Есть много тематических анекдотов, которые начинаются всегда одинаково, но отличаются неизменно забавным содержанием.
Расскажу честному народу один полиграфический, тоже на традиционную тему: принесли верстку в Ворде-2000...
Сегодня лично наблюдал конец этой эпопеи – прелюбопытнейший образчик workflow. Кто еще не успел уволиться из контор, где такое принимают в работу, может поделиться со своим работодателем редким ноу-хау.
Итак, после нескольких дней гребли с плясками состоящее сплошняком из таблиц, схем, графиков и списков учебное пособие "История России (IX–XX вв.) в таблицах и схемах" было признано готовым к CTP-выводу и выведено на моих глазах. Путь из макета в Уроде-2000 на виниловые пластины выглядел следующим образом:
1. Из Урода постранично записывается на винт соответствующее количество файлов *.prn.
2. Эти файлы прокладка между стулом и клавой руками поочередно переименовывает по шаблону из p-XX.prn в p-XX.ps, где XX – номер полосы.
3. Дальше запускается FAR (всем известный файловый менеджер) и все эти файлы при помощи специально для такого случая написанного на Perl плагина поочередно… внимание, приготовьтесь… конвертируются в однобитный TIFF, но не простой, а… блин, забываю постоянно… есть такой специальный формат, типа CITT Group 4 Fax, что ли… Какая-то особо плотная кодировка для передачи по факсу, короче, которую Photoshop, например, начиная с пятой версии уже и поддерживать перестал. То есть открывать-то этот формат великий и могучий редактор открывает (TIFF все-таки), но вот сохранять в такой экзотический для DTP подвид не предлагает.
И все бы было хорошо, если б не безделица: плагин этот дело свое знает отлично, только файл при конвертации зачем-то переименовывает в 0001.tif. Поэтому вторая прокладка, занимающаяся конвертацией, конвертирует файлы, как раньше их экспортировали, поодиночке, тут же опять переименовывая результат из 0001.tif в p-XX.tif, где XX – номер полосы.
4. Все это делается не так просто от балды, а… угадайте с трех раз, зачем? Сто в гору, что не угадал никто.
А делается это ради экономии дискового пространства!!! Потому что дальше каждый из файлов следующая прокладка открывает в программе под названием Scansmith Preditor (возможно, кто-то что-то о ней слыхал. Персонально я до 2003 года лишь единожды встретил живого пользователя этого растрового редактора малопонятного назначения). Рассказывая мне об этой поразительной программе, лицо, принимающее в издательстве решения в области НИОКР и прогрессивных технологий, выделило две уникальных ее фичи: способность редактировать однобитный TIFF в ничем другим не читаемом факсовом формате и автоматически отрезать белые поля вокруг поля набора при помощи одной команды. Собственно, ради этого обрезания и затевалась вышеописанная конвертация.
5. Далее та же прокладка покидает Preditor и возвращается в FAR, где новый плагин, на этот раз способный к пакетной обработке… снова конвертит обкорнанные по самое некуда TIFF Group 4 Fax в PostScript!!!
Смеяться пока подождите. Сейчас-сейчас.
C этим плагином тоже есть одна маленькая заковыка: конвертит он пакетом и быстро, и имена сохраняет, и с расширениями не чудит… только вот высоту картинки в пикселах (как утверждают тамошние верстальщики) указывает немного неправильно. Поэтому каждый файл нужно открыть FAR-овским редактором, найти нужную строку, руками исправить ошибочные цифры кода и сохраниться. Проще пареной репы.
6. Дальше все просто: последний плагин берет эти многострадальные как-бы-постскрипты и, руководствуясь их нумерацией, формирует спусковые сигнатуры – все те же PS. Вы не поверите, но как раз на этом этапе ничего править и переименовывать не надо.
7. Эти сигнатуры посылаются на печать простым копированием в порт принтера Xanté PlateMaker PostScript 3.
Вот вам Computer-to-Plate по-русски. А вы говорите! ;-)
P.S. Ради краткости я не стал описывать, что и как делали с этим документом, щедро украшенным битмэпами на 72 dpi, объектами OLE и заголовками в духе WordArt а-ля рюс. Но это достопочтенная публика и сама себе может представить, правда?
Brains, 2003