Оптические плотности при печати: рекомендованные Heidelberg vs приведенные к ГОСТУ

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

DimB

15 лет на форуме
Сообщения
766
Реакции
392

Не по теме:
Время на редактирование закончилось

По охвату: это кстати можно без каких-либо затрат проверить. Сократить данные FORGA39L до такого же размера и также посчитать.
 
  • Спасибо
Реакции: mihas

DimB

15 лет на форуме
Сообщения
766
Реакции
392
Поменял X-Rite сайт, сразу теперь непонятно.
Вот здесь последние данные -- от 2010 года.
ISO 12647-2 Data
По предыдущей ссылке приводятся данные от 2007 года.
 

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
Михаил, а почему Вы решили, что не выкатываете 400 тыс. Вы же наверняка вычисляете
Ох, Дмитрий, вы правы! Я чего-нибудь вечно да забуду: я беру шкалу а на ней-то и нет суперчерного, есть черный. А это две большие разницы по охвату в тенях. Так что да, наверное 400 тыс выкатываю, надо точно это понять - посчитать охват для фогровских координат не для суперчерного с L=10 а для просто черного L=16 - и тогда уж сравнивать результаты. Вот проговорили тему - сразу и решение нашлось!-)
 

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872

Не по теме:
Время на редактирование закончилось

По охвату: это кстати можно без каких-либо затрат проверить. Сократить данные FORGA39L до такого же размера и также посчитать.
Да я тоже вдруг до этого додумался!-) Получается ровно 370 тысяч кубиков. Если на шкале фогры 39 только черный и нет суперчерного.
Тогда порядок, тогда я около этих цифр и кручусь со своими 360 в реальном бою по усреднению выборки и 380 на тестах.
Уф, разобрались!
 

arrierguard

Топикстартер
15 лет на форуме
Сообщения
333
Реакции
14
Вот здесь последние данные -- от 2010 года.
Засада: "The use of the values meausured with a polarizing filter are recommended for testing by X-Rite. The company is not liable for the accuracy of the values."
Засада в том, что у печатника 508-й, где поляризационный фильтр стоит по умолчанию, как защита "от дурака". И циферки, рекомендованные Best Match, ему вряд ли помогут.
Отсюда и такая "хитрая" схема замеров при тесте калибрации--цветового охвата в два аппарата. Т. е. выставить по SE, а табличку для печатника составить для 508.
(К стати, т. к. X-Rite давно не поддерживает SpectroEye, то в прилагаемых Job (1-2) значения Green отличаются от ГОСТа (FOGRA39)).
Сохраняете этот оттиск и используете как калибровочный, вместо штатной калибровочной таблицы денсика.
Обнаружил калибрационную утилиту для плотностей в SpectroEye, спасибо. И не задумываясь выставил бы циферки, удовлетворяющие эстетическое чувство начальника и печатника. Но, см. выше. Не имею возможности произвести то же самое с 508-м, а следовательно просто погорю.
 

ch_alex

Погулять вышел.
15 лет на форуме
Сообщения
8 420
Реакции
2 709
Соответственно мне (технологу по предпечатке) приходится каждую стороннюю работу вписывать в цветовой охват машины, как в двадцатом веке.
Если машина настроена "по максимуму" - то всё равно придётся вписываться в достигнутый цветовой охват. Вы никогда не получите охвата sRGB на CMYK-печати. Так что не нужно заниматься эйджизмом, типа "старьё, пора в утиль, на кладбище" и т.д.

К тому же не стоит забывать - по мере роста значений растёт погрешность измерений, поскольку фотометрические характеристики сенсора денситометра почти линейные, а показания - логарифмические. При этом сенсор работает на границе шумовых значений. Из-за этого такая пляска. Кроме того правильно было отмечено влияние различий в спектральных характеристиках красок на результат - это же не спектрофотометр в режиме измерения плотности?
 

polbol

15 лет на форуме
Сообщения
1 410
Реакции
402
Как человек далекий от всех этих приборов и измерений.
Главная задача добиться подобия оттисков для конечного наблюдателя, сделанных на разных машинах, разными красками, в разное время.
Физических инструмента в типографии только два: регулировка кол-ва краски и поправочные коэффициенты на РИПе.(отдельно для каждой печатной секции).
В идеале получается всегда одна и та же координата цвета(в независимом цветовом пространстве) в не зависимости от кол-ва краски(плотности) и растровой плотности(размера точки на форме)
 

lazzz

Участник
Сообщения
50
Реакции
4
Это ну более чем упрощённый подход. Реально одним рипом и подачей краски не отделаешься.
На плотность влияет баланс краска-вода, высыхание-впитывание на разных материалах, ограничения по отмару, шаблонирование, малый или неравномерный краскосъем...
Растискивание (тоновый прирост) - это вообще замечательный параметр, который удержать в норме, работая на реальных материалах и в неидеальных условиях очень трудно: бумага пылит, пластины стираются в ходе тиража, вода скачет по параметрам, влажность и температура в цеху должны не колебаться. Толщина материала колеблется, на картонах - в пределах одного листа. Это если считать, что машина в идеальном состоянии. Михаил вот предлагает ловить растискивание, меняя подачу краски, но это тоже решение на любителя...
На светлые цвета сильно влияет цвет материала, который может гулять в пределах паллеты!
 

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
ловить растискивание, меняя подачу краски
В рабочем диапазоне допусков по колористике изменить накат - почему нет? Лучше если у меня дельта по плашкам будет не 2 а 4, зато при этом TVI станет с дельтой не 4 а 2, и мне не придется делать несколько комплектов пластин под износ, я смогу позволить себе калиброваться по TVI не каждое утро а раз в 3 месяца и так далее. Плашки на оттиске крайне редко можно оценить глазом, их там просто нет чаще всего, а вот полутона встречаются почти всегда. Получается полутона статистически важнее плашек и отклонения в них соответственно заметнее. System Brunner давно уже внедрил такую идеологию и она прекрасно прижилась на реальных производствах: полутона (и главное - наложения полутонов или баланс) приоритетнее плашки.
 

lazzz

Участник
Сообщения
50
Реакции
4
полутона статистически важнее плашек
Точнее сказать не полутона, а их баланс, баланс серого. Если бумагу хоть немного поведет, то на регулярном растре баланс будет через лист разным, если обратная связь в пульте начнет при каждом замере регулировать подачу краски, то вразнос пойдёт всё - и плотности и полутона и баланс. Из этого следует работа в идеальном климате, на идеальной бумаге, шкалы только в клапане. Картоны с их бугристотью тоже откидываем. От печатников-инструкторов наслушался не очень лестных отзывов о контроле по балансу - вероятно, по этой причине. Думаю по этой же причине баланс в исо выносили в рекомендательную часть. Ну и перепады в краскосъеме на листе меняют баланс на шкалках. самый наверное точный способ контроля, это замер всего сюжета, как в Image Control и сравнение с pdf. Но наверняка и там есть много подводных камней.

Пока мне оперативный контроль по плашкам представляется самым технологичным и устойчивым к внешним воздействиям. Во всяком случае, Гейдельберг после экспериментов с контролем по балансу вернулся к сплошным шкалкам. Растискивание безусловно тоже должно быть в норме, просто печатник его должен контроллировать не трогая подачу краски, а только натиск, слюр-дабл, мытьё резины, замена пластин и т.д. И сигнализировать, если так и не удаётся попасть в допуски. Остальное - задача технолога и руководства: климат, водоподготовка, стабильность расходников. Знаю типографии, где печатают по 70 приладок в смену, стабильно оставаясь в стандарте.

Что касается ежедневной калибровки, то с имидж контролем например, её можно делать хоть 3 раза в день, не теряя ни минуты на печатной машине. Другой вопрос, что это конечно бред, процесс должен быть более стабильным.
 

cementary

12 лет на форуме
Сообщения
786
Реакции
325
Безусловно, многие придерживаются старых рекомендаций, которые сводятся к простому правилу: на цвет плевать с высокой колокольни, пусть препресс мучается как хочет, а мы стандарты печати в гробу видали
Вот прям в точку! Не далее как сегодня приходила коллега из одной типографии с вопросами по цветопробам.
Показывала пробу которую она выводит на epson 4880. Спрашивала, почему не похожа на контрактую пробу, которую ранее заказывали в Москве. Я, честно говоря, даже не поверил сначала, думал троллит — спектрофотометра у них нет, выводят "через postscript" (не стал вникать как и зачем), для попадания крутят кривые и профили в фотошопе и, естественно не попадают в "пробу".
Провел небольшой ликбез, рассказал про профилирование и калибровку принтера. Показал i1profiler, profilemaker, babelcolor. Очень кратко коснулись калибровки офсета — долго в общем проговорили. Условились, что она выбивает у начальства спектрофотометр, и, если что — подскажем.
Буквально через час рассказала моему начальству, что её на смех подняли — мол спектрофотометр для "зажравшихся" типографий.
 
  • Спасибо
Реакции: Valentin, Alien и mihas

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
мол спектрофотометр для "зажравшихся" типографий.
Зажрались скорее те, кто спектрофотометра не имеет и хочет еще удержаться на этом рынке. Пишу в одну контору - заказ на миллион рублей, поэтому есть несколько вопросов про контроль и стандарты. И перечислил каверзные вопросы, в том числе и про спектрофотометр. Через 5 минут короткий ответ от генерального: нам это не интересно, и так заказов хватает. Я жутко удивился, для маленькой типографии миллион - это вкусный заказ, можно ради такого ответить на 5 вопросиков. Потом звонит этот генеральный нашему генеральному, типа ну где же заказ? - Так вы же написали нашему главному технологу, что вам не интересно возиться со стандартами! Ну и нам тоже стало не интересно.
 

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
От печатников-инструкторов наслушался не очень лестных отзывов о контроле по балансу
Во всяком случае, Гейдельберг после экспериментов с контролем по балансу вернулся к сплошным шкалкам.
Гейдельберг видимо не смог написать нормальные алгоритмы для аксиса. То что в ротации Гейделя встраивает System Brunner - это практически безупречно в логике работы с балансом. Печатников слушать себе дороже. В Райоби отличный алгоритм работы по балансу, а вот в Комори - нет, крайне слабый. Так что думаю в вашем случае проблема в Гейделе и аксисе а не в балансе. И никогда не видел чтобы через лист баланс был разный.
ISO повзрослел, меньше теперь слушает инструкторов судя по всему, баланс в 2013 году подробно прописали.
 

lazzz

Участник
Сообщения
50
Реакции
4
Про алгоритмы разных машин спорить не буду, не сравнивал.

никогда не видел чтобы через лист баланс был разный.
При встрече покажу :)
Когда печатаешь листом на бумаге 45-65 г/м2, да зимой, да без увлажнения в цеху... Сейчас увлажнение поставим - сравним разницу...
 

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
листом на бумаге 45-65 г/м2
А понятно. Ну я такие оттиски не разглядываю макулатурные и не меряю!-) Охват на этих размотках LWC никакой, печатают только непритязательную дрянь, печатники от нее со скуки дохнут и я их понимаю.
 

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
Пока мне оперативный контроль по плашкам представляется самым технологичным и устойчивым к внешним воздействиям.
Я плотно работал 6 лет с крупной типографией, где был именно такой контроль по плашкам, где даже специальная отдельно выделенная девочка ежедневно мерила идеальную воду и записывала показания в журнал, где с климатом все было в порядке а бумаги шли дорогие и меньше 150 граммов я на листе и не видывал. Мой рабочий день в этой типографии начинался с того, что я отменял установленные приказом и договором нормы для плашек. Как угодно - под роспись, под честное слово: задавал свои нормы, раз ничего кроме плотностей они не понимали - и так 6 лет печатали и я получал зарплату за то, что систематически не позволял типографии использовать их установленные нормы контроля по плашкам. Эти идиотские нормы денсити плашек аж в одностороннем договоре были прописаны, страшно вспомнить. Сколько часов потратил на изменение этого договора - ни в какую. Значит приходилось делать все правильно вне буквы договора. Контроль по плашкам не представляется мне технологичным когда полутона факультативны и не имеют в договоре той же силы, что и плашки. Или вообще полутона и баланс не прописаны в договоре, а плашки прописаны: такая печать ни в какие ворота не лезет.
Растискивание безусловно тоже должно быть в норме, просто печатник его должен контроллировать не трогая подачу краски, а только натиск
Натиск не влияет на растискивание, термин плохой, хорошо что заменили на TVI, растискивание по замыслу связано как-то с давлением, а на самом деле хоть ты там задави или печатай вообще с проплешинами - не шелохнется. Оперативно управлять приростом полутонов можно и нужно с помощью изменения краскоподачи. Нельзя задачу калибровки сваливать на печатника, он это не умеет, исправлять ошибки за плохим технологом печатник не должен. Но если все выведено в номинал, подача краски, полутона - крайне удобно и технологично управлять полутонами с помощью изменения в подаче краски, в рамках разумеется допусков по колористике. Простой пример. Голубая краска установленна в номинал или чуть лучше, например Chroma=64 вместо 62 по стандарту при нормальном растискивании. Теперь - что-то происходит, TVI подрос на 4-6 пунктов - смело снижаем накат до Chroma=60, остаемся в тех же рамках дельты 2 что на 64 что на 60, зато TVI снижаем строго в номинал. Через пару часов все приходит в норму, TVI снижается, поднимаем накат обратно. Что же тут нетехнологичного? Не калибровать же машину каждый раз, когда ростиск немного уходит, он все время гуляет, он такой. И ни у кого уже нет никаких иллюзий, что это как-то можно исправить натиском, вы @lazzz, тут выдаете желаемое за действительное, не управляет натиск полутонами хотя бы в десятой части столь эффективно, как накат. Мы раз на гейделе даже физически резину разрушили - такой натиск зверский сделали ради эксперимента, полутона не шелохнулись даже.
 
Последнее редактирование:

lazzz

Участник
Сообщения
50
Реакции
4
Натиск не влияет на растискивание
Специально подошёл к печатнику, попросил задавить на 0,06 мм - растискивание в 40% выросло от 18 до 25%. Отпустил - вернулось обратно.
Твёрдо уверены, что не влияет? :)
Само собой, это картон. На материалах с низкой пухлостью может всёго 2-3% меняться.

И про денсити я не сказал ни слова. Контролируем по спектрофотометру.
Имитацию технологии с технологией вроде не путаем.

Нельзя задачу калибровки сваливать на печатника, он это не умеет, исправлять ошибки за плохим технологом печатник не должен
Без квалификации и участия печатника никакой калибровки не будет. Упало растискивание - проверь, может пыль на резине, воды много или форма стёрлась. Может продав или марашка на шкалке. Опытный печатник перечислит ещё с десяток вариантов. Не технологу же этим заниматься?

Охват на этих размотках LWC никакой, печатают только непритязательную дрянь, печатники от нее со скуки дохнут и я их понимаю.
Не стоит говорить огульно. Вполне стандартный и охват и качество. По просьбе одного заказчика охват на его работах специально занижаем на треть, чтобы не отличаться от типографий, которые печатают "с никаким охватом". Но к климату и настройке машины бумага очень чувствительная.

Я не спорю, можно конечно подыгрывать краской, но если система обратной связи с машиной не делает это сама, то ручное вмешательство сбивает её с толку. Да и уходить от "центра" допусков чревато - из-за разницы впитывания на разных марках бумаги может получиться, что на сухом листе дельта будет уже больше 5.
 
Последнее редактирование:

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
Твёрдо уверены, что не влияет? :)
Само собой, это картон.
Уверен твердо. На обычную бумагу не влияет, особенно не влияет, чем выше линиатура. Но может на каких пухлых материалах это и не так конечно.
 

Sergant155

10 лет на форуме
Сообщения
463
Реакции
224
на мелованной не влияет, на офсетной - влияет. На LWC не обращал внимания.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.