Первый серьезный разговор с Фершильдом

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 258
Реакции
1 188
Коллеги, я написал Фершильду письмо, в котором изложил свои взгляды на методолгию преподавания нашей дисциплины. Получил вежливую и изящную отписку, но и из нее можно извлечь ценную информацию -- грубых ошибок в моих рассуждениях не оказалось.
Итак:

Шадрин Фершильду:

"Марк, хочу поделиться с Вами некоторыми соображениями. Я давно заметил, что запоминать трудно -- гораздо легче понимать. Поэтому, думаю, в изложении нашей темы очень важным является ответ на вопрос "Зачем?" Например: реакция зрения на изменение в светимости стимула [luminance of stimulus] нелинейна [nonlinear] и в целом описывается степенным законом Стивенса [Stevens power law]. Это нужно запомнить, но легко забыть. Если же слушателям объяснить биологические выгоды этой нелинейности [nonlinearity], то они уже никогда не забудут закон Стивенса. Можно сказать, что в результате нелинейности мы различаем множество градаций в тенях (гораздо больше чем в светах). Это биологически оправданно и выгодно -- в тенях прячется еда, в тенях опасность. Следовательно, нелинейность обусловлена эволюционно. То есть, ответ на вопрос "Зачем зрению нужна нелинейность?" навсегда закрепит в памяти закон Стивенса.
В той же логике можно говорить об атрибутах цветового ощущения: lightness, hue, chroma. К сожалению, в Российских библиотеках и в интернете очень мало данных об эволюции зрения, поэтому приходится объяснять слушателям эволюцию зрения очень-очень примитивно.
Я объясняю так. Древние организмы реагировали только на общую энергию стимулов [overall energy of stimuli], что выражалось в ощущении светлоты [lightness]. Однако, спектральные распределения энергии стимулов [spectral power distributions of stimuli] различны. Враг мог иметь ту же светимость [luminance], но иное распределение энергии. Возникала ошибка распознавания и гибель. Аналогично -- еда могла иметь ту же светимость, но иное распределение. В итоге еда оставалась нераспознанной.
Те организмы, у которых появилась способность реагировать не только на общую энергию, но и на позицию доминирующей длины волны [dominant wavelenght] в спектральном диапазоне, стали ощущать не только светлоту, но и цветовой тон [hue]. Это уже радикально большее количество информации об окружающем мире и уже больше шансов выжить. То есть, мы говорим, что у организмов появилась дополнительная сенсорная функция зрения [supplementary sensory function of vision].
Но и двух размерностей [two dimensions] оказалось мало. Чтобы получать еще больше информации об окружающем мире эволюция дала организмам способность реагировать на остроту спектральных пиков, несущих доминирующую длину волны (ширина основания пика с экстремумом на доминирующей длине волны деленная на ширину спектрального диапазона). Реакция на остроту пика (которая может быть больше или меньше) выражается в ощущении насыщенности [chroma], которая, соответственно, тоже будет больше или меньше. Это уже колоссально большее количество информации для выживания, то есть еще одна supplementary sensory function of vision.
(О двух дополнительных атрибутах цветового ощущения (brightness and colorfulness) я ничего не говорил, потому что ничего о них не знал, пока не стал читать Вашу замечательную книгу.)
По всей видимости, из спектральной кривой более не извлечь полезной биологической информации.
Мое объяснение очень примитивно, но оно избавляет учащихся от запоминания и дает некоторую логику. Учащиеся уже никогда не забудут как минимум о светлоте, цветовом тоне и насыщенности, потому что поняли алгоритм рассуждений.
Мне кажется, что ответ на вопрос "Зачем?" или "Почему так получилось?" по ключевым позициям нашей науки может радикально улучшить усвоение этой науки студентами.
Все сказанное касается и адаптации. Очень часто среди работников image reproduction area можно услышать мнение, что зрение из-за адаптации явлется плохим измерительным инструментом. Меня как физиолога глубоко ранит такая точка зрения. Я восклицаю: "Зрение великолепно!" Да, оно не является измерительным инструментом и не должно им являться. Зрение -- это инструмент идентификации объектов. Без адаптации зрение все время ошибалось бы, и мы бы все погибли. Адаптация дает нам возможность распознавать объекты в разных условиях освещения. Таким образом -- адаптация эволюционно обоснована.
Дорогой Марк, я буду рад, если эти мысли Вам пригодятся в учебном процессе."

Фершильд Шадрину:

"Alexy,

Thank you for sharing your insights and I am happy you have enjoyed
my book. Your logical explanations make perfect sense and I am sure
they are helpful to the students. Yes, vision is an amazing thing!
Your methods are quite similar to stories that I and others in the US
use to help teach these concepts. I have no doubt that it is much
better to understand than to memorize.

Good luck with your further teaching and research.

-Mark"

Особенно любопытна вот эта фраза: "Your methods are quite similar to stories that I and others in the US use to help teach these concepts." Дело в том, что ни в "Моделях", ни собственно на курсе (о чем в свое время поведала его ученица некая Юля Борг, одно время участвовавшая в нашем форуме) об эволюции зрения Фершильд не заикается. Не заикается о ней и Хант... Согласитесь -- странно... Коллеги, как вы думаете, чем объяснить столь явное противоречие?
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

Дипломат... Блин :))) Вроде что-то ответил, но... в то же самое время ничего не сказал... И ещё меня несколько смутило определение "stories"... К чему бы это? А в общем-то подобная реакция весьма схожа с реакцией наших доморощенных корифеев-корефанов. При появлении человека со стороны, который, детально проанализировав глобальный труд всей жизни очередного классика при жизни, начинает рассуждать на эту тему... Такое же благожелательное качание головой и непременная улыбка :) Когда я общался с нашей местной, московской и питерской профессурой на тему моей дипломной работы мне отвечали примерно так же... По крайней мере в том же духе...
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

А что, вполне корректный ответ :)
Алексей, не забывай, что методы обучения в России и в Америке отличаются. У нас обычно учат предмету, у них заставляют учиться самих абитуриентов. Я предполагаю, что абитуриенты в Америке сидят в библиотеках и там изучают всё, что не входит в обычный курс. Может и ошибаюсь.
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

minos сказал(а):
определение "stories"... К чему бы это?
Вы имеете в виду "байка, сказка"? Ну, в общем да -- редко кто может поручиться за достоверность эволюционых данных, даже "старик Чарли". Так что, в каком-то смысле эволюционная логика -- это байка. Вернее, может оказаться байкой, если на том свете выяснится, что нас все-таки слепил Создатель в нативном виде :). Однако же эволюционная логика очень хорошо работает дидактически по нашей теме.
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

german сказал(а):
Я предполагаю, что абитуриенты в Америке сидят в библиотеках и там изучают всё, что не входит в обычный курс. Может и ошибаюсь.
Все верно. Но он же дает кучу ссылок, и ни одной по эволюции. Он же мог сказать: сидите, копайте, вот такие-то работы, к примеру: "Fruits, foliage and the evolution of primate colour vision B. C. Regan1, C. Julliot2, B. Simmen2, F. Vie¨ not3, P. Charles-Dominique2 and J. D. Mollon1" или "The Evolution and Physiology of Human Color Vision: Insights from Molecular Genetic Studies of Visual Pigments. Jeremy Nathans"
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

Alexey Shadrin сказал(а):
Проверил -- Да.
Так что решайте сами, коллеги -- дело одной минуты.
Я уже все решил, коллеги.
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

svlasov сказал(а):
Я уже все решил, коллеги.
Господа, я со своей стороны приношу извинения за возникший казус: все мусорные сообщения (см. аттач) удалены.
 

Вложения

Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

Коллеги, вот еще какая мысль: мой активный упор на эволюцию зрения организмов (не только и не столько приматов) объясняется тем, что по моему мнению -- это ключ к общей теории изображения, а также к общей концепции цветокоррекции. Убежден в том, что теория изображения и общая логическая концепция цветокоррекции необходимы нам как воздух, чтобы наконец перейти от разрозненных "наколеночных" приемов и приемчиков к осмысленной и технологичной схеме работы.
В биологии широко распространен следующий тезис: "Онтогенез -- суть краткое и сжатое повторение филогенеза", что в переводе на человеческий язык означает: индивидуальное развитие особи (онтогенез) коротко и сжато повторяет историю развития своего биологического вида (филогенез). Некоторые биологи (и ваш покорный в частности) берут на себя смелость озвучивать гипотезу, суть которой в расширении обсуждаемой сентенции до следующей формулировки: функциональные циклы органов и онтогенез -- краткое и сжатое повторение филогенеза. Поясню: смею предположить, что зрительный акт в течение долей секунды "пробегает" по основным эволюционным этапам:
-- краевая детекция;
-- визуальный контраст;
-- тональный баланс;
-- хроматика.
В этой логике можно строить все здание теории изображения и концепции цветокоррекции.
Вполне вероятно, что я что-то упустил или не учел в перечислении эволюционных этапов -- сейчас это неважно: не дает покоя явное замалчивание значимости понимания эволюционных аспектов в image&vision science... Странно как-то... Именно по этой причине я написал письмо Фершильду и, не скрою, несколько озадачен и заинтригован ответом.
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

Добрый день.

Разговоры об эволюции глаза могут восприниматься как антирелигиозный выпад.
Возможно, авторы книг не хотят лишний раз "дразнить гусей".
И, если и говорят об этом, то лишь в подходящих условиях.

Попробуйте запустить поиск в гугле со словами "эволюция", "глаз", "религия". Такое впечатление, что это один из важнейших вопросов в войне "Религия - против теории эволюции".

С уважением,
Сергей
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

Алексей, простите мне некоторый примитивизм, но создается впечатление, что Вы задались целью "поверить алгеброй гармонию". Результаты таких попыток хорошо известны. Человеческое сознание устроено намного сложнее и тоньше, чем инструментарий логического анализа, построенного на биологии.
Другое дело учет закономерностей восприятия. Так, предложенная Вами схема зрительного акта (она мне кажется вполне достоверной), будучи учтенной при формировании сцены и дальнейшей обработке, может позволить полнее и точнее раскрыть замысел автора. Но. Это скорее для Сольери :) Моцартам, к которым отношу Вас (прошу не принимать за подхалимаж!), предложил бы проводить анализ на уровне подсознания.
Кроме того, путь алгебраизации :), грозит потерей интуитивного восприятия.
Как подтверждение этой мысли - множество совершенно не интересных работ, выполненных по всем канонам и уйма гениальных творений, их нарушающих.
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

Konsta сказал(а):
Алексей, простите мне некоторый примитивизм, но создается впечатление, что Вы задались целью "поверить алгеброй гармонию".
Нет-нет: моя задача весьма проста -- нужна общая логическая схема, которой могли бы пользоваться рядовые специалисты нашей отрасли. Общая простая схема -- но при этом концептуальная и научно "неляповая".
Как только мы переходим в сферу искусства, так все становится если не с ног на голову, то по крайней мере экспоненциально усложняется до уровня ассоциативной обработки, как Вы абсолютно верно заметили, неповеряемой алгеброй.
 
Ответ: Первый серьезный разговор с Фершильдом

Теперь понятно, но, насколько мне позволяет судить мой опыт, для таких целей изложение должно напоминать армейскую инструкцию по пользованию отверткой или рецептуру приготовления пищи для мужчин. Т.е. все очень просто, доступно, последовательно, однозначно, без теоретических обоснований. Но это сугубо личный опыт :)
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.