Страсти по Лэнду

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 258
Реакции
1 188
Коллеги, если помните, одно время было очень модным (особливо на Западе) обсуждение опытов Лэнда, якобы опровергающих классическую трехкомпонентную теорию цветового зрения. Воплей, криков и опрометчивых высказываний было много (Куликоff и К°).
Фершильд буквально паровозом проехался по этой "науке":

"Двухцветные проекции

Некоторое отношение к памятным цветам имеют знаменитые двухцветные проекции Лэнда (1959), которые включают в себя якобы полный диапазон цветовых ощущений, воспроизводимых якобы вопреки традиционной трехстимульной колориметрической теории.
На рис. 6.15 показан результат лэндовской двухцветной проекции: оригинальное цветное изображение (рис. 6.15а) разделено на три черно-белых позитивных слайда (рис. 6.15b), представляющих информацию красного, зеленого и синего каналов, то есть в соответствии с максвелловским принципом цветного фотографического процесса (Максвелл, 1858-62). Как правило, три диапозитива проектируются через красный, зеленый и синий фильтры и при наложении друг на друга дают высококачественную репродукцию оригинального изображения (рис. 6.15а). В лэндовской двухцветной проекции красная сепарация проектируется через красный фильтр, зеленая сепарация освещена обычным белым светом, а синяя сепарация вообще не проектируется (рис. 6.15с).
Как и следовало ожидать, такая проекция в состоянии воспроизвести лишь розоватое изображение, которое хоть и смотрится достаточно полноцветным, выглядит весьма далеким от нормальной трехцветной проекции (с которой Лэнд, по всей видимости, не удосужился выполнить прямого сравнения!).
Качество двухцветной проекции зависит от объекта, поскольку добавка памятных цветов усиливает впечатление. Наблюдаемый эффект восполнения недостающих цветовых ощущений можно легко объяснить симультанным контрастом и хроматической адаптацией (Джадд, 1960; Вальберг и Ланге-Малецкий, 1990)."
Подпись к рисунку: "Рис. 6.15 Пример двухцветной репродукции изображения: а — полноцветный оригиал; b — красная, зеленая и синяя сепарации изображения; с — комбинация красной сепарации, «проектированной» через красный фильтр, с зеленой сепарацией, «проектированной» с помощью белого света."
 

Вложения

  • Ris_6-15.jpg
    Ris_6-15.jpg
    55.5 КБ · Просм.: 818
Ответ: Страсти по Лэнду

Информация интересная. Но возникает вопрос о корректности воспроизведения опыта... Может быть зеленый у Лэнда был сине-зеленый? Кроме того, фильтры-то какого типа: зональные или нет? И не страдал ли Лэнд дальтонизмом? :)
 
Ответ: Страсти по Лэнду

Konsta сказал(а):
И не страдал ли Лэнд дальтонизмом? :)
Вот, это первое, что пришло на ум: нижний кадр по колориту как раз очень похож на то, как воспринимают мир дальтоники. Кстати, многие из них до конца жизни не узнаЮт об этом.
Но я это не к тому, чтобы охаять Лэнда -- мы с ним не служили-с, -- я это к имевшему в свое время ажиотажу... :): понимаете, очень многим хочется найти изъяны в трехкомпонентной теории, дабы за этими мнимыми изъянами спрятать свое непонимание и неумение работать с современными системами репродуцирования, основанными на этой теории.
Безусловно, "дорога ложка к обеду", и хороша была бы цитата три года назад на CPS, но уж что есть...
Лучше поздно, чем никогда... :)
 
Ответ: Страсти по Лэнду


Не по теме:
Alexey Shadrin сказал(а):
Безусловно, "дорога ложка к обеду", и хороша была бы цитата три года назад на CPS, но уж что есть...
Вот ведь время как летит. Да, времена были ещё те...на CPS :)

 
Ответ: Страсти по Лэнду

"Наблюдаемый эффект восполнения недостающих цветовых ощущений можно легко объяснить симультанным контрастом и хроматической адаптацией (Джадд, 1960; Вальберг и Ланге-Малецкий, 1990)."
А вот учесть в существующих на сегодняшний день программных средствах и математических моделях не представляеться возможным.
 
Ответ: Страсти по Лэнду

Igor Bon сказал(а):
А вот учесть в существующих на сегодняшний день программных средствах и математических моделях не представляеться возможным.
CIECAM02 учитывает по крайней мере хроматическую адаптацию, и учитывает очень хорошо (реализована в ColorFul PM 5.x.x). О симультанном контрасте не знаю -- думаю, что, действительно, такого инструмента нет, бо здесь необходим контекстный анализ изображения.
 
Ответ: Страсти по Лэнду

С другой стороны, книга Фершильда "Модели цветового восприятия" как раз и посвящена таким моделям. :) Очень многое на сегодня уже сделано и многое реализовано.
Что до симультанного контраста, то важно знать о нем, но учет его сегодня -- прерогатива грамотного цветокорректора. Думаю, что и через двадцать лет без участия наблюдателя решение всех проблем цветокоррекции и репродуцирования будет невозможным.
Речь не идет о том, чтобы полностью автоматизировать процесс, исключив из него человека -- речь о том, чтобы человек обладал необходимым и достаточным пакетом знаний, а также о том, чтобы там, где можно, облегчить человеку труд, взяв на себя рутинную часть работы.
Разработки Ханта, Фершильда, Натайяни, CIE и др. последовательно и поступательно воплощаются в жизнь, что мы отслеживаем по программным пакетам. К примеру, недавно появившаяся возможность учета спектра фактического источника -- это колоссальный прорыв в нашем деле: вот, теперь я хожу с ноутбуком по цехам и измеряю свет на пультах (чего всем желаю), и цветопроба готовится именно для этого света. Не говорю уже о достижениях Володи (BlackRed), разработавшего "бытовой" спектр для фотографий и шикарную моначью конвертилку.
Собственно я и перевожу материалы ради того, чтобы мы могли пользоваться современными достижениями, не упираясь рогом в архаичный градационный метод с его стерепотипами и ограничениями.
 
Ответ: Страсти по Лэнду

И все-же мне кажется, что системы управления цветом находятся пока в зачаточном состоянии. А это, в свою очередь, обещает существенные изменения в обозримом будущем.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.