Ответ: Образование - ссылки, статьи (где, у кого и главное зачем учиться)
Алексей Дружинин "18 рекомендаций о том, как построить работу с дизайном на фрилансе"
Не по теме:
Статья полезная, особенно для людей редко работающих с частными заказами.
Всё больше дизайнеров стремятся работать в качестве фрилансеров, не испытывая более необходимости в агентствах-работодателях с их известностью и штатом sales-менеджеров. Со своей стороны, всё большее количество заказчиков обращается к фрилансерам, понимая, что наше время требует индивидуального подхода к проектам, быстроты реакции и гибкости — всего того, чего недостает большим неповоротливым агентствам.
Под словом «фрилансер» я имею в виду специалистов, работающих в одиночку либо объединяющихся в группы для решения определенных задач проекта. Как правило, заказчик предварительно «подбирает» специалиста, подходящего ему для решения его проблемы, по портфолио, информации в сети либо рекомендациям, что значительно повышает вероятность получения ожидаемого результата.
Казалось бы — вот он, идеальный мир, позволяющий строить клиентские отношения напрямую, делать интересные проекты и получать за это оптимальную компенсацию. И я не буду говорить, что это не так. Он станет идеальным, если вы научитесь предугадывать подводные камни, научитесь быть не только хорошим дизайнером, но и хорошим менеджером на своих проектах, научитесь правильно планировать свое время, будете организованны и забудете о лени.
Вам придется научиться помнить, что за вашей спиной нет авторитета компании, где, при неблагоприятном исходе, в худшем случае возможно устроить перед заказчиком «публичную порку» «провинившегося» работника, а в лучшем — списать на издержки управления большой компанией.
Ваши ошибки гораздо сильнее, чем ваши достижения, делают вас похожим на канатоходца на высоко натянутом канате на арене информационной среды.
Я постараюсь описать некоторые трудности, с которыми мне пришлось столкнуться, и приведу решения, которые работают и помогают мне качественно и в срок делать свою работу, оставаясь профессионалом в глазах заказчиков. Так как написанное основано на личном опыте, а я занимаюсь айдентикой и брендингом, я буду писать о работе в этой специализации, но многие пункты применимы к работе с дизайном в целом.
18 рекомендаций
1 стадия
Оценка стоимости работ и фиксируемые договоренности
Как правило, заказчика на стадии первоначальных договоренностей обычно интересуют два аспекта: стоимость и сроки. Об остальных, например, о качестве, он вспоминает только в самом конце. Если вы неправильно озвучите условия и объем своей работы на этом этапе, вы рискуете получить проект, который принесет вам в дальнейшем больше вреда, чем пользы, так как себестоимость (сумма затраченных усилий и времени) окажется больше, чем компенсация (денежная и имиджевая).
И дело совсем не в «плохом» или «хорошем» заказчике — такого разделения не существует. Дело в том, что заказчик может элементарно не знать, как строится ваша работа, и взаимодействовать, исходя из собственных представлений о том, что такое работа с дизайном.
Например, у меня рабочий процесс состоит из следующих этапов:
1. Анализ
Я внимательно слушаю, собираю информацию о компании, рынке, конкурентах, предпосылках желаемых работ, вместе с заказчиком формулирую задачи, которые мне необходимо будет решить.
2. Концепция
Я работаю над векторами решений, анализируя их преимущества и слабые стороны, пока не нахожу наиболее выигрышные, и презентую заказчику решение его задач, наглядно показанное на нескольких носителях.
3. Реализация
После согласования общей концепции я масштабирую ее на все элементы, принятые к разработке, развивая и усиливая преимущества выбранных решений. Реализация, как правило, в свою очередь делится на несколько этапов, например: 1 этап — основной пакет фирменного стиля; 2 этап — различные корпоративные материалы; 3 этап — сайт; 4 этап — рекламные материалы, и так далее.
Наиболее часто встречающиеся проблемы 1 стадии и пути их решения таковы:
1. Никогда не озвучивайте цену «за финальный результат»
Два, три, четырнадцать и более результатов могут быть не приняты по разным причинам. Вы же, находясь в ловушке своего обещания, попадете в бесконечный цикл на неопределенное время. Возникнет проблема, как закрыть вышедший из бюджета проект, чтобы он не отнимал незапланированное время у следующих.
Со своей стороны, заказчик в абсолютной уверенности будет считать, что пока он полностью не удовлетворен и не перепробует все возможные варианты и собственные идеи, работу нельзя будет считать законченной.
Исходя из своего опыта могу сказать, что информированный о количестве вариантов и правок заказчик раньше включается в работу и более ответственно относится к подготовке запрашиваемой вами информации.
Всегда оговаривайте количество вариантов и правок, входящих в выставленную цену
2. Не плодите сущностей без нужды
Не соглашайтесь на много вариантов в надежде, что из большего количества заказчик обязательно что-нибудь выберет. Если он не выбрал из 2-х или 3-х, это не значит, что он выберет четвертый — это значит, что вам не хватает информации, либо вам были даны неправильные вводные, либо вы сами что-то не так поняли.
Я, например, оговариваю количество предоставляемых вариантов индивидуально для каждого проекта, в зависимости от задач: чаще всего, от 1 до 3-х. Конечно, если есть желание заказчика получить большее количество вариантов при условии, что он согласен оплатить дополнительное время, потраченное на них, ваше право согласиться или отказаться.
Берегите свое время и время и деньги заказчика. Если предложенное решение не подходит, возможно, вам не хватает информации.
3. Держите в уме треугольник «цена-сроки-объем работ»
Это правило тройственной ограниченности. Каждая сторона треугольника: сроки, бюджет проекта, объем работ — ваше ограничение.
Изменение объема работ приводит к изменению сроков и стоимости; при сжатых сроках (срочность проекта) увеличивается стоимость (отложенные другие проекты, увеличение рабочих часов в сутки, повышение рисков) и уменьшается содержание (ибо количество часов в сутках, всё же, константно); при маленьком бюджете, как правило, увеличиваются сроки и уменьшается содержание, иначе страдает качество.
Донесите до заказчика принципы вашего ценообразования, чтобы он смог скорректировать свои ожидания: например, увеличить сроки, уменьшить содержание, либо увеличить бюджет.
4. Не завышайте ожидания заказчика. Даже в первую встречу
Не давайте ложное представление о простоте проекта или укороченных сроках. Часто бывает необходимо, наоборот, «заземлить» ожидания: рассказать о рабочем процессе, приводящем к нужному результату. Не забывайте — на этапе реализации завышенные ожидания заказчика перерастут в неоправданные, и он не сможет оценить результат объективно. Вам же придется приложить дополнительные усилия для управления ожиданиями заказчика, которые он будет предъявлять к вам.
Расскажите заказчику о процессе, приводящем к результату. Вы — профессионал, а не фокусник или иллюзионист.
5. Разбивайте проект на этапы. Каждый этап должен оплачиваться отдельно
Большие проекты нужно разбивать на этапы так, чтобы каждый этап утверждался и оплачивался отдельно. Количество этапов на проекте варьируется в зависимости от величины. Работая таким образом, намного проще корректировать основную линию проекта от этапа к этапу, а также управлять изменениями требований. Кроме того, видя результат каждого этапа, заказчик будет более спокоен за проект в целом.
Разбивая большой проект на отдельные этапы, включающие в себя промежуточные согласования и оплаты, вы снижаете проектные риски.
6. Закладывайте в план работ время на согласование
Заказчик может не догадываться, что в середине проекта ему потребуется неделя на «подумать». Если вы заранее не обсудили схему совместной работы, то эта неделя вычитается из вашего времени, заложенного на проект. Поэтому, лучше с самого начала договориться, что при промежуточных согласованиях время проекта приостанавливается. То есть, следующую часть работ заказчик получит «на такой-то день после согласования». Со стороны заказчика хорошим тоном считается давать комментарии в течение 3-х дней с момента получения материалов от дизайнера.
Договоритесь с заказчиком, в течение какого времени он будет давать комментарии, и предупредите его с самого начала, что это на время дальнейшие работы по проекту приостанавливаются.
7. Всегда выясняйте цепочку согласования по вашему проекту
Вам очень важно иметь доступ к людям, непосредственно принимающим решение по вашему проекту. В большинстве случаев, проблемы на проекте возникают из-за неправильной постановки задачи людьми, не принимающими решение, или из-за того, что вы, не имея доступа, не смогли лично презентовать ваш проект: рассказать о преимуществах предлагаемых решений, объяснить их сильные стороны и потенциал.
Для положительного результата вам важно иметь доступ к информации из первых рук и возможность самому презентовать вашу работу.