Организация работы редакции

  • Автор темы Автор темы deposit
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

deposit

Участник
Топикстартер
Сообщения
36
Реакции
0
Четко и по делу.

Во-первых.
Есть ли в иностранных газетах аналог "Ответственного Секретаря"?
И вообще есть ли более-менее стандартная схема организации работы редакции? Чем она отличается от отечественной?

Во-вторых.

Хотелось бы уточнить значение некоторых слов:
Copy editor
Copydesk
Newsroom
 
Ответ: Организация работы редакции

Аналога ответственного секретаря, по крайне мере, в газетах англо-саксонского толка, у испанцев и латиноамериканцев нет. Ответственный секретарь в российских газетах - должность достаточно своеобразная. По сути, она объединяет в себе часть работы от managing editor (планирование полос, контроль прохождения материалов, планирование ресурсов), часть от design editor (расположение материалов на полосе), часть от director of photography (иллюстрации, постановка задач фотографам). Но в целом, наш ответсек не соответствует полностью ни одной из перечисленных должностей.

В западной традиции стандартная схема примерно такая: издатель - главный редактор - управляющий редактор (managing editor) - редакторы направлений (в томм числе фото и дизайн) и copy editorы - журналисты, дизайнеры, фотографы.

Роль copy editorа такая. Журналист воззвратившись с задания обсуждает узнанное с редактором направления (или ассистентом редактора, если газета большая). Журналист пишет материал. Если нужно, его смотрит редактор (не главный, но непосредственный). Дальше материал поступает к копиэдитору, который:
- Исправляет грамматические и синтаксические ошибки.
- Проверяет цифры, имена, названия.
- Проверяет цитаты (звонит, например, источнику и уточняет некоторые формулировки) и факты.
- Правит и переписывает текст на понятность, краткость и пр. литературные достониства.
После того, как материал поставлен на полосу:
- Придумывает заголовки по параметрам, заданным дизайнером.
- Пишет подписи к снимкам, на основе синопсиса, представленного фотожурналистом (иногда это делают сами фотожурналисты).
- Пишет тексты для вытяжек (blurbs) разного сорта, подбирает sidebars, ищет релевантную информацию.

В разных редакциях роль копиэдитора может варьироваться, но примерно круг обязанностей такой. Если обычные редактора занимаются больше организацией, то копиэдиторы работают в первую очередь именно с материалами уже готовыми. Их задача как бы посмотреть на материал глазами читателя.

Copydesk - это собственно место в newsroom, где находятся copyeditоrы. Иногда на копидеске работают и дизайнеры. В больших редакциях копидеск - это целый отдел.

Newsroom - это редакция, в смысле, все сотрудники, которые занимаются производством информационного продукта: журналисты, редакторы, дизайнеры, корректоры, фотографы. Рекламный отдел, распространение, маркетинг и пр. не является частью ньюсрума. Ньюсрумом может называться еще и помещение, где все эти люди находятся. В подавляющем большинстве случаев, это один большой зал, где все и сидят.
 
Ответ: Организация работы редакции

Дмитрий, спасибо за отличный ответ.

Углубляясь в структуру редакции. Дизайн.

Как я понимаю, наша схема: "редактор/журналист тыкает пальцем верстальщику что куда ставить" несколько ошибочна, да?

Как обстоит дело с организацией процесса дизайна?
 
Ответ: Организация работы редакции

Дима, может ты как-нибудь напишешь поподробнее статью на эту тему? Тема довольно интересная.
 
Ответ: Организация работы редакции

osab сказал(а):
Дима, может ты как-нибудь напишешь поподробнее статью на эту тему? Тема довольно интересная.

Эх, было б время... :( Может и соберусь когда. Много бы чего надо написать. Не только про это. :)
 
Ответ: Организация работы редакции

deposit сказал(а):
Дмитрий, спасибо за отличный ответ.

Углубляясь в структуру редакции. Дизайн.

Как я понимаю, наша схема: "редактор/журналист тыкает пальцем верстальщику что куда ставить" несколько ошибочна, да?

Как обстоит дело с организацией процесса дизайна?

Да, схема "редактор тыкает пальцем" уже не просто ошибочна, она и неэффективна. На западе, может где-то еще и осталось, но ни в одном приличном издании такого вы не найдете. Другое дело, что дизайнер там тоже не совсем дизайнер. Это не человек, который делает красиво. Это тоже своего рода журналист, только у него другие инструменты. Поэтому у Дизайн-редактора статус такой же как у редактора, но и требования такие же: он должен понимать все про информацию и про то, как ее подавать. У дизайнера - статус как у журналиста, он может предлагать решения на равных, участвовать в планерках и т.д.

Главный редактор за крайне редким исключением вообще не читает материалы до их выхода в свет.
 
Ответ: Организация работы редакции

То есть понятие "верстальщик" у "них" отсутствует? Дизайнер -- он же верстальщик?

Дизайн-редактор = арт-директор?

И еще. В предыдущем ответе вы написали, что копи-едитор "придумывает заголовки по параметрам, заданным дизайнером". Если я все правильно понял, заголовки укладываются в тот объем, который отвел для них дизайнер, и уже задача журналиста/редактора "подгонять" их, так?
 
Ответ: Организация работы редакции

deposit сказал(а):
То есть понятие "верстальщик" у "них" отсутствует? Дизайнер -- он же верстальщик?

Если речь идет о содержательных полосах, то, в общем, уже отсутствует. Люди, которых у нас бы назвали верстальщиками, там, например, составляют рекламные полосы, или полосы, где расположены биржевые quotes. Или программу. То есть работа техническая, в основном. Также обязательно будет специальный человек, который обеспечивает смычку с типографией: отстройка изображений под требования типографии, цвета подложек и т.п.

Дизайнер - визуальный журналист. Скорее так.

deposit сказал(а):
Дизайн-редактор = арт-директор?
В каждой редакции по-разному. В редакциях побольше, будет и дизайн-редактор или Editor for Visuals и арт-директор. В этом случае дизайн редактор отвечает за дизайн газеты как систему, а арт-директор за качество и креативность отдельных элементов внутри этой системы.

deposit сказал(а):
И еще. В предыдущем ответе вы написали, что копи-едитор "придумывает заголовки по параметрам, заданным дизайнером". Если я все правильно понял, заголовки укладываются в тот объем, который отвел для них дизайнер, и уже задача журналиста/редактора "подгонять" их, так?

Да. В большинстве случаев так. Другое дело, что дизайнер тоже планирует размещение заголовков исходя из принципов и требований принятых в газете.

Иногда заголовок придумывается заранее и обыгрывается в дизайне. Но это уже вопрос организации совместной работы.

Журналист обычно не придумывает заголовков. Это работа copy desk. Хотя у каждой редакции могут быть свои вариации.
 
Ответ: Организация работы редакции

А сколько в газете дизайнеров-визуальных журналистов? Исходя из каких соображений это число выводится?
 
Ответ: Организация работы редакции

Соображения такие же как и везде:
- Квалификация
- Сложность решаемых задач (например, требования по наличию инфорграфики)
- Объем газеты
- Технологические особенности

Никто вам не скажет, что вот такое-то соотношение дизайнер/кол-во полос/тираж будет являться оптимальным. Потому что, в зависимости от того, какие задачи перед собой ставит редакция, какими возможностями она располагает, она нанимает специалистов в том количестве и той квалификации, которые ей (газете) необходимы для достижения поставленных целей.

В ежедневной газете объемом 80 полос А3 и тиражом тысяч 100 в дизайне может работать 4-6 человек. И они будут делать и инфографику и дизайн полос.

В ежедневной газете тиражом 300 000 экземпляров и объемом 100 полос, будет работать где-то человек 15-20. Но опять-таки, все зависит от редакции и ее политики. Если, как в Нью-Йорк Таймс в последнее время, редакция хочет делать особенный упор на сложную инфографику, то, понятно, понадобится и людей больше и времени.
 
Ответ: Организация работы редакции

Дима, фига се ~20 полос в день в первом случае. В ГОСТ не укладывается :)))
 
Ответ: Организация работы редакции

Видимо имеется в виду именно дизайн, который вовсе не обязательно присутствует на каждой из 80 полос. Например биржевые котировки, программа ТВ и прочее подобное делается наверное не дизайнерами - однажды определен стиль которого придерживаются, дизайнера туда гнать надобности нет.
Посмотрел сейчас "The Dallas Morning News", так там на некоторых полосах только четверть на материал, остальное в рекламе. "The Washington Post" примерно так же. Хотя в дизайне они вроде не передовики... Но, люди, какая у них реклама...
 
Ответ: Организация работы редакции

Dmitri Surnin сказал(а):
Также обязательно будет специальный человек, который обеспечивает смычку с типографией: отстройка изображений под требования типографии, цвета подложек и т.п.
.
А как это там называется?
оч интесесно! :)
Спасибо!
 
Ответ: Организация работы редакции

lehachik сказал(а):
А как это там называется?
оч интесесно! :)
Спасибо!

Вероятно, как и у нас -- препресс.
 
Ответ: Организация работы редакции

lehachik сказал(а):
А как это там называется?
оч интесесно! :)
Спасибо!

Хм... Даже не помню, называется ли это как-то специально... Продакшн, кажись.
 
Ответ: Организация работы редакции

Действительно интересно узнать : у нас выполняет все эти обязанности цветокорректор (по крайней мере в штате нормальных журналов). В англоязычных наших изданиях его должность часто просто дословно переводят, ещё встречается Color devision, но это скорее выполняемые работы, чем название специальности.
 
Ответ: Организация работы редакции

Snake сказал(а):
Видимо имеется в виду именно дизайн, который вовсе не обязательно присутствует на каждой из 80 полос. Например биржевые котировки, программа ТВ и прочее подобное делается наверное не дизайнерами - однажды определен стиль которого придерживаются, дизайнера туда гнать надобности нет.
Посмотрел сейчас "The Dallas Morning News", так там на некоторых полосах только четверть на материал, остальное в рекламе. "The Washington Post" примерно так же. Хотя в дизайне они вроде не передовики... Но, люди, какая у них реклама...

Да, конечно, не каждая полоса - произведение искусства. Из этих 80 часть рекламы, часть сводок. Часть полос, где в основном реклама и очень мало текста.
 
Ответ: Организация работы редакции

Dmitri Surnin, а на рекламе отдельные люди, я так понимаю, сидят да?
 
Ответ: Организация работы редакции

Пару лет назад наша главред ездила в США по какой-то программе. Их "на практику" отправляли в разные штатовские газеты. Она была в Коламбусе (вроде так) и рассказывала, что рекламные макеты там либо предоставляют рекламодатели, либо их лабают сами рекламные менеджеры. Нет специального человека который бы эти макеты делал. Хотя, может она не все поняла...
Еще она рассказывала, что в группу выпуска приходит макет с начерченными модулями - просто пустые квадраты, типа место забито. И это принципиально, чтобы newsroom не знал что за реклама где стоит.
 
Ответ: Организация работы редакции

Snake, «И это принципиально, чтобы newsroom не знал что за реклама где стоит». С таким принципом фигня может случиться. Было у нас в газете на моей памяти два раза. Первый: на одной полосе материал про блокаду Ленинграда, а на соседней в четверть полосы реклама передачи «Голод». Второй: материал про летние опасности (типа утонуть можно, или грибами отравиться, или еще какая гадость случиться (разворот без двух колонок) И на эти две колонки вертикальная реклама авиакомпании «Красайр». Заголовок «Лето красное, такое опасное» и рядом «летайте самолетами аэрофлота». Да. Жуткое, скажу я вам, зрелище. Теперь стараемся такие ляпы не допускать.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.