Соотношение санскритских кеглей ручного набора и кеглей компьютерных

  • Автор темы Автор темы gasyoun
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

gasyoun

Санскритятина
Топикстартер
15 лет на форуме
Сообщения
926
Реакции
30
Господа,

Не боюсь показаться невеждой, поэтому спрошу. На 1-м же скриншоте (1928-sopostavlenie-razmerov.jpg) из "Образцы восточных шрифтов Академической Типографии [Текст] / АН СССР. - Л. : Изд-во АН СССР, 1928. - 73 с. - 5.00 р. ГРНТИ 60 РУБ 6П9.511 Рубрики: Полиграфия" видно, что ничего не видно. Что я хочу сделать?
Я хочу узнать, какие кегли санскрита (точнее письма деванагари) в ручном наборе соответствует каким кеглям в моих же репликах этих же шрифтов, их две штуки - французский и немецкий деванагари.
Вопросов море, но первая их часть сводиться к тому, что имеют ввиду, когда пишут в книге 1928 г., что кегль 6, 8, 12? Точнее я вовсе и не против, но по моим замерам с наложением в Фшопе на немецкий санскритский шрифт получается 13, 18 и 20 пт, это о чем-нибудь говорит? То есть 6-й старого образца соответствует 13-му, потому что разные системы измерения?
Все бы ничего, но тут всплывают французы с противоположной системой измерения (или тут технический какой-то недосмотр с моей стороны). Французский шрифт. Как первопроходец (если не считать канувших в Лету британских зачинщиков), задал тон крупным 20-м кеглем (Sanskrit 20 points, 1821 г. = 15 кеглю современной реплики, 2005 г.).
То есть то пересчет в одну, то в другую сторону. Разница из-за разрешения скана?
А узнать я хочу, чтобы воспользоваться именно теми кеглями (то есть чтобы визуально нельзя было увидеть разницу), какими пользовались раньше. Кеглями и соотношениями кеглей, ибо их обычно двое.
Спасибо, что еще не подвергли анафеме,

С ув.,
М.Г.
 

Вложения

  • 1928-sopostavlenie-razmerov.jpg
    1928-sopostavlenie-razmerov.jpg
    66.3 КБ · Просм.: 1 436
  • kusok-dlya-word-Sanscrit-20-pts-2.jpg
    kusok-dlya-word-Sanscrit-20-pts-2.jpg
    361.1 КБ · Просм.: 1 048
  • Lanman-Reader1888-19.gif
    Lanman-Reader1888-19.gif
    139.8 КБ · Просм.: 773
  • rudratascrngarat00rudruoft-74.jpg
    rudratascrngarat00rudruoft-74.jpg
    218.4 КБ · Просм.: 951
Основной вопрос что такое кегль шрифта?
Тогда и сейчас. Изменилось само понятие кегля.

Тогда кеглем звалось фактически расстояние между базовыми линиями, т.е. высота всей площадки, которая включала междустрочник. Разница между французским пунктом и пунктом adobe да есть, но она не даёт такой разницы.
А вы измеряете скорее всего очко, т.е. высоту самой литеры.
 
Спасибо за Ваш ответ, однако вынужден еще продолжить тираду.

Основной вопрос что такое кегль шрифта?
Изменилось само понятие кегля.
Изменилось, но судя по http://www.adobe.com/de/type/topics/info2.html не настолько кардинально.

Тогда кеглем звалось фактически расстояние между базовыми линиями, т.е. высота всей площадки, которая включала междустрочник. Разница между французским пунктом и пунктом adobe да есть, но она не даёт такой разницы.
"расстояние между базовыми линиями" - так а разве тут не так? Я, конечно, меряю очко. То есть видимую часть. Не размер самой "формочки", как на Sanskrit 35612 Einzelmater.JPG. А как правильнее? Как научнее? По факту я получаю ровно то, что было раньше, но мои размеры расходятся со старыми. Более того - в двух разных направлениях. Для Франции их большие кегли у меня маленькие, для Германии - наоборот.

А вы измеряете скорее всего очко, т.е. высоту самой литеры.
Да, действительно очко. Вот уже некоторая ясность. А бывают еще подстрочные и надстрочные знаки - но они не часть этой же литеры, а дополнительные знаки. То есть они интересны только при расчете интерлиньяжа, но никак для того, чтобы понять какой перед мной кегль.
 

Вложения

  • Giesszettel-35516-Fragment.gif
    Giesszettel-35516-Fragment.gif
    44.6 КБ · Просм.: 999
  • Sanskrit 35516 Ziffern 0-9.JPG
    Sanskrit 35516 Ziffern 0-9.JPG
    446.7 КБ · Просм.: 1 011
  • Sanskrit 35516 Figur 148b.JPG
    Sanskrit 35516 Figur 148b.JPG
    17.9 КБ · Просм.: 695
  • Sanskrit 35612 Einzelmater.JPG
    Sanskrit 35612 Einzelmater.JPG
    211.5 КБ · Просм.: 1 438
Изменилось, но судя по http://www.adobe.com/de/type/topics/info2.html не настолько кардинально.
В том то и дело, что кардинально.
Раньше это был размер литеры, книги набирались без увеличения интерлиньяжа, это можно заметить на Паратайповской Литературной и прочим старых шрифтах, которые делались по спецификациям линотипных и ручных гарнитур. Компьютерные предполагают увеличение интерлиньяжа.

Вообще сейчас кегль это нечто виртуальное... Я могу сделать шрифт с 10 кеглем и размером литер как 42 кегль и я такое делал.
И не забывай, что санскрит, хм... такие алфавиты называют проблемными, он сложно реализуем именно из за множества акцентов.
 
В том то и дело, что кардинально.
Понял, а есть таблицы пересчета? Или формула какая-то в помощь? Или иллюстрация с примерами хотя бы на основе латиницы?

Раньше это был размер литеры, книги набирались без увеличения интерлиньяжа, это можно заметить на Паратайповской Литературной и прочим старых шрифтах, которые делались по спецификациям линотипных и ручных гарнитур. Компьютерные предполагают увеличение интерлиньяжа.
Вот это интересно. Ибо даже в одинаковых кеглях того же наборного шрифта вижу расхождения и весьма
существенные, порой больше 1.5 пт. Можно предположить, что литеры отлиты другим размером, что ли.

Вообще сейчас кегль это нечто виртуальное... Я могу сделать шрифт с 10 кеглем и размером литер как 42 кегль и я такое делал.
Не согласен. Точнее считаю, что эта эфемерность развращает, теряются детали. Уровень детализации шрифта деванагари 8-го, 12-го и 18-го кегля - у них все разное (точнее когда-то было), даже форма графем (не просто удлинили или укоротили, а весь рисунок построен иначе). Вот и получаются нынче книжки серыми, плохо читаемыми, без характера. Ни контраста, ни красоты.

И не забывай, что санскрит, хм... такие алфавиты называют проблемными, он сложно реализуем именно из за множества акцентов.
Владимир Ефимов, когда-то изучавший деванагари, оценил художественную сторону реплик. И ни слова ни сказал про сложность. Так что дело наживное. Я собираю крупицы их истории вот уже 11 лет и не могу бросить на полпути. Мало восстановить шрифты, нужно восстановить размеры между графемами.
Но как доделаю - надеюсь, что смогу забыть как страшный сон.
В приложении выложил 4 комбинации, из которых лишь 3-я - собственное творчество. Получается, так как текста в этом шрифте набранного будет не много, я за 3-й или 4-й размер, то есть крупный рисунок. А то вечно при литографии уменьшали до посинения и разобрать нельзя что написано.
 

Вложения

Понял, а есть таблицы пересчета? Или формула какая-то в помощь? Или иллюстрация с примерами хотя бы на основе латиницы?
Думаю нет.
Там есть параметр UPM, это высота шрифта, если UPM 1000 то высота прописных обычно кажется 600 единиц. Открой Times New Roman и посмотри.
Высота считается от базовой линии, нижние элементы уходят в минус.
Но... Я делал шрифт свой для электронных е-инк ридеров на базе Академической, и подогнал пропорции к TimesNewRoman. Всё было нормально, пока не перешёл на Android. А там дефолтный Droid имеет значительно более крупное очко при том же кегле и пришлось переделывать шрифт, т.к. было не комфортно.

Ранее я ругался с Паратайпом, они сделали бесплатную версию Литературной по гранту РФФИ для системы TeX, так получалось, что она имеет большее очко, чем родные шрифты этой системы. В результате математика в наборе очень сильно выделялась. Повторюсь, Литературная расчитана на набор без увеличения интерлиньяжа. В общем... Как всегда, стандартов явных нет.

Не согласен. Точнее считаю, что эта эфемерность развращает, теряются детали.
Ну, когда я лепил буквы дикого кегля на 10-ку у меня была весьма странная задача :) Но это сделать можно, вот об этом речь :)

И ни слова ни сказал про сложность.
Там проблема та же, что в церковнословянском, очень много акцентов и не знаю как в санскрите, но бывает, что акценты лепятся один над другим.
С ними проблемы в реализации именно вот этой налепки акцентов. Шрифтовые машины могут не понимать такого.
 
Тогда получается я намерил "очко". Получается пишу таблицу - старый 12-ый кегль деванагари немецкого образца соответствует 15-му очку пт в современном исчислении в Adobe. Это не звучит абсурдно, на заплюют?
Акцентов, кроме ведийских текстов, нет, да и в них не проблема - чтобы не наезжали, выставляем в 1.5 больше интерлиньяж и дело в шляпе. Наезды - дело наживное, замерил по 1-й старой книге и дело в шляпе. Ну хорошо - деванагари явление редкое, не задокументированное. А для латиницы и кириллицы какие-то инструкции по оцифровке, по кеглям и их соотношениям - не пробегала?
 
А для латиницы и кириллицы какие-то инструкции по оцифровке, по кеглям и их соотношениям - не пробегала?
В спецификации Type1 Adobe вроде были рекомендованные высоты.
Но проще взять какой стандартный шрифт и в него вогнаться.
Вот взял Arial, UPM 2048, высота прописных 1466, нижние акценты на -407
 
А можно, пожалуйста, фонтлабовский скришот, куда смотреть, откуда эти UPMы брать-то?
 
Я решительно не понимаю., что я меряю не так
"Очко" по предположению должно быть 15-16, а по факту 7-й.
http://www.flickr.com/photos/gasyoun/9105081183/
http://www.flickr.com/photos/gasyoun/9105081209/
Однако
http://www.flickr.com/photos/gasyoun/9107351334/
Когда в книге кегль вдое меньше того, который в сканах выше, то на компе 10е очко.
Значит-таки дело в разрешении скана? Но сканировал сам при 300 dpi. Или же может верхний был 600...
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.