Ответ: Попытка панорамы
Теперь я понял. Того пространства, которое Вы попытались вытянуть, не было - отлично помню это место. Вот если бы подняться метров на пять вверх и снять оттуда...
Поясню, чего мне хотелось добиться от этого снимка (банально будет звучать, но уж извините). Осеннее немного тоскливое спокойствие, почти потерю цвета (знаете, как это происходит ближе к ноябрю), которую подчеркивают еще желтая, а не бурая осока, пока еще зеленые камыши, неспешное движение воды. В общем, что-то такое, не буду развивать дальше. Поэтому пустое небо здесь, мне показалось, не будет мешать. Пространство за деревьями на берегу вторично, хотя и обозначено.
Вопрос о перспективе я задал по двум причинам.
Во-первых, панорама, снятая впервые, не по правилам (нодальная точка и все такое), к тому же телеобъективом. Кстати, использование телеобъектива сильно облегчает сшивку отдельных кадров - почти нет пространственных искажений.
Во-вторых, сам факт использования телеобъектива при пейзажной съемке и передача им глубины пространства. Здесь есть один важный момент. Мы как-то обсуждали с Алексеем Шадриным вопрос об оптимальном фокусном расстоянии для 35-мм камеры с точки зрения приближения ее к форматной камере по передаче пространства и "воздуха", общей атмосферы. Сошлись на том, что оптимум - это фокусное расстояние 300 мм, ну от 200 мм. У меня, к сожалению, нет hi-end телеобъектива, поэтому в моих опытах использовались бюджетный Canon 70-300 и вот теперь старый цейсовский 135 мм. Однако выводы можно распространить на всю линейку телеобъективов. Проблема очевидная - глубина резкости у телеобъективов невелика, потому приходится избегать попадания в кадр сравнительно близко расположенных объектов - они будут нерезкими (или наоборот, нерезким будет все остальное).
Вот примеры:
этот снимок сделан на фокусном расстоянии 300 мм:
http://forum.rudtp.ru/attachment.php?attachmentid=30717
здесь тоже 300 мм:
http://forum.rudtp.ru/attachment.php?attachmentid=31030
В обоих случаях диафрагма стояла на значении не менее 22.
Похоже нужно искать способ совмещать кадры с разной глубиной резкости для объектов переднего и заднего плана, если используется объектив 200-300 мм.
Панорама снималась объективом 135 мм, и мне хотелось услышать, удалось ли передать объем сцены несмотря на почти пустое небо.