Ответ: Под какую гамму калибровать монитор 1,8 /2,2 / L ?
Nikolay_Po сказал(а):
Например, табличный профиль дисплея требуется мне на домашнем ноутбуке в связке с телевизором.
А точно ли нельзя исправить ситуацию с помощью настроек? Вывести на телевизор непрерывные RGB-градиенты а также RGB-клинья с большим шагом (16 или 18 градаций) и посмотреть, не сливается ли чего-нибудь в тенях и светах. Других причин для лажи не вижу. Ну, разве что к видеовыходу применяется та же LUT, что и к основному дисплею, и на телевизор уходят лишний раз скорректированные сигналы; либо имеет место несовместимость амплитуды видеосигнала. Только, опять же, всё это легко решается созданием профиля с табличными TRC.
странные изменения цветового тона c насыщенностью
Кстати, какой телевизор-то: ЭЛТ, ЖК, плазма? Датчик всегда висит в одной и той же точке, а тестовый сигнал заливает всю площадь экрана?
Производятся итерации по 96 точкам яркости и более со вгонкой в заданную цветовую температуру каждой точки.
При столь малом расстоянии между соседними узлами шкалы, возможны глюки, если прибор выдаёт меньшее значение для большего сигнала. Spyder, хоть и стабильный прибор, всё-таки не застрахован от ошибок в тенях. А если телевизор — ЖК, то бывает, что для большего сигнала кристаллы открываются слабее: например, чистый чёрный выглядит светлее 5 %. Когда используется умеренное число шагов, подобные неурядицы исключаются из рассмотрения.
Смысл L* теряется, если кривая L* в LUT видеоадаптера будет тут же скомпенсирована TRC в профиле, чтобы привести отклик монитора совместно с TRC профиля к степенной функции.
Не-не-не, Дэвид Блейн!
Уж если монитор откалиброван под L*, то есть в LUT внесены такие поправки к линейной функции, чтобы на экране получалась L*-кривая, то и в профиле будет записано, что TRC=L*. Другое дело, что большинство изображений рассчитано на стандартную гамму 2,2 или sRGB, и поэтому при выводе на наш экран всегда будет выполняться перекодирование. Но оно так и так будет выполняться — хотя бы из-за несовпадения цветности люминофоров.
К тому же, что есть гамма-коррекция? Просто способ эффективного использования дискретной шкалы с ограниченной глубиной представления. Кто-то применяет для этого гамму 1,8, кто-то — 2,2, кто-то — sRGB (≈2,2), а мы воспользуемся L* (≈2,45). Смысл поменяется только с точки зрения программ без управления цветом, и только по причине их закостенелости. Но так как большинство из них всё равно не рассчитаны вообще ни на какой конкретный колориметрический смысл, то и проблем не возникает — лишь вопрос привычки, как переход от 9300 к 6500.
На аналоговых интерфейсах LUT была более 8-ми бит. Правда, было мало софта, который мог такое программировать. Ещё вариант: вместо видеоадаптера программировать LUT современных дорогих дисплеев.
Общением с железом всё равно занимаются драйверы, с драйверами работает операционная система, а приложениям достаточно контактировать только с последней. Tuna (ПО Spyder) рассчитывает исключительно на 8 бит, и потому округляет всё до соответствующей границы. А вот гретаговский софт — калибратор и загрузчик — очень даже используют все отведённые системой 16 бит. Правда, опять-таки, остаётся тайной за семью печатями,
что в итоге передаётся драйверу,
что драйвер засылает в видеокарту, и
что наконец выдаётся в кабель.
То, что в аналоговый интерфейс можно запузырить сколь угодно непрерывный по амплитуде сигнал, это и ежу ясно, но кто им будет пользоваться? Только ЭЛТ, ибо любой ЖК тут же всё оцифрует; не говоря уже о том, что аналоговые интерфейсы в контексте цифровых дисплеев (ЖК) выглядят совершенно неуместными. И дело не только в лишней цепочке ЦАП-АЦП, но в дополнительно цветокоррекции: мне не раз встречались устройства, у которых при работе через аналоговый вход возникали неустранимые перегрузки в светах, тогда как по цифровому каналу они показывали абсолютно нормально.
Что касается программирования LUT самих мониторов, то действительно мало найдётся софта, способного на подобный фокус. Хотя, говорят, для большинства моделей достаточно просто передать информацию по протоколу DDC/CI, который уже давно не является экзотикой даже в дешёвых продуктах. Возможно, когда-нибудь в будущем это станет стандартной фичей, но на данный момент для простых смертных оно не очень-то доступно, то есть как будто и не существует.