Почему все так плохо и как сделать лучше

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 260
Реакции
1 191
Коллеги, мне подумалось, что противоречивость русскоязычной информации по цвету и изображениям связана с нашим историческим контекстом: в Советском Союзе доминировала (собственно не доминировала, а была единствненой) доктрина сугубо физического толкования цвета -- эдакая физическая вульгаризация психофизического феномена. Причины просты и понятны: марксизм-ленинизм и пр. В СССР действовала лишь одна "колористическая" школа -- школа Нюберга, математика по образованию, ярого поклонника Шредингера, объективиста. Альтернативные точки зрения, в частности Гуревича, нещадно подавлялись. В итоге, советская колориметрия международным колориметрическим сообществом была подвергнута остракизму.
Сегодня мы испытываем острейший дефицит современной западной научной литературы по данной теме, в результате чего в рунете появляются разношерстные статьи, нафаршированные дилетантскими суждениями, догадками и разного рода нелепостями.
Призываю всех: не тратьте время -- это бессмысленно. Давайте дождемся перевода двух фундаментальных работ, которые лежат в основе современного западного проф. образования в нашей области.
А если кто составит мне компанию для дальнейшей работы с зарубежными материалами -- буду очень рад.
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Алексей! Готов предложить Вам свою помощь... С английским у меня всё в порядке - в своё время диплом написал практически полностью по англоязычной литературе. Всё переводил вручную. Да, образование у меня не техническое, но главное адаптироваться к специфике текстов.

С уважением, Дмитрий (Уфа).
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Привет, Леша.
Alexey Shadrin сказал(а):
В итоге, советская колориметрия международным колориметрическим сообществом была подвергнута остракизму.
Ну это ты переборщил! На нее, скорее, просто перестали обращать внимание. Последнее, вроде бы, что было принято всерьез - это исследования Сперанской.

Надо заметить, что когда-то советская колориметрия пользовалась достаточным уважением: недаром в словаре CIE один из четырех словарей русский. Но вот то, что никто не удосужился сделать этот словарь нормальным - это уже упадок.

С уважением, Андрей Френкель.
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Спасибо, Дима! Тайно надеялся на Вас. :) Напишу Вам приватно, обсудим, чем займемся.
minos сказал(а):
Да, образование у меня не техническое
Слава Богу!!!
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Andrey Frenkel сказал(а):
Ну это ты переборщил! На нее, скорее, просто перестали обращать внимание.
"Ну, а-а", в контексте ситуации -- это как бы одно и то же. Не суть.
Последнее, вроде бы, что было принято всерьез - это исследования Сперанской.
Факт: кривые сложения Стайлса-Берга-Сперанской для 10 гр. наблюдателя. Однако эти западные паршивцы сейчас ее имя не упоминают, говоря об этих кривых...
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Добрый день, Алексей,

Alexey Shadrin сказал(а):
Коллеги, мне подумалось, что противоречивость русскоязычной информации по цвету и изображениям связана с нашим историческим контекстом: в Советском Союзе доминировала (собственно не доминировала, а была единствненой) доктрина сугубо физического толкования цвета -- эдакая физическая вульгаризация психофизического феномена. Причины просты и понятны: марксизм-ленинизм и пр. В СССР действовала лишь одна "колористическая" школа -- школа Нюберга, математика по образованию, ярого поклонника Шредингера, объективиста. Альтернативные точки зрения, в частности Гуревича, нещадно подавлялись. В итоге, советская колориметрия международным колориметрическим сообществом была подвергнута остракизму.
Просты и понятны эти причины только Вам. Нюберг, как и любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с цветоведением, прекрасно знал различие между понятиями «цветовое ощущение» и «цветовой стимул». Понятие «цвет» не является однозначным, я думаю, Вы не будете этого отрицать, и может в зависимости от контекста принимать значения ощущения, стимула и др. Нюберг не определял цвет в широком смысле слова, он дал определение «цвета в колориметрии», другими словами, цвета, как объекта измерений, то есть цветового стимула. В рамках базовой колориметрии при помощи колориметра мы измеряем цветовые координаты, которые являются характеристикой цветового стимула. Однако у меня нет желания спорить о тонкостях терминологии, я лишь высказал свое мнение. Интересно другое, на каком основании Вы делаете выводы космического масштаба об причинах остракизма советской колориметрии? Неужели на всего лишь базе «неправильного» толкования понятия «цвет» западные ученые полностью потеряли интерес к отечественным разработкам. Приведите хотя бы одну ссылку из зарубежных источников, указывающую на это. Больше конкретики, Алексей. Что именно не понравилось «буржуинам»?
Я знаю, что Николай Дмитриевич последовательно добивался развода фотометрии и колориметрии, посредством отказа от координат, одна из которых характеризуется световой яркостью и перехода к фундаментальным цветовым координатам. МКО продолжала держаться за фотометрию, разрабатывая оппонентные системы на базе XYZ, а потом альтернативные color difference formulas на основании этих систем. То, что формулы продолжают разрабатываться и по сей день, говорит о том, что проблема color difference остается актуальной. И что же мы наблюдаем, в относительно новой системе CIECAM все расчеты отталкиваются от фундаментальных координат, переход к оппонентным координатам значительно проще XYZ – Lab и не содержит никаких кубических корней. Я говорил о принципе, поэтому не нужно цепляться к неточностям в расчете и несоответствии CIECAM и color difference. А принцип, вернее один из принципов – отход от фотометрии. Не за горами (я надеюсь) принципиально новая color difference formula. Об этом Нюберг говорил полвека назад. О каком тупике Вы говорите?
Все уже давно поняли, как Вы к нему относитесь, но Вы с завидным постоянством продолжаете указывать на виновника остракизма, Вас даже спрашивать об этом не нужно. Алексей, ради бога, довольно этой несправедливости. Чем Нюберг Вам не угодил, кроме гостовского определения?

С уважением, Вадим
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Добрый день!
vade сказал(а):
Неужели на всего лишь базе «неправильного» толкования понятия «цвет» западные ученые полностью потеряли интерес к отечественным разработкам.
В частности. Если в основу "науки" кладется неверное определение ее базового понятия, то разговаривать просто не о чем. ГОСТ-овское определение лишь итог. Нюберг агрессивно отстаивал доктрину "материализации", объективизации феномена цветового восприятия, являющегося психофизическим (но никак не физическим), идя подчас на откровенное передергивание. Дабы не быть голословным, я сошлюсь на конспект его лекций, который в приватной переписке в свое время я передал Герману, но, к сожалению, файл которых забыл на старой работе. Поэтому, я прошу Германа выложить этот материал на ftp и дать ссылку.
Западных источников, тем паче в сети, не искал, однако на руках у меня имеется публикация переписки Нюберга, дай Бог памяти , со Стайлсом, в которой непримиримость взглядов Николая Дмитриевича предстает в полном объеме.
Далее, достаточно почитать Гуревича ("Цвет и его измерение"), в свое время задавленного Нюбергом (тект книжки лежит у меня на ftp), где Гуревич, вынужденно полемизирует со Шредингером, бо обращаться непосредственно к Нюбергу, как представителю научного официоза, он не мог.
Также я готов предоставить материалы Е.Н. Юстовой, являющейся ученицей Нюберга и проповедником его идей: ее концепция один в один повторяет нюберговские тезисы и, в частности, именно она пишет о том, что все попытки начать их разговор с CIE оказались безуспешны -- комиссия в упор не желала общаться с представителями нюберговской школы (отсюда тезис об остракизме, хотя безусловно он слишком резок -- "игнорирование" будет вернее).
Если перечисленных доказательств недостаточно, то все имеющиеся на руках материалы я готов предоставить.
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

vade сказал(а):
Понятие «цвет» не является однозначным, я думаю, Вы не будете этого отрицать, и может в зависимости от контекста принимать значения ощущения, стимула и др. Нюберг не определял цвет в широком смысле слова, он дал определение «цвета в колориметрии», другими словами, цвета, как объекта измерений, то есть цветового стимула.
Понятие "цвет" однозначно и зафиксировано в Международном осветительном словаре на четырех языках (в том числе русском). Цитата из Фершильда:
"К определению цвета предъявляются довольно интересные и сложные требования, и, несмотря на то, что каждый из нас знает, каков цвет, очень сложно дать его отвлеченное определение без использования каких-либо примеров. Как мы увидим ниже, даже самые лучшие и самые знающие ученые-цветоведы, в частности те, что написали Международный осветительный словарь, не смогли дать такого определения.
"Цвет (Color) — это атрибут зрительного ощущения, содержащий комбинацию хроматических и ахроматических компонентов. Этот атрибут может быть описан как по хроматическому компоненту (например: желтый, оранжевый, коричневый, красный, розовый, зеленый, синий, фиолетовый и т.д.), так и по ахроматическому (белый, серый черный и т.д.), а также хараткризован как яркий, тусклый, светлый, темный и т.п. или описан комбинацией перечисленных наименований."
Авторы определения четко понимали, что восприятие цвета — далеко не простая вещь, и сделали примечание, которое фактически отвечает на вопрос: зачем нужны модели цветового восприятия?
"Примечание: цветовое восприятие определяется спектральным распределением энергии цветового стимула, и зависит от размера, формы, структуры и окружения области этого стимула, а также от статуса адаптации зрительной системы наблюдателя и его личного опыта пребывания в подобных ситуациях наблюдения (как в превалирующих ситуациях в его жизненном опыте)."
Данное примечание прямым текстом говорит нам о большом числе физических, физиологических, психологических и когнитивных переменных, воздействующих на цветовое восприятие (и многие из них обсуждаются в нашей книге).
В то время как вышеупомянутое определение цвета неудовлетворительно из-за своей неконкретности, прочие (вполне конкретные) определения представляются еще менее удовлетворительными, к примеру, одно из определений звучит так: цвет — это атрибут зрительного стимула, не зависящий от пространственных и временных переменных. Такое определение вообще никуда не годится, поскольку при отсутствии временных и пространственных вариаций стимула его цветовое восприятие просто исчезнет.
Несмотря на трудности в формулировке определения цвета как такового, тем не менее, различные атрибуты цвета могут быть описаны достаточно точно, и их определения играют важнейшую роль в моделировании цветового восприятия."
* * *
И еще одна мысль: если бы нюберговская позиция представляла бы для CIE хоть каку-то ценность, она несомненно была бы упомянута Фершильдом, бо он неоднократно ссылается на труды иных российских ученых.
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Всем - привет.
Здравствуйте, Вадим.

vade сказал(а):
И что же мы наблюдаем, в относительно новой системе CIECAM все расчеты отталкиваются от фундаментальных координат, переход к оппонентным координатам значительно проще XYZ – Lab и не содержит никаких кубических корней.
Я, правда,до конца еще не разобрался, но как-то мне не показалось что проще, мягко говоря. Вроде бы существенно сложнее. Степень 0,42 или степень "с" умноженное на "z" ничуть не лучше, чем корень кубический, мне кажется. Там вообще, кругом всевозможные нелинейности.

vade сказал(а):
Я знаю, что Николай Дмитриевич последовательно добивался развода фотометрии и колориметрии, посредством отказа от координат, одна из которых характеризуется световой яркостью и перехода к фундаментальным цветовым координатам.
Совершенно напрасно добивался - фотометрия и колориметрия это части целого. Нюберг, судя по всему, был до мозга костей математик и это создавало ему изрядные трудности в области, где главенствующей дисциплиной является физиология. Он, вроде бы, вообще не принимал светлотную составляющую, и требовал показать ему рецепторы, которые ее регистрируют. На сегодняшний день наличие оппонентной системы является общеизвестным фактом.

Что касается системы XYZ, которая его так раздражала, так ведь она была создана тогда, когда компьютеров не было. Одна из ее целей - максимально уменьшить объем вычислений. С точки зрения практической колориметрии, она ничуть не хуже других, что доказывает ее просто-таки поразительная живучесть, хотя теперь мы и не ограничены в объемах вычислений.

XYZ, lms, нюберговские rgb все это одно и то же - колбочковые ответы или их линейное преобразование. Надеятся что мы из колбочковых ответов путем линейных преобразований сможем получить color difference formulas бесполезно, т.к. цветовое восприятие нелинейно по отношению не только к стимулу, но и к этим самим колбочковым ответам. Фершильду в CIE CAM02 такого пришлось понакрутить...

Лишний раз пинать Нюберга, это конечно неправильно и несправедливо. Ученые вполне имеют право заблуждаться. Однако факт заключается в том, что на основе его идей ничего не сделано, и, по моему убеждению, сделано быть не может.

Что же касается до развития колориметрии, то безусловно это переход от CIE XYZ к lms значениям, которые будут получены (я надеюсь) из физиологии и психофизики.

С уважением, Андрей Френкель.
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

vade сказал(а):
Вы... продолжаете указывать на виновника остракизма... довольно этой несправедливости
О справедливости: Алексей не называет Нюберга "виновником", он говорит об особенностях исторического контекста — был выбран и поднят на флаги ученый, адекватный политической доктрине государства (история, типичная для многих отраслей советской науки). Научная школа Нюберга доминировала только потому, что государство позволило ей доминировать. Ученые, неадекватные политической доктрине, в частности Гуревич, естественно, оказались в "опале".
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Alexey Shadrin сказал(а):
Дабы не быть голословным, я сошлюсь на конспект его лекций, который в приватной переписке в свое время я передал Герману, но, к сожалению, файл которых забыл на старой работе. Поэтому, я прошу Германа выложить этот материал на ftp и дать ссылку.
Алексей, привет!
Да, если кто заинтересуется, выложу на фтп.
Нюберг "Лекции по цветоведению".
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Добрый день, Андрей!

Andrey Frenkel сказал(а):
Нюберг, судя по всему, был до мозга костей математик и это создавало ему изрядные трудности в области, где главенствующей дисциплиной является физиология. Он, вроде бы, вообще не принимал светлотную составляющую, и требовал показать ему рецепторы, которые ее регистрируют. На сегодняшний день наличие оппонентной системы является общеизвестным фактом.
По форме кривой видности (на которой основана вся фотометрия) можно сделать вывод о наличии оппонентной системы? Это как?
Andrey Frenkel сказал(а):
Что касается системы XYZ, которая его так раздражала, так ведь она была создана тогда, когда компьютеров не было. Одна из ее целей - максимально уменьшить объем вычислений.
Только фотометрических вычислений. Ради фотометрии векторы основных изменили так, спектральная чувствительность Y совпала с кривой видности, а X и Z вообще не несли в себе яркостной составляющей. То есть в виде Yxy система несла количественную информацию о стимуле, как световая яркость Y и качественную, как цветность xy. И эти подогнанные под фотометрию вектора были базисом для разработки оппонентных систем.
Andrey Frenkel сказал(а):
XYZ, lms, нюберговские rgb все это одно и то же - колбочковые ответы или их линейное преобразование.
Tristimulus values и fundamental tristimulus values – это не одно и тоже. Первых может быть бесконечно много, вторых – в идеале единственно правильный вариант.
Andrey Frenkel сказал(а):
Надеятся что мы из колбочковых ответов путем линейных преобразований сможем получить color difference formulas бесполезно, т.к. цветовое восприятие нелинейно по отношению не только к стимулу, но и к этим самим колбочковым ответам. Фершильду в CIE CAM02 такого пришлось понакрутить.
Не поняли Вы меня. Я говорил про точку отсчета.
Andrey Frenkel сказал(а):
Лишний раз пинать Нюберга, это конечно неправильно и несправедливо. Ученые вполне имеют право заблуждаться. Однако факт заключается в том, что на основе его идей ничего не сделано, и, по моему убеждению, сделано быть не может.
Относительно работ Нюберга, надеюсь, что Вы измените свое мнение. Но это для меня не принципиально. Я очень рад Вашему отношению к «пинанию» этого ученого, это значит, что я не зря все это затеял. Но я до сих пор не понимаю, в чем именно он заблуждался. Но это уже частности, видимо, в этом я сам заблуждаюсь.

С уважением, Вадим
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

vade сказал(а):
Относительно работ Нюберга, надеюсь, что Вы измените свое мнение. Но это для меня не принципиально. Я очень рад Вашему отношению к «пинанию» этого ученого, это значит, что я не зря все это затеял. Но я до сих пор не понимаю, в чем именно он заблуждался. Но это уже частности, видимо, в этом я сам заблуждаюсь.
Чтобы это понять, возьмите по меньшей мере его лекции по цветоведению (Герман готов выложить): там ясно сказано, что "цвет -- это свойство электромагнитного излучения". Но если в фундамент целой науки положен принципиально неверный тезис (к примеру, что агрегатных состояний не четыре, а два), то кто станет иметь дело с такой наукой?
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Всем, привет.
Здравствуйте, Вадим.

Но я до сих пор не понимаю, в чем именно он заблуждался.
Я попробую объяснить, в чем, как мне кажется, заблуждался Нюберг. Если получится.

Tristimulus values и fundamental tristimulus values – это не одно и тоже. Первых может быть бесконечно много, вторых – в идеале единственно правильный вариант.
Все эти бесконечные варианты – линейные преобразования fundamental tristimulus values. То есть суть не меняется. Иногда удобно измерять расстояние в метрах, иногда в сантиметрах, иногда в световых годах, а кое-кто до сих пор измеряет в футах. Это никак не влияет на само расстояние, и мы всегда можем перейти от одних единиц к другим. Во многих случаях удобнее всего использовать fundamental (еще бы знать их поточнее), ну так, простая матрица дает нам переход к ним от любых tristimulus values.

По форме кривой видности (на которой основана вся фотометрия) можно сделать вывод о наличии оппонентной системы? Это как?
Так ведь кривая видности не с неба упала! Она объективно (!) отражает совокупный вклад колбочек трех видов в ощущение светлоты, этот вклад еще называют «ахроматический ответ». Конечно, если считать, что цвет – свойство электромагнитного излучения, то понять это невозможно. Одной из самых важных ошибок Нюберга, на мой взгляд, является противопоставление колориметрии и фотометрии, а происходит это, опять же, от неправильной посылки: цвет это физика. Не знаю, можно ли по кривой видности сделать вывод о наличии оппонентной системы, но то что такая кривая должна быть однозначно следует из наличия оппонентной системы.

И эти подогнанные под фотометрию вектора были базисом для разработки оппонентных систем.
Хуже того эти подогнанные вектора до сих пор (и достаточно успешно) являются основой практически ВСЕХ колориметрических расчетов. Я считаю, что уже пора переходить на lms, но как-то практиков это пока не очень напрягает.

То есть в виде Yxy система несла количественную информацию о стимуле, как световая яркость Y и качественную, как цветность xy.
Вот эта фраза меня всегда сильно задевала. Скажите, пожалуйста, по каким причинам координата Y количественная, а «х» и «у» – качественные??? ху точно также количественно выражает цветность, как Y воспринимаемую яркость. Y это ведь не физическая величина.

Надо отметить, что система xyY была первой попыткой приблизить колориметрию к атрибутам восприятия. И на тот момент попыткой достаточно успешной. Для определения цветности координаты xy кое-где используются до сих пор. Разделение на светлотную и цветовую составляющие полностью соответствует способу обработки сигналов в нашей зрительной системе, но и здесь Нюберг не смог выйти за рамки своего определения цвета.

Не поняли Вы меня. Я говорил про точку отсчета.
Действительно, не понял. Если можно уточните, пожалуйста, что Вы имели ввиду про точку отсчета.

С уважением, Андрей Френкель.

P.S. Я вовсе не являюсь "фанатом" CIE: там далеко не все гладко и красиво. Но система оказалась способной к развитию...
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Andrey Frenkel сказал(а):
... ху точно также количественно выражает цветность, как Y воспринимаемую яркость. Y это ведь не физическая величина...

Извините, Андрей, колориметрия, может быть и не физика. Но не надо доходить до абсурдных крайностей. А то получится, к примеру, что масса человеческого тела - тоже не физическая величина, а , скажем, какая-нибудь "антропометрическая", и с базарной физической килограммовой гирей соваться к ней не смей...

С уважением,
Алексей
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Всем привет.
Здравствуйте, Алексей.

alexnik сказал(а):
Извините, Андрей, колориметрия, может быть и не физика. Но не надо доходить до абсурдных крайностей.
Задача колориметрии в том и состоит, чтобы найти переход от абсолютно физической вещи - спектрального распределения энергии электромагнитного излучения - к сугубо физиологическому цветовому ощущению. Без понимания того, что цвет это ощущение, это невозможно. В вашем примере: вес тела - сугубо физическая величина, а вот как человек ощущает вес собственного тела это уже совершенно другое дело. Это уже будет зависеть не только от массы, но и от здоровья конкретного человека, психического состояния, его роста и многих других факторов. Может оказаться, что физическая масса тела, будет не самым главным фактором.

Цветовые ощущения - это субъективное восприятие объективной реальности спектрального распределения энергии эл.-магн. излучения. Без понимания того, как происходит это субъективное восприятие разобраться в этом вопросе невозможно. А одним из следствий отсутствия такого понимания является введение новой (несуществующей) физической характеристики для эл.-магн. излучения - "цвет".

Я в cps.prepress, помнится, чуть ли не поэмы писал на тему: "Что такое цвет." Оно где-то сохранилось?

С уважением, Андрей Френкель.
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Разве стоит задача вызвать одинаковые цветовые ощущения у людей с различным восприятием?

В силу своей далёкости от биологии и приближённости к физике, я полагал, что экран монитора (или телевизора) представляет собой виртуальное окно, имитирующее приходящий к наблюдателю поток света.
Как потом воспринимает его наблюдатель - зависит от его психо-физиологических особенностей. Тождественность спектральных характеристик участков изображения на экране и тех же характеристик в реальном мире, которые имитирует экран, гарантирует тождественность восприятия одним и тем же индивидуумом (за исключением стерео-зрения).

Что и попытался выяснить один из разработчиков мониторов в соседней ветке.
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

ch_alex сказал(а):
Разве стоит задача вызвать одинаковые цветовые ощущения у людей с различным восприятием?
Наипервейшая задача колориметрии, обеспечить равенство между эталоном и образцом.

ch_alex сказал(а):
Тождественность спектральных характеристик участков изображения на экране и тех же характеристик в реальном мире, которые имитирует экран, гарантирует тождественность восприятия одним и тем же индивидуумом (за исключением стерео-зрения).
Колориметрия использует (вполне успешно) правило метамерности: два разных стимула могут вызывать одинаковое ощущение цвета при одних условиях освещения... и тд.
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

ch_alex сказал(а):
Что и попытался выяснить один из разработчиков мониторов в соседней ветке.
С нелепости и абсурдности любых попыток спектрального цветовоспроизведения Хант начинает свою книгу "The reproduction of color", описывая лишь два возможных спектральных метода: метод Липпмана и микродисперсионный метод. Начинает для того, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему, а также, вероятно (!) для того, чтобы сразу отбиться от "физиков" и "математиков" (не по образованию, а по образу мысли).
Принцип действия монитора не имеет ничего общего с тем, что Вы описали: его принцип -- это принцип трехстимульного цветовоспроизведения, о чем в мельчайших деталях написано в нашей книге "Колориметрическая настройка монитора. Теория и практика".
Много раз уже говорено о том, что наша наука зиждется в первую очередь на ФИЗИОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ, а потом уже на физике (и тем более математике, как инструменте. Относясь с глубочайшим уважениям к специалистам в области "объективных" дисциплин, тем не менее вынужден признать, что для углубления в вопросы image science "объективистского" образования совершенно недостаточно. Напрочь. Но только отважные и честные умы в состоянии искренне признать сей тезис. Image reproduction и полиграфия, в частности, зиждятся на физиологии человека, но не на физике объективных процессов. Увы.).
 
Ответ: Почему все так плохо и как сделать лучше

Андрей, добрый день!

Andrey Frenkel сказал(а):
Все эти бесконечные варианты – линейные преобразования fundamental tristimulus values. То есть суть не меняется. Иногда удобно измерять расстояние в метрах, иногда в сантиметрах, иногда в световых годах, а кое-кто до сих пор измеряет в футах. Это никак не влияет на само расстояние, и мы всегда можем перейти от одних единиц к другим. Во многих случаях удобнее всего использовать fundamental (еще бы знать их поточнее), ну так, простая матрица дает нам переход к ним от любых tristimulus values.
Речь шла от том, от какой системы отталкиваться при разработке color difference formula. Только об этом. А за ликбез в линейном преобразовании цветового пространства спасибо, но я уже в курсе.
Andrey Frenkel сказал(а):
Так ведь кривая видности не с неба упала! Она объективно (!) отражает совокупный вклад колбочек трех видов в ощущение светлоты, этот вклад еще называют «ахроматический ответ».

CIECAM J (achromatic response) рассчитывается с помощью кривой видности?
Andrey Frenkel сказал(а):
Не знаю, можно ли по кривой видности сделать вывод о наличии оппонентной системы, но то что такая кривая должна быть однозначно следует из наличия оппонентной системы.

Так расчет «ахроматического отклика» должен быть выведен как функция фундаментальных координат или получен на основе эксперимента по уравниванию гетерохромных яркостей? Где точка отсчета для определения ахроматического отклика?

Я ничего не имею против фотометрии, но с этой кривой видности не все так гладко. Различия в данных между разными способами определения и разными исследователями, без преувеличения, огромны. Как и число фактов, подтверждающих несоответствие расчетного равенства яркостей пары гетерохромных стимулов и реального равенства яркостей. Один из которых, «эффект Кольрауша-Гельмгольца» Вам должен быть хорошо известен.

Еще раз говорю, Нюберг добивался разделения фотометрии и колориметрии в колориметрических расчетах, считая, что подгонка основных под фотометрию искажает базис этих расчетов.
Andrey Frenkel сказал(а):
Хуже того эти подогнанные вектора до сих пор (и достаточно успешно) являются основой практически ВСЕХ колориметрических расчетов. Я считаю, что уже пора переходить на lms, но как-то практиков это пока не очень напрягает.

Нюберг говорил об этом полвека назад. Поставьте себя на место практика, знакомящегося с формулой dE (CMC).
Andrey Frenkel сказал(а):
Вот эта фраза меня всегда сильно задевала. Скажите, пожалуйста, по каким причинам координата Y количественная, а «х» и «у» – качественные??? ху точно также количественно выражает цветность, как Y воспринимаемую яркость.

Не раздражайтесь так сильно, это не моя терминология, а светотехников, которые были в оппозиции к Нюбергу. Надеюсь, Вы не думаете, что два числа в диапазоне от 0 до 1 я вообще не воспринимаю как числа в данном случае?
Andrey Frenkel сказал(а):
Y это ведь не физическая величина.
Нет, конечно, а я этого и не говорил. (здесь модно называть ее энергетической величиной, может быть Вы это имели ввиду, но это был не я).
Andrey Frenkel сказал(а):
Действительно, не понял. Если можно уточните, пожалуйста, что Вы имели ввиду про точку отсчета.

Так Вы уже сами уточнили, когда написали про lms. Точка отсчета – векторы фундаментальной системы. От них двигаемся к оппонентных коодинатам и color difference formulas.

Еще раз остановимся на этом злополучном определении. Нюберг в ГОСТе определил «цветовой стимул». Он трактовал его как «цвет в колориметрии», то есть объект цветовых измерений на колориметре. Я не поддерживаю любое стремление однозначно определить понятие «цвет» (в том числе и Нюберга), а поддерживаю уточненную терминологию, такую как «цветовое ощущение», «цветовой стимул» и т. д. И в этом я не одинок, судя по отсутствию этого определения во многих зарубежных изданиях, с которыми я сталкивался. Даже в определении CIE указано о трактовке его как perceived color, которому противопоставляется psycophysical color с отдельным определением, а perceived color разделен на два отдельных понятия, как unrelated color и related color. Выходит понятие «цвет» не однозначно? Но это меня, ей богу, волнует меньше всего. Другой вопрос, как выбор основной трактовки «термина» из нескольких возможных может в чем-то ограничивать исследователя вопросов цвета. Вы серьезно считаете, судя по определению Нюберга, что он полагал, что обработка информации о цвете заканчивается на уровне сетчатки? Андрей, но это же наивно так думать. А что он имел в виду под «высшей метрикой цвета», когда говорил о разделении высшей и низшей метрик? Его материализм стал ему серьезным препятствием в определении векторов фундаментальной системы, границ цветового тела и других работ. Или они все – неправильные? Я не сторонник Нюберга, и не поклонник его таланта. Я лишь против антирекламы, которую развернул Алексей, имхо необоснованной, и в тоже время крайне агрессивной.

С уважением, Вадим
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.