Ответ: Street photography
Stefan Rohner (Стефан Ронэр)
Отрывок из опубликованного мастер-класса:
"1. Некоторые трудности. Отказ. Игра на камеру.
Многие начинающие фотографы, пробующие свои силы в жанре репортажной фотографии, часто сталкиваются с проблемой отказа: ты находишь свой кадр, уже готов нажать на спуск, но тебя вовремя замечают или начинают бурно протестовать уже после того, как снимок был сделан. Пара довольно-таки резких отказов (не будем говорить о крайних случаях, когда вам могут засветить пленку или разбить камеру) способны навсегда отвратить от подобного вида съемки.
Конечно, многое зависит и от профессиональной этики фотографа. Существуют ситуации, когда лучше отложить камеру: например, в некоторых странах следует быть крайне осторожным, чтобы не спровоцировать серьезный конфликт. Впрочем, любую ситуацию стоит оценивать на месте. А что касается их большинства, то уличная съемка в общественных местах противозаконной не является. Это значит, что никто не может лишить вас права фотографировать здания, рекламу, вывески, надписи, изображения и людей.
если вас заметили - действуйте быстро. Иногда достаточно просто улыбнуться или извиниться. Но порой в ход приходиться пускать более весомые аргументы, вроде "Не волнуйтесь, вы в кадр не попали!" или "Я репортер газеты Н, снимаю сюжет о том-то". В последнем случае следует всегда иметь наготове отговорку и на последующую просьбу показать удостоверение.
"В случае отказа, – говорит сам Стефан Ронэр, – я никогда не снимаю, а сразу убираю камеру. Я уважаю позицию других людей...".И тут же добавляет: "Но я могу сделать свой кадр и до того, как получу отказ. Главное – быть быстрее!"
К сожалению, не все люди адекватно реагируют, видя направленный на них объектив. Кто-то отворачивается, кто-то, наоборот, начинает позировать, что ровно настолько же способно испортить момент. Все-таки съемка на улице тем и отличается от других жанров, что предлагает не ту ситуацию, которую моделируешь ты, но позволяет ей развиваться самостоятельно. Если кто-то играет на камеру – пропадает эффект спонтанности, съемка становится постановочной и фотография из street превращается в scene, а простые люди – в актеров.
С одной стороны, чтобы избежать конфликта, всегда можно попросить разрешения на съемку, но с другой – это нарушает принцип объективной фиксации реальности, исповедуемый большинством стрит-фотографов. Если человек предупрежден о том, что его будут снимать, он уже никогда не сможет быть в полной мере естественен и непредсказуем. Только сам фотограф вправе решить, насколько тот или иной кадр будет срежиссирован."
по материалам журнала "Фототехника & видеокамеры", № 31 (28) 2007/08