Вечночёрный вопрос про пигмент и водянку (но новый)

  • Автор темы Автор темы Samsonov
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Samsonov

Участник
Топикстартер
Сообщения
886
Реакции
89
В соседнем топике опять затронули больную тему Photo Black vs Matte Black, и потому нет сил больше терпеть — спрошу. Чем же пигментные чернила отличаются от тех что на водорастворимом красителе, и какие у тех и других преимущества с точки зрения цветовоспроизведения и стойкости / долговечности / стабильности / etc. Сколько ни искал в интернетах и здесь на форуме — много всяких топиков нашёл, но везде одни общие тезисы и эмпирические наблюдения.

Пока усвоил вот что.
  • По определению, красители впитываются в бумагу, проникая через слой глянца, тогда как пигмент всегда остаётся на поверхности.
  • Пигмент выглядит матовым, тогда как красители более-менее прозрачны.
  • Зато водянки можно вылить много, обеспечив таким образом высокую оптическую плотность, тогда как с пигментом нельзя перебарщивать.
  • Как следствие, динамический диапазон пигментного отпечатка может быть ниже: и из-за меньшего количества чернил, и из-за того, что отсутствие глянцевого покрытия исключает эффект «обмана 0/45-прибора».
  • Собственно, для того в некоторых Эпсонах и предусмотрен лакирующий картридж, чтобы по-новой замазывать напечатаннное.
Всё это замечательно, однако частные наблюдения не учитывают всех существующих технологий.
  • Производители (может, даже тот же Epson? не помню уже) открытым текстом утверждают, что их «новые™ и улучшенные®» пигментные чернила содержат специальную глянцевую оболочку вокруг каждой гранулы.
  • Факт: многие принтеры других марок используют пигментный чёрный в сочетании с водяными цветными, при этом даже сильный глянец сохраняется одинаково хорошо — что под чёрной краской, что под цветными. То есть чёрная пигментная краска как будто тоже проникает под слой глянца.
  • Есть принтеры, где одновременно два чёрных картриджа: пигментный и водяной. Опять же, отпечатки не отличишь от результатов деятельности вышеупомянутых гибридных моделей. Хотя, очевидно, пигментный чёрный они используют только на обычной офисной бумаге.
  • Если правильно понимаю, эпсоновское деление чёрного на «матовый» и «фото» — это как раз то же самое. Вот только все остальные краски, получается, всё равно пигментные. А тогда какой смысл использовать водяной чёрный?
И ещё одно замечание, но это скорее из области RIP/драйверов. У некоторых принтеров, в том числе и Epson, в том числе и в режиме без цветокоррекции, чистый RGB-чёрный даже в растровых объектах печатается меньшим количеством краски, чем близкие по значению цвета, хотя режим генерации чёрного явно не нулевой. В результате, фигура охвата в тенях выглядит вогнутой воронкой вместо выпирающего шпиля. То есть простым сравнением незапечатанной области и RGB-чёрного патча невозможно правильно определить полный динамический диапазон.

Цель исследования — понять, что же всё-таки «круче». :) Не в абсолютном смысле, конечно, а применительно к конкретным задачам: например, печать на матовой бумаге — одно, на глянцевой — другое, цветопроба — третье и т. д. Есть ли смысл в комбинациях «пигментный чёрный + водяные CMY», «пигментный чёрный + водяные CMYK», «водяной чёрный + пигментные CMYK», «пигмент + лак» или что там ещё придумали. Вопрос цены не интересует, равно как и совместимость с неоригинальными чернилами, замена пигмента на водянку и обратно, СНПЧ, бумага Lomond, спектр Philips Graphica Pro 950… ;)
 
Ответ: Вечночёрный вопрос про пигмент и водянку (но новый)

Ну и масштабную темы Вы, коллега, подняли... Даже отвечать, честно говоря, как-то боязно... Столько вопросов и тезисов... Говорить можно ОЧЕНЬ долго...
 
Ответ: Вечночёрный вопрос про пигмент и водянку (но новый)

Samsonov сказал(а):
Факт: многие принтеры других марок используют пигментный чёрный в сочетании с водяными цветными, при этом даже сильный глянец сохраняется одинаково хорошо — что под чёрной краской, что под цветными. То есть чёрная пигментная краска как будто тоже проникает под слой глянца.
Не знаю, как насчет многих, но те, которые я видел - с пигментными черными и водяными цветными - не используют черные чернила при печати на глянцевых материалах. Это, например, HP DesignJet 500. Вроде бы тоже самое относится (или относилось) ко многим HP DeskJet.


Samsonov сказал(а):
Есть принтеры, где одновременно два чёрных картриджа: пигментный и водяной. Опять же, отпечатки не отличишь от результатов деятельности вышеупомянутых гибридных моделей. Хотя, очевидно, пигментный чёрный они используют только на обычной офисной бумаге.
Думаю, что на любой матовой.

Samsonov сказал(а):
Если правильно понимаю, эпсоновское деление чёрного на «матовый» и «фото» — это как раз то же самое. Вот только все остальные краски, получается, всё равно пигментные. А тогда какой смысл использовать водяной чёрный?
Там нет "водяного" черного. Все чернила у Epson - пигментные. Только частицы пигмента у фото-черного окружены полимерной оболочкой, а у матово-черного - нет. Матово-черные чернила на матовой бумаге дают более глубокий черный цвет, чем фото-черные. Использовать матово-черные чернила на глянцевой бумаге можно, но механическая прочность очень низкая. Это информация от Epson. Надеюсь, без маркетинговой промывки мозгов. Ибо другой информации, даже для внутреннего пользования, не было.

Samsonov сказал(а):
...печать на матовой бумаге — одно, на глянцевой — другое, цветопроба — третье и т. д.
С этим трудно спорить :)


Samsonov сказал(а):
Есть ли смысл в комбинациях «пигментный чёрный + водяные CMY», «пигментный чёрный + водяные CMYK», «водяной чёрный + пигментные CMYK», «пигмент + лак» или что там ещё придумали.
Смысл есть во всём, что существет. Но не в любом месте и момент времени. Если смысла не видно, значит, мы чего то не знаем :)
 
Ответ: Вечночёрный вопрос про пигмент и водянку (но новый)

lygun сказал(а):
Принтеры с пигментным чёрным и водяными цветными, которые я видел, не используют черные чернила при печати на глянцевых материалах.
Действительно, очень похоже на то. Сейчас проверил на HP DeskJet D1560 и Canon Pixma iP2600: они идеальные кандидаты для такого эксперимента, потому что имеют съёмные головки K/CMY. С «дескждетом» вообще всё очевидно, потому что он позволяет вытаскивать картриджи прямо на ходу: убираем чёрный — никакой разницы, убираем цветной — бумага остаётся незапечатанной.

Кэнон на такие фокусы не горазд, и хоть позволяет виртуально отключать один из картриджей, на фотобумаге готов печатать разве что цветным — что само по себе доказательство. И правда, отпечатки в режиме black+color ничем не отличаются от color-only. А если поставить black-only, принудительно выбрав простую бумагу, то отпечаток получается совсем нетипичный, и чернила легко соскребаются (вот этого у Epson я не наблюдал даже на Ultra Glossy).

Стало быть, высокая оптическая плотность чёрного достигается «гибридными» принтерами не на самом деле, а лишь исключительно за счёт измерительной ошибки в следствие «глянцевого рассеяния». Ну, а также потому, что самым тёмным не всегда оказывается RGB-чёрный патч, но это уже другая опера.
 
Ответ: Вечночёрный вопрос про пигмент и водянку (но новый)

lygun сказал(а):
Там нет "водяного" черного. Все чернила у Epson - пигментные. Только частицы пигмента у фото-черного окружены полимерной оболочкой, а у матово-черного - нет. Матово-черные чернила на матовой бумаге дают более глубокий черный цвет, чем фото-черные. Использовать матово-черные чернила на глянцевой бумаге можно, но механическая прочность очень низкая. Это информация от Epson. Надеюсь, без маркетинговой промывки мозгов. Ибо другой информации, даже для внутреннего пользования, не было.

Мало того, на некоторых глянцевых носителях матовый чёрный "проваливается" до серого, на других вообще не сохнет, на третьих и то и другое. :))) Проверено.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.