Несколько слов о съемке пейзажа

  • Автор темы Автор темы admiral
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

admiral

Участник
Топикстартер
Сообщения
62
Реакции
0
Несколько лет тому назад в Москве в Фотоцентре проходила выставка выпускников одной московской фотошколы. В.Е. Гиппенрейтер, осмотрев выставку, высказался по поводу пейзажных работ, что мол не хватает формата (работы были сняты на средний формат и отпечатаны размером 40х50 см). Тогда я воспринял это как брюзжание пожилого человека. Через пару лет я понял, что СФ при съемке пейзажа меня не устраивает. На картинках часто была лишь информация о тех местах, которые я снимал. Они не затягивали. И дело не только в размере, хотя это тот случай, где размер имеет значение. Если смотреть на иллюстрацию картины Айвазовского на спичечном коробке - получаешь информацию об этой картине, но чтобы воспринять настроение, нужно идти в музей. Но самый большой плюс форматных камер (ФК) это оптика, и возможность подвижек. Конструкция объетивов для ФК, как правило, симметричная, что значительно улучшает характеристики. А подвижки (в пейзажной съемке это, главным образом, уклоны) позволяют контролировать положение плоскости резкости. Чтобы это понять мне понадобилось несколько лет. Я полностью солидарен с Алексеем Шадриным в его пропоганде ФК. Присоединятесь!
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Слайд 6х6 и больше просто даёт возможность оптике показать свои возможности. В оптике вся суть. Через несколько лет, уверен, появятся доступные полноформатные матрицы мегапикселей на 20-30 в большим ДД, но массового производства дешёвой классной оптики мы не скоро дождёмся.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Andrey Belokon' сказал(а):
В оптике вся суть.
Существует масса великолепной узкоформатной оптики, от которой в контексте пейзажной съемки мало толку.
Формат оптимизирует соотношение

простр. размер объекта сцены/простр. размер элемента изображения,

приводя это соотношение к тому, что происходит в зрительной системе человека. К примеру, ежели мы в пылу атаки, то есть, в стремлении к увеличению формата, перешагнем рубеж 4х5", выйдем, скажем на 18х24 см, то к удивлению своему обнаружим, что качество изображений понизилось -- при великолепной деталировке и пр. изображение становится таким, каким воспринимает мир сильно близорукий человек (что визуально дискомфортно).

"Во всем потребно рассуждение".
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Alexey Shadrin сказал(а):
Формат оптимизирует соотношение
В этой теории я не очень силен, но верю наслово, по моим ощущениям это именно так.
Еще один момент. Когда мы смотрим сцену на натуре, мозг воспринимает ее целиком. И передний план и задний. Хотя глаз сканирует ее по частям, и нам кажется что мы видим все планы четко. Объектив не может сканировать сцену по частям. И вот здесь на помощь приходят повороты и уклоны карданной камеры. Мы получаем изображение сцены близкое к тому, как эту сцену воспринимает мозг.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

admiral сказал(а):
И вот здесь на помощь приходят повороты и уклоны карданной камеры. Мы получаем изображение сцены близкое к тому, как эту сцену воспринимает мозг.
Да, это так, но не переоценивайте возможности: там свои "грабли". Хотя, безусловно шифты и наклоны расширяют диапазон возможностей колоссально, просто колоссально. И даже тогда, когда начинаешь снимать тем же Pentax 67, где нет ни наклонов, ни шифтов, то все равно сразу ощущаешь, что вышел на принципиально иной уровень работы.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Еще один принципиально важный момент:
Когда мы смотрим в окуляр зеркальной 35 мм камеры, то видим сцену, у которой лишь слегка понижена общая фотометрическая яркость (к чему очень быстро адаптируемся). Но когда мы смотрим на матовое стекло форматного аппарата, то мы видим ИЗОБРАЖЕНИЕ сцены, что радикально меняет восприятие сюжета, наше отношение к нему. Более того, поскольку изображение перевернуто вверх тормашками (что кажется на первый взгляд неудобством), то мы можем оценить изображение по пятнам, что вдвойне ценно.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Alexey Shadrin сказал(а):
выйдем, скажем на 18х24 см, то к удивлению своему обнаружим, что качество изображений понизилось -- при великолепной деталировке и пр. изображение становится таким, каким воспринимает мир сильно близорукий человек (что визуально дискомфортно).

Вы Алексей, извините, склонны к некоей разновидности механисцизма. Повторяю то, что уже говорил пару раз на этом форуме: то, что видит человек, это результат сложной работы зрительной коры головного мозга по обработке информации, поступающей с глазных нервов (банально). Эта обработка представляет собой по большей части ассоциативное распознавание образов.
В каком-то бибисишном фильме сказали, что в конечном счёте 90% того, что человек видит - это плод его воображения.
Соответсвенно, можно предположить, что упомянутый дискомфорт может быть лишь на первых порах, пока не адаптируется восприятие.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Andrey Belokon' сказал(а):
Вы Алексей, извините, склонны к некоей разновидности механисцизма.
Странное дело: я столько лет положил на то, что борюсь с механицизмом, постоянно апеллирую к особенностям зрительного восприятия, а меня вдруг в упрекают в том же механицизме... :) Парадокс.
Восприятие, Андрей, не может опираться только на самое себя. Восприятие требует исходной стимуляции. Стимуляция приходит в наше сознание из физического мира. Поэтому мы не можем уйти в гольную физиологию, не касаясь в своих рассуждениях физических факторов (стимулов). Наряду с глубоким изучением восприятия мы ОБЯЗАНЫ столь же глубоко изучать и природу стимулов (физических факторов, инициирующих восприятие). Наука, равновелико изучающая и физические стимулы и их восприятие, именуется психофизикой. Кстати, именно психофизике и посвящена книга директора Манселловской научной лаборатории по цвету М.Д. Фершильда. Книга, которую стоит по меньшей мере полистать :).
Бибисишники -- славные ребята и снимают классные фильмы, на которых, в частности, строится среднее образование в Великобритании (идея т.н. education video clips, авторство которой, как водится, принадлежит нашему соотечественнику Александру Никитичу Лапицкому). Но 90% на воображение -- это либо сознательное упрощение, либо "красное словцо", поверьте.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Andrey Belokon' сказал(а):
Соответсвенно, можно предположить, что упомянутый дискомфорт может быть лишь на первых порах, пока не адаптируется восприятие.
Адаптация всегда неполна -- это закон. Господь Бог так славно устроил, что день от утра (или вечера), к примеру, мы отличаем именно благодаря неполноте адаптации. Полная адаптация была бы биологически и эволюционно деструктивна. Еще пример: наиболее полная адаптация зрения наступает лишь тогда, когда экран монитора настроен в диапазоне 5000-8000 К; вправо-влево от этого коридора он неизбежно будет казаться либо желтоватым, либо синеватым. Свет ламп накаливания все равно по ощущению желтоват (хотя ментально вроде как белый).
Таким образом, бывают изображения, пластика которых столь высока, что полной адаптации и приведения этого изображения к нормальному восприятию сцен не происходит. Именно так случается, когда работают с 18х24 или, напротив, -- меньше 6х4,5 см. Оптимум, как показала практика (!), лежит на 4х5".
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Alexey Shadrin сказал(а):
Да, это так, но не переоценивайте возможности: там свои "грабли". Хотя, безусловно шифты и наклоны расширяют диапазон возможностей колоссально, просто колоссально. И даже тогда, когда начинаешь снимать тем же Pentax 67, где нет ни наклонов, ни шифтов, то все равно сразу ощущаешь, что вышел на принципиально иной уровень работы.
Кто бы спорил. СФ "мощнее" узкого применительно к пейзажу. Но есть особое наслождение большого формата. А по поводу "граблей" все правильно. Подвижки это всего лишь инструмент (но очень ценный), который нужно применять к месту и грамотно.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

admiral сказал(а):
КПодвижки это всего лишь инструмент (но очень ценный), который нужно применять к месту и грамотно.
А там очень быстро научаешься -- пару сюжетов запорешь и все поймешь :)
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Что это? Форматный слайд? Негатив? Цифра?

По-моему, главное (в восприятии) это композиция. Далее всё же оптика, её рисунок.

В оглашённые же Вами факторы я пока не врубаюсь. А хотелось бы...
 

Вложения

  • vodla33.JPG
    vodla33.JPG
    196.1 КБ · Просм.: 910
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Andrey Belokon' сказал(а):
Что это? Форматный слайд? Негатив? Цифра?
Ну, ежели это не сознательно запоротый фотошопом формат, то никаким форматом тут и не пахнет. Равно как и не пахнет слайдом. "По запаху" -- негатив, либо кропнутая цифра. Вероятнее всего -- цифра.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Andrey Belokon' сказал(а):
По-моему, главное (в восприятии) это композиция. Далее всё же оптика, её рисунок.
Это заблуждение, Андрей: результат восприятия изображения определяется качеством наихудшего звена в цепочке. Какая бы распрекрасная оптика ни была, но если регистратор (пленка или матрица) плох, то не спасет ни композиция, ни стекло, ни гениальность фотографа. А плохость регистратора -- это, в частности, его пространственный размер.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Ну, вот, Андрей, сравните, хохмы ради два похожих сюжета: слева узкий формат -- спарва формат 4х5" обкропанный до 4х4". Постарайтесь увидеть разницу в деталировке, тоновых и хроматических градациях, воздушности, соотношении резкость/нерезкость, передаче глубины пространства.
 

Вложения

  • vodla33_shadrin.jpg
    vodla33_shadrin.jpg
    226 КБ · Просм.: 609
  • November_2005_01_end.jpg
    November_2005_01_end.jpg
    304.2 КБ · Просм.: 865
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Алексей, Вы можете выложить что-нибудь полноразмерное? Мне трудно судить по маленькой картинке.

А этот лесной пейзаж был снят на 35 мм Kodak Porta (негатив). И доработка в шопе, разумеется.

Похоже, я люблю излишне яркие цвета... Ха-ха: так и знал, что склонен к шизофрении. %p
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Andrey Belokon' сказал(а):
Алексей, Вы можете выложить что-нибудь полноразмерное?
Конечно. А интернет нормальный?
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

У меня дома мегабитный канал и вай-вай сетка на три компьютера. '8)'

Хотел я начать копить на Fujifilm FinePix S5 Pro и пару фиксов к ней – чтобы снимать пейзажи... Вы заставляете меня усомниться в этом устремлении... Хотя я уже давно зарёкся с какой-либо плёнкой связываться и зеркалку плёночную подарил.
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Andrey Belokon' сказал(а):
У меня дома мегабитный канал и вай-вай сетка на три компьютера. '8)'
В точности то же самое! :) Надо же. Только на выход у меня 512 Kbit/sec.
Итак, два файла, которые должны залиться через два часа:
http://shadrin.rudtp.ru/Belokon`/July_2006_20_end.rar
http://shadrin.rudtp.ru/Belokon`/May_2006_01_end.rar
А я спать пошел :)
 
Ответ: Несколько слов о съемке пейзажа

Alexey Shadrin сказал(а):
Ну, ежели это не сознательно запоротый фотошопом формат, то никаким форматом тут и не пахнет. Равно как и не пахнет слайдом. "По запаху" -- негатив, либо кропнутая цифра. Вероятнее всего -- цифра.
Лёш, там сразу видно результат сканирования. Нет пластмассы.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.