора решения нет. Я уже проходил это и укрепился в том, что нужно сначала подтянуть культуру производства и убрать произвол и всякие нетехнологичные "хотелки". Например, в типографии нужно стабилизировать температуру, влажность, корректировать кислотность и жёсткость увлажнения в печатных секциях, стабилизировать температуру валов и удерживать вязкость краски в заданных пределах. Если плёночное производство пластин - контролировать растровые точки, иметь измерительное оборудование, чтобы не было это всё "на глазок".

Вы ничего не сможете сделать, если выгорел растр и тоновое воспроизведение началось с 5%. Т.е. можно, но это нужно перевывести плёнки, переделать пластины и молить бога, чтобы при переделке пластин что-нибудь в очередной раз не изменилось.
 
Последнее редактирование:
  • Спасибо
Реакции: ignatcolor

ch_alex

Погулять вышел.
15 лет на форуме
Сообщения
8 420
Реакции
2 709
Да нет никакой проблемы. Автор поста лишь хочет по-серьёзному научиться ремеслу цветокоррекции под офсет.
Изучите субтрактивную модель. Проведите натурный эксперимент с акварельными красками, например. Проанализируйте, представьте в уме эти взаимодействия.

ЗЫ. Можно свистнуть немного основных красок в типографии и аккуратно поработать с ними, смешивая их в пропорции. Хотя... в принципе достаточно воображения и эспериментов с CMYK на экране.
 
  • Спасибо
Реакции: Little_boar

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
Дорогое это занятие корректировать офсет под образец, пластины перевыводить, переприлаживаться. Приходится изредка. Идеально это делать на цифре, раза с 3-5 попадаешь точно куда надо. С традиционным офсетом 3-5 раз перевыводить пластины сами понимаете - слишком дорого. И результат все равно не идеальный. Бывают моменты, что печатник вогнаться не может сам и помощь препресса не повредит.
Обычно картинку нужно двинуть в противоположном направлении от того, куда она отклонилась при приладке. На сколько двинуть - вопрос опыта и желательно пробных итераций. Я иногда спектрофотометр использую, меряю однородный цвет на образце и оттиске, или несколько цветов, выписываю лабы в столбик, ушло к примеру по b +10 - ну значит мне надо двинуть картинку на b -10. Как-то так. Это для ровных фонов. Пестрые картинки просто перебалансирую кривыми. И третий прием - профили и кривые. Иногда картинка всего-то и требует например в одной из красок сделать в 70 - 75 и в другой краске в 25 сделать 20. В алване вбиваю кривые и применяю к пдфке макета. И конечно насыщенность общая, вот пример из свежих, была подписана проба без учета матового ламината, под матовым ламинатом насыщенность и контраст сильно падает, оказалось постфактум, что заказчик хочет под ламинатом как на пробе, но не хочет подписывать пробу, имитирующую ламинат (бывают и такие). Просто переделивал из фогры 39 в профиль с меньшим охватом, но на основе фогры, чтобы получить большую насыщенность в печати. Поманипулировать профилями или кривыми - конечно в первую очередь надо. Профили с уменьшенным охватом например тут: C I E L a b . X Y Z • Специализированные профили для цветоделения
 

ch_alex

Погулять вышел.
15 лет на форуме
Сообщения
8 420
Реакции
2 709
ушло к примеру по b +10 - ну значит мне надо двинуть картинку на b -10. Как-то так.
Для процесса с сильно "кривой" передаточной кривой это достаточно грубое приближение. При попадании в отдельные участки тоновой кривой коррекция может оказаться либо избыточной, либо недостаточной. Впрочем, если болтаться в пределах точности +-2, то сойдёт, учитывая культуру производства топикстартера.
 
Последнее редактирование:

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
И чтобы таких случаев с коррекцией было мало - конечно в требованиях пишем требования к цветопробе, что абы что не является пробой, перечисляем отличительные признаки цветопробы, такие как шкалы и ОК-стикер и проч. Чтобы случаев с матовым ламинатом у меня более не возникало - прошу при оформлении заказа на пробу указывать тип ламината чтобы я его имитировал на пробе а не фогру 39 выводил. Кстати в фогру 49 и 50 (это ламинаты) наш ламинат не очень попадает, построил свои профили ламината. Они все разные ламинаты, искажают не одинаково, тут именно профиль конкретный свой нужен.
 

minos

Модератор
15 лет на форуме
Сообщения
1 934
Реакции
706
Коллеги,

Тема флудоопасная. Может скатиться в разговоры обо всех проблемах. Призываю всех к самодисциплине - ограничивайте свои порывы ради всеобщего блага и спокойствия модератора.

По теме. У нас в упаковке тема вгонки в чужие образцы - стандартное явление, поскольку заказчик всегда хочет одинаковую упаковку от разных поставщиков. Навык цветокоррекции и сравнения образца с цветопробой нужно тренировать - он сам собой не появляется. Только через реальную производственную практику. Естественно, что нужно освоить набор инструментов ФШ. Ещё необходимо настроить монитор. Однако ж как-то так сложилось, что доверие в этом процессе цветокорректоры оказывают только печатной пробе. Верифицировать результат необходимо по цветопробному оттиску, который, естественно, должен проверяться инструментально. На этапах работы может быть техническая ЦП - без инструментальной проверки. Но финальный результат - только по проверенному оттиску.
 

ignatcolor

10 лет на форуме
Сообщения
208
Реакции
56
Ещё необходимо настроить монитор. Однако ж как-то так сложилось, что доверие в этом процессе цветокорректоры оказывают только печатной пробе. Верифицировать результат необходимо по цветопробному оттиску, который, естественно, должен проверяться инструментально. На этапах работы может быть техническая ЦП - без инструментальной проверки. Но финальный результат - только по проверенному оттиску.

Поддерживаю. Настроенный монитор + цветовой профиль печатной машины + окончательная проверка цветов макета по цветопробе. Не забываем, что сверять цвета на цветопробе с образцом заказчика нужно под "правильным" светом (лампами D50 с высоким CRI).
 

Little_boar

Участник
Топикстартер
Сообщения
89
Реакции
4
Сожалею, но я с таких телег спрыгивал. Потому что ехать трудоёмко, нервно и без особого результата.

Я из этой типографии уже увольнялся. Именно по указанными вами причинам -- препрессору работать там очень нервно, стрессово и бесперспективно. Но жизнь повернулась так, что я там работаю снова и поэтому хочется подтянуть персонально свои навыки/знания, чтобы хоть чуть более комфортно себя в этих условиях чувствовать. В общем, это та ситуация, которая в морском деле называется "спасайся, кто может".