Зачем нужна колориметрия?

  • Автор темы Автор темы pell
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

pell

Участник
Топикстартер
Сообщения
221
Реакции
0
Для оживления беседы попробую сформулировать один общий вопрос (и попробую дать на него один частный ответ).

Мы сегодня в разговоре с С.Н. пришли (и уже не в первый раз) к выводу, что споры о том "какое определение <подставить термин> самое правильное", "тупик, или совсем наоборот <подставить метод/теорию>" и т.д. происходят от того, что говорим "колориметрия", а подразумеваем... а вот здесь основные сложности. Каждый подразумевает что-то свое.

В результате, можно констатировать, что все, высказавшиеся в этой теме, по большому счету, правы. Вот только правда у каждого своя.

Давайте попробуем для начала ответить на (тот самый общий) вопрос.

Зачем нужна колориметрия? Какие задачи мы ставим перед этой областью человеческих знаний?

И тот самый частный ответ (если где ошибусь, то С.Н. меня поправит:) ).
Представьте себе систему виртуальной реальности. То есть, в нашем случае, цветовоспроизводящее устройство, занимающее все Ваше поле зрения. Вопросы, связанные с аудио/тактильными и прочими ощущениями мы не затрагиваем. Также отложим пока вопросы, связанные с динамикой. Для начала хорошо бы статические сцены научиться обрабатывать.
Что нужно для такой системы? Необходимо:
а) зарегестрировать необходимое и достаточное кол-во информации;
б) сохранить эту информацию с хотя бы минимальной необходимой точностью;
в) воспроизвести то, что было а) зарегестировано, б) сохранено.

Таким образом, в нашей системе от человека нужно только иметь информацию о том, какие визуальные стимулы он различает, а какие нет. Остальное дело техники.

Какие есть еще задачи? Интересно бы было выслушать все мнения.
 
Коллега, я позволил себе выделить Ваш пост в отдельную тему в виду ее исключительной важности.
Алексей.
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?


Не по теме:
Спасибо, сам как-то не догадался (плюс привык к форуму iXBT, где модераторы наоборот, склеивают темы:) )
 
Добавлю к тому что перечилил Павел:

г) Понимать, что нужно делать с сохраненными данными для того чтобы получить модернизированное изображение, которое получилось бы, если бы мы изменили условия освещение (темнее\ярче) или приблизились\удалились от объекта.

д) Уметь удалять естественные помехи на изображении, например, дымку, которая заметно искажает цвета удаленных объектов.
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?

C.H. сказал(а):
д) Уметь удалять естественные помехи на изображении, например, дымку, которая заметно искажает цвета удаленных объектов.
Зачем? Наоборот, дымка подсказывает мозгу, что предметы находятся на значительном удалении. Таким образом происходит селекция заднего плана сюжета.
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?

ch_alex сказал(а):
Зачем? Наоборот, дымка подсказывает мозгу, что предметы находятся на значительном удалении. Таким образом происходит селекция заднего плана сюжета.
О разных дымках речь. :) Та дымка, что создает т.н. воздушную перспективу не пострадает (я надеюсь). Собственно, это вопрос микроконтрастов и, как я понимаю сейчас, главное -- это определиться с пространственным порогом, от которого начинается компенсация "дымки". Дымка воздушной перспективы имеет гораздо больший пространственный порог, чем дымка артифициальная.
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?

pell сказал(а):
Для оживления беседы попробую сформулировать один общий вопрос.
Вопрос имеет право на жизнь, но он (и соответственно ответы) imho вбок. Изначально изучать (и моделировать) нужно не зрение, а восприятие. А оно объектное, образное. Откуда следует, что колориметрия - частная задача в системе распознавания образов. При такой формулировке легче пояснить, в чем разница между абсолютной (color measure или spot color mapping) и относительной (color difference или image color mapping) задачами, почему (и какую роль) играют феномены, свето-тень, оконтуривание, микроконтрасты и фактуры, почему image reproduction имеет несколько уровней, среди которых колориметрический - не самый точный.
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?

sabos сказал(а):
Вопрос имеет право на жизнь, но он (и соответственно ответы) imho вбок. Изначально изучать (и моделировать) нужно не зрение, а восприятие. А оно объектное, образное. Откуда следует, что колориметрия - частная задача в системе распознавания образов. При такой формулировке легче пояснить, в чем разница между абсолютной (color measure или spot color mapping) и относительной (color difference или image color mapping) задачами, почему (и какую роль) играют феномены, свето-тень, оконтуривание, микроконтрасты и фактуры, почему image reproduction имеет несколько уровней, среди которых колориметрический - не самый точный.
Отлично. Значит, распознование образов.
Однако, есть такое мнение, что на черно-белой картинке я легко отличу, например, яблоко от самолета. Казалось бы, причем тут колориметрия?
Понятно, что я слегка утрирую, но тем не менее, задача распознавания образов, как мне кажется, вторична по отношению к приложениям колориметрии. Основное --- измерение (регистрация) той же информации, которую регистрирует человек. А все дальнейшее напрямую к колориметрии не относится --- это уже пост-процессинг.
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?

Ok. Согласен - приложений у колориметрии много. Не только accurate reproduction, не только системы виртуальной реальности. Есть и криминалистические приложения в т.ч. Только это очень тонкий лед. Как только Вы теряете в определении глаз, вы теряете и цвет. И колориметрия вырождается в соседнюю радиометрию, фотометрию и т.п. Честно говоря, я бы не мудрствовал, и взял хорошее определение basic colorimetry у Вышецки (Wyszecki). А advanced colorimetry - у Ханта.
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?

sabos
Как только Вы теряете в определении глаз, вы теряете и цвет. И колориметрия вырождается в соседнюю радиометрию, фотометрию и т.п.
Дык еще бы! Конечно же, терять глаз в определении нисколько нельзя. По крайней мере, в определении того, что есть метамеризм, ибо метамеризм накрепко "привязан" к глазу.

Вопрос здесь изначально ставился несколько не так. Постановка вопроса: какие задачи мы хотим решать?

Одна задача (воспроизвести излучение неотличимое человеческим глазом от исходного) уже сформулирована. Есть еще задачи.

Изначально была задумка собрать типичные задачи, проклассифицировать, развести по разным углам и перестать путаться. А то временами возникает ощущение детской песочницы (это когда три--четыре ребенка "беседуют" --- каждый о своем и никто никого не понимает).
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?

Здесь главное учесть ошибку CIE и не сводить задачу к простому стимулу. Иначе возвращаемся на 70 лет назад. Вышецки распутал этот конфликт через два определения - basic и advanced colorimetry. Первое для простых стимулов, второе - для сложных. Второе напрямую выводит нас на образы, как объект измерений (предмет advanced colorimetry):

Colorimetry, in its strict sense, is a tool used to making a prediction on whether two lights (visual stimuli) of different spectral power distributions will match in colour for certain given conditions of observation. The prediction is made by determining the tristimulus values of the two visual stimuli. If the tristimulus values of a stimulus are identical to those of the other stimulus, a colour match will be observed by an average observer with normal colour vision.

Colorimetry in its broader sense includes methods of assessing the appearance of colour stimuli presented to the observer in complicated surroundings as they may occur in everyday life. This is considered the ultimate goal of colorimetry, but because of its enormous complexity, this goal is far from being reached. On the other hand, certain more restricted aspects of the overall problem of predicting colour appearance of stimuli seem somewhat less elusive. The outstanding examples are the measurement of colour differences, whiteness, and chromatic adaptation. Though these problems are still essentially unresolved, the developments in these areas are of considerable interest and practical importance.
 
Ответ: Зачем нужна колориметрия?

Сегодня Фершильд и иже с ним говорят о необходимости создания единой колориметричекой системы, причем не исключено, что на принципиально новом основании. Вопрос открытый...
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.