Поговорим о портрете

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 258
Реакции
1 188
Коллеги, думаю, стОит создать отдельную портретную тему, раз уж пошла речь.
Первое, что хотел бы обсудить, это как всегда "Зачем?" Зачем мы снимаем портреты? С какой целью? Что мы хотим показать и о чем мы хотим рассказать?
Вопрос, казалось бы -- праздный, а ответ, казалось бы, прост и самоочевиден. Однако...
 
Ответ: Поговорим о портрете

Вот те на! :) Некоторые считают, что от остальных животных нас — единственно — отличает способность узанавать и осознавать самих себя… Память. Фаустовское (или Мефистофельское) "остановись, мгновенье…" Или, напротив, некоторое обобщение — почти попытка преобразовать время в вечность :) Разве можно это так просто описать?
А на собственном опыте: часто, именно статика портрета (исключительно в приложении к фотографии) совершенно неожиданным образом выявляет в человеке черты, которых в потоке жизни не видно.
 
Ответ: Поговорим о портрете

Сложно ответить, к примеру, почему дети рисуют своих родителей и себя?
Чтобы что-то выразить. Почему нас подсознательно всегда тянет нарисовать чьё-нибудь лицо, пока мы разговариваем по телефону?
У меня двоякое чувство, когда я пытаюсь снять портрет, это выразить своё "я" и показать портретируемого моими глазами (может быть даже больше свои чувства). Но, чтобы снять портрет, я должен что-то испытывать к объекту съёмки. Иначе совсем уж ничего не получается, чувств нету.
 
Ответ: Поговорим о портрете

«Однажды — думаю, это было зимой 1968 или 1969 года — в Москве Надежда Мандельштам, которую я навестил, вручила мне еще одну антологию современной поэзии, очень красивую книгу, щедро иллюстрированную большими черно-белыми фотографиями, сделанными, насколько я помню, Ролли Маккенной. Я нашел то, что искал. <…>
Оден стоял там с видом застигнутого врасплох при переходе улицы, брови недоуменно подняты. И все же взгляд необычайно спокойный и острый. Время, по-видимому, конец 40-х или начало 50-х, до того, как его черты перешли в знаменитую морщинистую стадию «смятой постели». Мне все стало ясно, или почти все.
Контраст, или лучше, несоответствие между бровями, поднятыми в недоумении, и остротой его взгляда, по моему мнению, прямо отвечает формальной стороне его стиха (две поднятые брови = две рифмы) и ослепительной точности их содержания. То, что взирало на меня со страницы, было лицевым эквивалентом рифмованного двустишия, истины, которая лучше познается сердцем. Черты правильные, даже простые. В этом лице не было ничего особенно поэтического, ничего байронического, демонического, ироничного, ястребиного, орлиного, романтического, скорбного и т.д. Скорее, это было лицо врача, который интересуется вашей жизнью, хотя знает, что вы больны. Лицо, хорошо готовое ко всему, лицо — итог».
И. Бродский «Поклониться тени»
Это даже лучше того, что Достоевский писал о портрете.
И там же, Оденовское:

Время, которое нетерпимо
К храбрым и невинным
И быстро остывает
К физической красоте…

Боготворит язык и прощает
Всех, кем он жив;
Прощает трусость, тщеславие,
Венчает их головы лавром.

Снисхождения от времени фотографу не дождаться но, отчасти, можно противостоять ему. :)
 
Ответ: Поговорим о портрете

Мне кажется, дорогие коллеги, что четкое понимание мотивации при съемке портрета, четкое понимание задачи, всегда будет работать на результат, но никак не против него. Навскидку я бы выделил следующие мотивы:
1. Документальный. Стараемся запечатлеть человека таким, каков он есть сегодня. Ловим выражение лица и эмоциональное состояние, адекватное сегодняшнему состоянию портретируемого или состоянию в контексте неких событий, воздействующих на это эмоциональное состояние, определяющих его.
2. "Теологический". Руководствуясь принципом "лицо -- зеркало души", пытаемся показать внутреннюю суть человека. При этом не сильно заботимся о докуметальном сходстве.
3. Пиар. Делаем человека лучше, умнее, глубже, чем он есть на самом деле.
4. "Пейзаж". Передача чистой красивости.
Какие мысли? Что можно добавить-убрать?
 
Ответ: Поговорим о портрете

Мне кажется, что тогда логичнее параметры п.1. перенести в п.2, а в п.1. записать узнаваемость (фото на документы, милицейская ориентировка :) и т.п.).
Предлагаю: п.5. Юмористический (шарж, карикатура и т.п.).
Но, если честно, я бы не стал так жестко классифицировать результат (как мотивацию - согласен), т.к. в портрете, в силу жанра и объекта, всегда присутствуют несколько параметров предложнной классификации.
Посмотрите работы эпохи ренесанса - сплошные черепушники, но КАКИЕ!


Не по теме:
VV сказал(а):
...Некоторые считают, что от остальных животных нас — единственно — отличает способность узанавать и осознавать самих себя… Память...


Не по теме:
Бооольшая ошибка. Память у моей кошки - дай Бог каждому. Соседка как-то мяском угостила. Потом надолго уехала. Где-то через год приехала, позвонила к нам. Так наша кошечка ее так встретила... И сразу к ее двери - за гостинцем, облизываясь в предвкушении... Да и перед зеркалом пококетничать любит, четко осознавая, кого в нем видит...
 
Ответ: Поговорим о портрете

Вы, Алексей, упускаете еще один случай: когда фотограф превращает чужое лицо в зеркало своей души :)

Не по теме:
Konsta, я не отрицал наличия памяти у кошек, это был бы идиотизм :) Узнавание это не осознание. Кстати, моя кошка всю жизнь была совершенно равнодушна к зеркалам, и несколько котов, которых я знал близко — тоже. Возможно, ваша — феномен :)
 
Ответ: Поговорим о портрете

На счет распознавания и узнавания. Ничего не берусь утверждать, но был случай, свидетелем которого были я и моя матушка: 30 июля 2001 скончалась моя бабушка. Спустя пару недель был изготовлен и выставлен ее портрет. Собака села напротив него, уставилась, долго смотрела, а потом жалобно завыла. Потом залаяла. Потом легла под ним на полу и заснула.
Сие факт. Как толковать -- не знаю.
 
Ответ: Поговорим о портрете

VV сказал(а):
Вы, Алексей, упускаете еще один случай: когда фотограф превращает чужое лицо в зеркало своей души :)
Не-не -- я ничего не упускаю: я лишь предложил начало классификации мотивов и просил бы (и рассчитываю на это) ее продолжить.
 
Ответ: Поговорим о портрете

Знаете, Алексей, я не очень верю в возможность классификации. Иной раз трудно с уверенностью разграничить пейзаж и натюрморт. Вы вон портрет пейзажем обозвали :) Слишком это условно…
Как классифицировать эту картинку? Как документальное фото?
 

Вложения

  • 2001_07.jpg
    2001_07.jpg
    82.2 КБ · Просм.: 939
Ответ: Поговорим о портрете

VV, Вы попались на том же на чем и я было попался... Алексей спрашивал про мотив , а не про результат. Разница, имхо, принципиальная. Мотив, действительно, можно классифицировать, но, если честно, практического смысла не улавливаю.
 
Ответ: Поговорим о портрете

С мотивами будет еще сложнее. Какие мотивы были у автора портрета этой девочки? Бог весть… Итог-то вот он: не имеет значения портретное сходство, в принципе, и личность самой девочки играет второстепенную роль. Значение имеет только недетское выражение лица, единственное, что позволяет этой картинке существовать в отрыве от контекста. Но кто поручится, что автор собирался снять именно это? Если бы мы говорили о живописи, тогда это имело бы смысл. В приложении к портретной фотографии говорить о мотивах приходится с учетом результатов, имея дело с тем, что автор отобрал из сессии для дальнейшего существования.
 
Ответ: Поговорим о портрете

Konsta сказал(а):
Мотив, действительно, можно классифицировать, но, если честно, практического смысла не улавливаю.
Думаю, что смысл самый прямой: четкое осознание мотива съемки портета никогда не сработает против результата, только на результат -- улучшит его, вложит в него больший смысл, даст больший эмоциональный эффект. Или же напротив -- приведет к тому, что съемки не будет.
Неосознание мотива, имхо, часто приводит к тому, что по результату у фотографа начинают разрушаться отношения с портретируемым, отчего страдают будущие портреты.
 
Ответ: Поговорим о портрете

Гм, ну тогда предложу еще один мотив: выразить некую идею или настроение, используя портретируемого, как материал. Мне, например, симпатична мысль, что автор приведенной картинки использовал почти старческую горесть лица девочки для иллюстрации того, как вся дальнейшая жизнь уже находится в ребенке… А не ублажал собственную сентиментальность, глядя на племянницу '%)'
 
Ответ: Поговорим о портрете

Alexey Shadrin сказал(а):
Думаю, что смысл самый прямой: четкое осознание мотива съемки портета никогда не сработает против результата, только на результат -- улучшит его...
Это очвидно. Я имел в виду другое. Производящий съемку ВСЕГДА осознает мотив. Даже если не сознанием, то подсознанием.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.