Матрицы RGB/XYZ (XYZ/RGB)

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

dih

Участник
Сообщения
402
Реакции
29
Добрый вечер всем, оживлю тему. Искал тему по входным профилям, в том числе, "профили от Trantor", нашел эту.
В первую очередь, спасибо всем "энтузазистам" от цвета -- на мой взгляд, нужную человекам тему продвигаем.
Кратко эпикриз:
Пробовал строить входные профили аргайлом для своего старенького Olympus E-500, в том числе оцифровывал (с, возможно, малой точностью) спектральную чувствительность сенсора и затем обращался за помощью к TRANTOR (спасибо за профили!). Пробовал и DCP от DCraw. Обычные яркие спектры типа цветов-роз\гвоздик хорошо даже аргайлом делаются на основе самодельного колорчекера 24 патча с примерно таким же по ширине охватом (2 патча скинтона малевал в 4-5 акриловых красок с весьма похожим на иксрайтовский оригинальный КЧ спектром и лабами, мерял айваном про 1). Засада на скинтонах, все, как описал Deman32: красные пятна и\или общий оттенок поросяче-розовый, губы чересчур малиновые, при том, что зрительно уже знаю свой скинтон, да и не свой оттенок кожи в плане оттенка в массе людей под солнечным светом знаю хорошо - это примерно кофе с молоком + немного клубники со сливками разной насыщенности и довольно ограниченной светлоты. Фиолетовых\явно розовых лиц за множество наблюдений не увидел.
Профилировал под солнечным светом, в частности, сегодня под практически ровным D55 - мерял по линейной спектрально белой вате.
Большинство профилей в коммерческом софте, судя по готовым фото в галереях, новостных сайтах, применению профилей на RAW из соответствующих камер с заведомо известным солнечным светом (температура не суть важна, D65 или D 42, насколько говорит практика) без вспышки, грешает тем же: розово-фиолетовые тона вместо желто-оранжевого.
В C1 именно для olympus E-500 профиль с хорошим скинтоном, но на все остальном - например, но розовой розе или фиолетовом CMYK патче уходит в тепло-красный. Для проверки качества профилей из C1 брал RAW как раз из 6D и профиль из С1 - уже не то, те же багровые скинтона.
CCF сенсора сам по себе мало что говорит, как оказывается, - потому что трансмиссию HPF (инфракрасного фильтра на камере) мы не знаем. сперва грешил на плохую фильтрацию длинных волн на сенсоре - однако раскаленный гвоздь, сфотографированный в темноте точно в момент прекращения излучения в видимой области как источник ИК не регистрируется на сенсоре с выдержкой в доли секунды, так что фильтрация работает нормально, однако приведенная CCF сенсора при этом теряет смысл, так как общей передаточной функции мы не знаем.
Очевидно, что тут мы имеем дело с метамерией сенсора по отношению к глазу и ее усилением при профилировании (возможно, что сдвиг пика чувствительности R сенсора к более длинной волне относительно 590 нм от красной колбочки играет свою роль). То есть как практически получается - либо зрительно натуральные скинтона, либо натуральные фиолетово-бордовые тона остальных объектов).
Суть в том, что скинтона, наверное, самые критично воспринимаемые субъективно в плане оттенка и равномерности плюс спектр кожи достаточно сложно воссоздать искусственными пигментами (хотя сам характер спектра кожи в статистическом плане достаточно однороден от человека к человеку с характерными пиками поглощения гемоглобина как раз в диапазоне пересечения R и G колбочек).
В этом плане интересно также то, что спектр скинтона на отпечатанном снимке с негативной пленки Kodak 200 colorplus (не знаю, хим. процесс или цифровая печать - делалось в фотолабе) достаточно близок по характеру к спектру реальной кожи. Совпадение это или плод многолетних опытов гигантов-фотопроизводителей - неизвестно.
В общем, хотелось бы узнать, можно ли повышением количества скинтон-патчей в мишени добиться повышения веса\приоритета точности передачи скинтонов во входном профиле камеры. Как сделать достаточно точный спектрально скин-тон патч - another can of worms - другой разговор.
Еще один нюанс: кожа не диффузный рассеиватель, там имеет место быть и зеркальное отражение, что тоже может повлиять на разницу между записью сцены камерой\сравнением со спектральными данными диффузного матового скинтон-патча при профилировании и зрительным восприятием, хотя на практике при контактном замере точки под A и фотометрическом замере под D55, например, соотношение ab примерно сохраняется, только под более интенсивном солнечным D55 растет L, a и b.
Как-то так.
ЗЫ: Субъективно для бытового фото я лично пожертвую колориметрией всего остального перед натуральным скин тоном (в разумных пределах). По моему единственному опыту сознательного экспериментального использования, пленка на солнечном свете дает верный (приятный?) оттенок и светлоту\градиент без шаманства. Хотя перевод негатива\слайда\отпечатка в цифру всю эту "беспроблемность" уничтожит (сканер).
 

dih

Участник
Сообщения
402
Реакции
29
Вопрос вдогонку:
есть ли какие-либо материалы по работе с матрицей RGB RGB и как ее преобразовать в матричный профиль (пусть и и синтетическими белым и черным)?
Пришел к выводу, что производители камер, кроме вычисленных по спектральной хар-ке сенселей матриц (разных для разного освещения?) либо делают усредняющую матрицу с наиболее предсказуемой картинкой для камерного джпега, либо делают несколько под разные настройки ББ и по ним обсчитывают, хотя второй вариант ряд ли, так как зеленые волосы тогда бы под флюоресцентными лампами убрали бы. И для них главное - не точность, а повторяемость и приемлемость узнаваемых цветов. И тут большой им респект, так как работа сделана гигантская и на ура.
Пока что ручная настройка матриц проблемна в плане паразитных оттенков нейтральной оси.
 
Последнее редактирование:

dih

Участник
Сообщения
402
Реакции
29
По colormatrix и forwardmatrx в DNG что-нибудь есть в сети для чайников? пока что читаю, что forwardmatrix использует хромадаптацию, но для чего? Для RGB или для XYZ?
И еще такой вопрос:при открывании DNG, полученных с разным освещением, в DNG Profile Editor и подкручивfнием матрицы меняются все DNG визуально. при экспорте подкрученного DCP меняются все матрицы и идет ли при подкручивании интерполяция между A и D50(65) в открытых DNG? И каким образом происходит изменение результирующих матриц в подкрученнном DCP?
 
Последнее редактирование:

TRANTOR

Son of a Gun
Топикстартер
R.I.P.
Сообщения
4 566
Реакции
2 956
DNG что-нибудь есть в сети для чайников?
Можно сказать, что нет. Есть DNG Reference.
forwardmatrix использует хромадаптацию
Не использует, а ей и является. Cam White Point A->D50 и Cam White Point D65->D50. Формулы приведены в DNG Reference.
Для RGB или для XYZ?
XYZ тоже в некотором роде RGB.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.