Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

  • Автор темы Автор темы sander
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

sander

Топикстартер
15 лет на форуме
Сообщения
1 562
Реакции
137
Есть Spyder3.
Монитор под разные задачи, но в основном широкоформатка + цифра.
Запустил basICColor display, он по умолчанию предлагает гамму L ("ISO 3664 and ISO 12646", Photography, PrePress).
The only use of a gamma calibration is a workflow with data which need to be displayed with a certain gamma or other tonal response curve (e.g. video or web design = sRGB) outside a color managed environment. In all other cases, L* calibration is the better choice.
Чем L-гамма лучше? Имеет ли смысл под неё монитор калибровать или лучше Native gamma оставить? Что посоветуете.
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

L-кривые калибровки монитора упрощают работу профилировщику, строящему табличный профиль с "Lab connection space", когда таблица профиля строится в "окололабовом" пространстве. В случае с L-калибровкой табличные "кривые" профиля станут "прямее". Теоритически, точность профиля в таком случае может быть выше.
Если же строится матричный профиль, то кривые "L" противопоказаны. Профилирование может быть вообще невозможно (если профиль gamma+matrix).
Недостаток калибровки под L* - это странный вид графики программного обеспечения, не поддерживающего color management и не учитывающего профиль монитора. Обычно такое ПО выводит изображения и интерфейс в расчёте на родную гамму системы.
Если монитор "качественный", то в любом случае результат будет хорошим, даже одинаково хорошим. В случае с низким качеством монитора, интерполяция отклика дисплея прфилировщиком затруднена, табличный профиль предпочтителен, и калибровка под L* как может существенно повысить точность профиля.

В общем, варианты по моему мнению:
1. Качественный монитор - калибровка под родную гамму операционной системы (2.2 или 1.8), как вариант - под кривую sRGB (она немного отличается от гаммы 2.2) если sRGB основное рабочее пространство. Построение матричного профиля (gamma+matrix).
2. Не качественный монитор - калибровка под кривую L*, построение табличного (LUT) профиля.

P.S. L-гамма - неверное понятие. Гамма - это степенная функция, а L* - более сложная кривая.

P.P.S. Чуть не забыл: L* кривая всё же лучше и для качественного монитора, так как разрядность LUT видеоадаптера больше, чем разрядность данных, получаемых видеоадаптером после профиля. За счёт оптимизации уровней в более точной таблице видеоадаптера, калибровка к L* может уменьшить дискретность воспринимаемых уровней яркости, вызванную ограничением разрядности программного интерфейса дисплея.
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

Пришёл к другим выводам:
Для качественного монитора L* кривые калибровки лучше в плане потенциально меньшей полосатости градиентов, для некачественного - в плане лучшей предсказуемости табличным профилем. Но противопоказаны для ПО не поддерживающего управление цветом.
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

Спасибо! Для дома оставил 2.2 , для работы L* попробую в связке с ECIrgb.
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

Nikolay_Po сказал(а):
L*-кривые упрощают работу строящему табличный профиль. Если же строится матричный профиль, то кривые L* противопоказаны. Профилирование может быть вообще невозможно (если профиль gamma+matrix).
Во-первых, кому на самом деле может потребоваться табличный профиль монитора? Вот разве только чтобы побороть упрямое нежелание программ учитывать точку чёрного. Но если софт её всё-таки учитывает, то матричный профиль всегда будет точнее. Конечно, при условии, что монитор настроен нормально — без провалов и перегрузок. Также необходимо, чтобы калибровочный софт сделал достаточное количество промежуточных замеров (у «Спайдера» это по 16 патчей на каждый канал).

Во-вторых, кто мешает использовать в матричном профиле табличную «гамму»? Ведь Spyder — это вам не ProfileMaker, у него нет проблем с сохранением sample-based TRC. При выборе «Lstar calibration» он записывает в профиль все 256 точек.

Недостаток калибровки под L* — это странный вид графики в программах без color management. Обычно такое ПО выводит изображения и интерфейс в расчёте на родную гамму системы.
Ничего не странный. Как раз наоборот, тени хорошо прорабатываются, света не страдают, и никакой «полосатости градиентов» не возникает. А программы без управления цветом, на мой взгляд, вообще ни на что не рассчитывают. Да и как тут можно рассчитывать, если хроматические свойства конкретных люминофоров тоже оказывают влияние на восприятие картинки?

В случае с низким качеством монитора, интерполяция отклика дисплея профилировщиком затруднена.
Да ну ладно! Коли уж говорить про интерполяцию, L* — это почти та же гамма 2,45. Даже на ЭЛТ разница вряд ли существенна, а в контексте ЖК — тем более. И пресловутое «качество монитора», мне кажется, тут ни коим боком. Сам измерительный прибор наврёт гораздо больше, чем любая аппроксимация.

Качественный монитор — калибровка под родную гамму операционной системы (2.2 или 1.8), как вариант — под кривую sRGB, если sRGB выступает как основное рабочее пространство.
Так ведь кривая sRGB не менее заковыристая, чем L*. И даже при том, что sRGB давно является стандартом де-факто, много ли non-CM софта «ориентируется» именно на эту сложную функцию, а не на 2,2? Даже более простой пример: много ли софта, скажем, для просмотра фотографий спрашивает у вас, где были созданы изображения — на платформе Mac (1,8) или PC (2,2), чтобы соответствующим образом скорректировать гамму? Вот то-то же: всем на это чихать, если только пользователь в настройках сам не подкрутил.

L*-кривая всё же лучше и для качественного монитора, так как разрядность LUT видеоадаптера больше, чем разрядность данных, получаемых видеоадаптером после профиля. За счёт оптимизации уровней в более точной таблице видеоадаптера, L*-калибровка может уменьшить дискретность воспринимаемых уровней яркости, вызванную ограничением разрядности программного интерфейса дисплея.
Даже если внутренняя LUT видеокарты более 8 бит (что на самом деле не факт — производители усердно скрывают эту характеристику), на выход-то, то есть на монитор, подаются всё те же 8-битные сигналы. Конечно, можно вспомнить про аналоговый интерфейс, но кто гарантирует, что там шумы меньше 0,5 бит?
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

Во-первых, кому на самом деле может потребоваться табличный профиль монитора?
Например, мне на домашнем ноутбуке в связке с телевизором Samsung и требуется. Пример некачественного монитора. Max dE с матричным профилем в разы больше табличного - до 10 и более. С табличным - вроде до 3.5-4. Линейность TRC такого "дисплея" плюс странные изменения цветового тона c насыщенностью делают необходимым табличный профиль.
у «Спайдера» это по 16 патчей на каждый канал
Использую ArgyllCMS. там поболее будет. кроме поканальных измерений, посредством "dispcal" производятся итерации по 96 точкам яркости и более со вгонкой в заданную цветовую температуру каждой точки. Калибровки по серому и в нужную гамму, и в sRGB, и в L* возможны. Просто супер софт.
Во-вторых, кто мешает использовать в матричном профиле табличную «гамму»?
Правда, этого я и не знал. Тогда конечно... Но смысл L* теряется, если кривая L* в LUT видеоадаптера будет тут же скомпенсирована TRC в профиле, чтобы быть привести отклик монитора совместно с TRC профиля к степенной функции. Здесь лучше всё-таки сразу чистую гамму.
Ничего не странный. Как раз наоборот, тени хорошо прорабатываются, света не страдают, и никакой «полосатости градиентов» не возникает.
Честно говоря, не проверял, сам с L*-калибровкой не работал, но обращал внимание, как на отображение non-CM программ влияет нестандартная гамма. Соглашусь. Бог с ним, с таким софтом.
Повторю с оговоркой: "В случае с низким качеством монитора, интерполяция отклика дисплея профилировщиком затруднена" - это при построении именно табличного профиля в Lab-пространстве.
Даже если внутренняя LUT видеокарты более 8 бит
На аналоговых интерфейсах была более 8-ми. 10-12 бит и более, не помню уже. Правда, было мало софта, который мог программировать больше 8-ми бит LUT. Ещё вариант вместо видеоадаптера программировать LUT современных дорогих дисплеев. Там она тоже больше 8 бит. В таком случае L* -калибровка самая оправданная.
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

Nikolay_Po сказал(а):
Например, табличный профиль дисплея требуется мне на домашнем ноутбуке в связке с телевизором.
А точно ли нельзя исправить ситуацию с помощью настроек? Вывести на телевизор непрерывные RGB-градиенты а также RGB-клинья с большим шагом (16 или 18 градаций) и посмотреть, не сливается ли чего-нибудь в тенях и светах. Других причин для лажи не вижу. Ну, разве что к видеовыходу применяется та же LUT, что и к основному дисплею, и на телевизор уходят лишний раз скорректированные сигналы; либо имеет место несовместимость амплитуды видеосигнала. Только, опять же, всё это легко решается созданием профиля с табличными TRC.

странные изменения цветового тона c насыщенностью
Кстати, какой телевизор-то: ЭЛТ, ЖК, плазма? Датчик всегда висит в одной и той же точке, а тестовый сигнал заливает всю площадь экрана?

Производятся итерации по 96 точкам яркости и более со вгонкой в заданную цветовую температуру каждой точки.
При столь малом расстоянии между соседними узлами шкалы, возможны глюки, если прибор выдаёт меньшее значение для большего сигнала. Spyder, хоть и стабильный прибор, всё-таки не застрахован от ошибок в тенях. А если телевизор — ЖК, то бывает, что для большего сигнала кристаллы открываются слабее: например, чистый чёрный выглядит светлее 5 %. Когда используется умеренное число шагов, подобные неурядицы исключаются из рассмотрения.

Смысл L* теряется, если кривая L* в LUT видеоадаптера будет тут же скомпенсирована TRC в профиле, чтобы привести отклик монитора совместно с TRC профиля к степенной функции.
Не-не-не, Дэвид Блейн! :) Уж если монитор откалиброван под L*, то есть в LUT внесены такие поправки к линейной функции, чтобы на экране получалась L*-кривая, то и в профиле будет записано, что TRC=L*. Другое дело, что большинство изображений рассчитано на стандартную гамму 2,2 или sRGB, и поэтому при выводе на наш экран всегда будет выполняться перекодирование. Но оно так и так будет выполняться — хотя бы из-за несовпадения цветности люминофоров.

К тому же, что есть гамма-коррекция? Просто способ эффективного использования дискретной шкалы с ограниченной глубиной представления. Кто-то применяет для этого гамму 1,8, кто-то — 2,2, кто-то — sRGB (≈2,2), а мы воспользуемся L* (≈2,45). Смысл поменяется только с точки зрения программ без управления цветом, и только по причине их закостенелости. Но так как большинство из них всё равно не рассчитаны вообще ни на какой конкретный колориметрический смысл, то и проблем не возникает — лишь вопрос привычки, как переход от 9300 к 6500.

На аналоговых интерфейсах LUT была более 8-ми бит. Правда, было мало софта, который мог такое программировать. Ещё вариант: вместо видеоадаптера программировать LUT современных дорогих дисплеев.
Общением с железом всё равно занимаются драйверы, с драйверами работает операционная система, а приложениям достаточно контактировать только с последней. Tuna (ПО Spyder) рассчитывает исключительно на 8 бит, и потому округляет всё до соответствующей границы. А вот гретаговский софт — калибратор и загрузчик — очень даже используют все отведённые системой 16 бит. Правда, опять-таки, остаётся тайной за семью печатями, что в итоге передаётся драйверу, что драйвер засылает в видеокарту, и что наконец выдаётся в кабель.

То, что в аналоговый интерфейс можно запузырить сколь угодно непрерывный по амплитуде сигнал, это и ежу ясно, но кто им будет пользоваться? Только ЭЛТ, ибо любой ЖК тут же всё оцифрует; не говоря уже о том, что аналоговые интерфейсы в контексте цифровых дисплеев (ЖК) выглядят совершенно неуместными. И дело не только в лишней цепочке ЦАП-АЦП, но в дополнительно цветокоррекции: мне не раз встречались устройства, у которых при работе через аналоговый вход возникали неустранимые перегрузки в светах, тогда как по цифровому каналу они показывали абсолютно нормально.

Что касается программирования LUT самих мониторов, то действительно мало найдётся софта, способного на подобный фокус. Хотя, говорят, для большинства моделей достаточно просто передать информацию по протоколу DDC/CI, который уже давно не является экзотикой даже в дешёвых продуктах. Возможно, когда-нибудь в будущем это станет стандартной фичей, но на данный момент для простых смертных оно не очень-то доступно, то есть как будто и не существует.
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

Из вышесказанного понял, плюём на гамму, матричный, табличный профиль. Выбираем любое ибо чёрт его знает "что в итоге передаётся драйверу, что драйвер засылает в видеокарту, и что наконец выдаётся в кабель", главное какой цвет кнопки "откалибровать/профилировать" )
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

Ну почему же «любое»? Выбираем 2,2, чтобы всё было «как у людей». Если нас не смущает вид элементов экрана, не затронутых управлением цветом, то можно попробовать L*: коли результат понравится — ну и замечательно.

Замечание про «чёрт его знает» касалось исключительно взаимодействия LUT видеокарты и конечного пикселя на экране: имеют ли значение дополнительные биты, или они всё равно отрезаются (в самой LUT или в DAC / DVI)? Каков бы ни был ответ, на выбор гаммы это не влияет.

А то давайте ещё вспомним, что «Спайдеры» завышают показания в тенях по сравнению с гретаговскими приборами (на ЖК; на ЭЛТ — занижают). То бишь, выбирай хоть 2,2, хоть L*, — всё равно получится «не труЪ». Так что ж теперь, не калибровать чтоль совсем?
 
Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?

Samsonov сказал(а):
Ну почему же «любое»? Выбираем 2,2, чтобы всё было «как у людей». Если нас не смущает вид элементов экрана, не затронутых управлением цветом, то можно попробовать L*: коли результат понравится — ну и замечательно.
+1.

На счёт калибровки LCD TV Samsung - интерфейс аналоговый, VGA. Прибор - Eye-One Display LT. Регулировка усиления и уровня чёрного по каждому каналу в телевизоре настроена вручную через сервисное меню так, чтобы получить полный динамический диапазон без насыщения и отсечки. При измерении шкалы серого немонотонности отклика цепи драйвер-дисплей не наблюдается. То есть, увеличению значений RGB изображения соответствует увеличение яркости. Таким образом, калибровка более чем по 16-ти точкам, например, по 96-ти оправдана и не приведёт к непредсказуемому результату. При проверке калибровки по 100 точкам, не совпадающим с калибровочными, калибровка телевизора по 24 точкам, даёт максимальное dE=2.4. Калибровка по 96 точкам - dE=1.25.
Так вот, при построении матричного профиля достигается приемлемая точность у точки белого, у точки чёрного и на граничных точках. То есть, координаты "люминофоров", точка белого, чёрного учтены, однако, в некоторых областях наблюдаются аномальные "облака" повышенного dE, которые устраняются именно при расчёте табличного профиля. Как я и писал, LUT-профиль даёт лучшую точность, чем матричный. Похоже здесь есть зависимость цветовых координат "люминофора" от угла поворота кристаллов: в телевизоре используется матрица AUO MVA. Это наверняка её проделки.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.