Ответ: Перестройка
Евгеша:
В общем, Тим многое сказал. От себя добавлю, что ответ на ваш вопрос (делать ли радикальные изменения или лишь добавить цвет) зависит от двух групп факторов: задачи, которые вы пытаетесь решить и возможности, в том числе технологические, которыми вы располагаете.
В принципе, введение цвета отличная оказия сделать редизайн и даже перезапуск продукта, если необходимость в оном назрела. Причем необходимость эта может быть как маркетинговая (перепозиционирование издания, привлечение новых групп читателей, развитие брэнда, изменение способа продаж (от ручников к киоскам, и наоборот), подавление конкурентов), так и организационная (задание новых стандартов качества и правил работы внутри коллектива, реструктуризация, повышение эффективности, изменение редакционной культуры, творческое развитие коллектива и т.д.).
Изменение цветности, равно как и изменения в дизайне в целом – это ясный знак для аудитории, рекламодателей «мы изменились, мы другие, обратите на нас внимание». Соответственно, под это можно «продать» изменения и в содержании, которые более принципиальны, на самом деле, для читателя, но которые иначе могут остаться просто незамеченными.
Для коллектива это тоже сигнал: «мы меняемся и пути назад нет» и/или «теперь мы будем делать газету так».
В обеих этих случаях, одно только изменение дизайна won’t do it. Да, вы можете привлечете внимание к газете, но если ничего не добавиться к сути продукта, то тех, кого вы привлекли в массе своей все равно отпадут. (Исключение составляют случаи, когда вы считаете, что вашу газету просто не знают. А перезапуск – просто формальный повод для рекламной компании. ) Изменения же по сути возможны только когда на это есть воля менеджмента (возможны затраты и изменения в производственном процессе, в том числе планировании), человеческие ресурсы (что предполагает необязательно найм, но возможно перемещение сотрудников, а также их обучение), а также технические ресурсы. Все это означает, что к такому редизайну нужно хорошо подготовиться и хорошо все распланировать. Тогда можно добиться ОЧЕНЬ хороших результатов.
Понятно, что любые такие изменения должны сопровождаться интенсивной рекламной компанией, объясняющей что вы меняете, и почему вы это меняете. При чем часть этой компании должна быть направлена на потенциальных читателей, часть на имеющихся читателей, часть на потенциальных рекламодателей, часть на имеющихся рекламодателей. Для каждой их этих групп нужны разные инструменты и ходы. (Необязательно дорогостоящие. Просто осмысленные.)
В общем, для подгтовки толкового редизайна нужны консолидированные усилия разных отделов (дизайн, журналисты, фото, реклама, продвижение и тираж) и время.
Другая ситуация, если дизайн сейчас настолько плох, что это очевидно всем, что его надо менять, то тогда, возможно стоит менять все равно, даже если нет сил и средств для полного осмысленного редизайна. В этом случае польза все равно будет.
Проблема с цветом может быть еще технологической. Нужно быть уверенным, что качество цвета будет достаточно хорошим, чтобы это можно было бы выдвигать как достоинство. Само по себе наличие цвета не является фактором ценным для аудитории (хотя и является важным для рекламодателя). Но ХОРОШЕЕ его использование, является важным фактором. Грубо говоря, в общем случае, из двух хорошо оформленных газет – черно-белой и цветной – читатель выберет, скорее всего, цветную. Из двух плохо оформленных газет – это уже не факт.
Если у вашей газеты нет опыта общения с цветом я бы порекоммендовал следующее:
- Определите насколько немедленной является необходимость введения цвета (изменение конкурентной ситуации, жесткие требования рекламодателей)
- Оцените, нужны ли вам другие изменения в газете (например, в содержании, объеме, организации, штате, принципах и форматах работы, и т.п.) и можно ли по времени увязать эти изменения с изменениями в дизайне и, в частности, в цветности.
- Прикиньте сколько у вас есть времени и можете ли вы себе все это время позволить.
- Начинайте потихоньку экспериментировать с цветом: это не страшно. Напечатайте цветную рекламу, фото, привыкнитке к новой реальности и технологическим требования. Отладьте взаимодействие с типографией.
Что касается использования цвета, то общие рекоммендации могли бы быть такими:
- Лучше недолить, чем перелить. Первое – используйте цвет прежде всего для фото и иллюстраций. Не красьте по чем зря заголовки, текст, подзаголовки, врезки, и т.п. Если вы это делаете, делайте это только тогда, когда вы можете сами себе и другим объяснить по какому принципу и в каких случаях вы это делаете.
- Не используйте базовые цвета CMYKа в чистом виде (некоторые это делают).
- Когда используете цветные подложки, убедитесь, что текст на них хорошо читается. Не используйте цветных выворток, за исключение случаев, когда речь идет об одном-двух-трех словах, набранных достаточно крупным шрифтом.
- Не накладывайте цветной текст на цветную же подложку.
- Для подложек, линеек, рамок, плашек, фонарей, отдельных графических элементов используйте сочетаемые цвета. Трудно сказать, какие это будут тона. Представьте, что это цвета элементов одежды на человеке. Будет ли такой человек одет со вкусом или не очень, если бы он был отдет в вещи выбранных вами цветов?
- Выберете палитру цветов, которую вы будете постоянно использовать в инфографике. Например, во всех картах, земля, лес, реки, дороги, города и т.п. должны быть всегд одного и того же оттенка. То же самое касается оформления графиков, круговых диаграмм, и других подобных элементов, которые должны не только выглядеть стандартно, но и быть раскрашены стандартно.
- Учитывайте полиграфические возможности и то, как реально данный цвет будет выглядеть.
- Как сказал Тим, не нужно использовать всю радугу. Выберете два-три цвета (например вариант синего и вариант желтого, которые сочетаются). Подберите палитру их отенков (просто пусть даже по наличию черного). Продумайте варианты комбинирования и использования.
И еще раз: Основной упор на цветность фото и иллюстраций! Раскрашивание плашек и заголовков ценности не добавит, а может и помешать.