Ответ: Серый "цвет"
Публикую здесь ответ
Андрея Френкеля. По его личной просьбе
-------------------------------------------------------------------------------------
Всем привет.
Давайте вернемся к исходному вопросу.
german сказал(а):
Почему мы называем серый цветом? Что побуждает одних верить в то, что в нем
есть цвет, других - нет?
В дополнение, какую информацию несет серый?
Моя точка зрения проста, серый - светлотная характеристика и несет
информацию только о светлоте. И мне сложно называть серый цветом, по той простой причине, что у него нет тона и насыщенности.
Всегда, когда мы произносим слово "цвет", необходимо помнить, что за этим словом стоит: цвет — это ощущение (!!!), которое возникает в сознании человека.
С точки зрения наших ощущений, ощущение серого цвета НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ от других цветовых ощущений. Задействованы ВСЕ механизмы анализа спектрального состава излучения, вызвавшего это ощущение: и оппонентные реакции, и нейтральные точки и все прочее. На память я не возьмусь сказать точнее, надо посмотреть литературу.
Так что серый - это такой же "цвет", как и все остальные. И то сказать, если мы смотрим на ряд цветных патчей (зеленый, серый, коричневый, красный, синий, желтый и т.д.), чем принципиально будет отличаться серый патч от всех остальных???
german сказал(а):
В дополнение, какую информацию несет серый?
Ту же, что и любое другое цветовое ощущение: взятое отдельно, само по себе — весьма специфическую информацию, неоднозначно связанную со спектральным распределением энергии излучения, вызвавшего это ощущение. В совокупности с другими цветовыми ощущениями от этой же реальной сцены (или картинки) — столь же специфическую информацию, неоднозначно связанную (вернее, возможно связвнную) со спектральным коэффициентом отражения определенной поверхности.
german сказал(а):
Моя точка зрения проста, серый - светлотная характеристика и несет информацию только о светлоте. И мне сложно называть серый цветом, по той простой причине, что у него нет тона и насыщенности.
Отсутствие тона — это тоже тон. Отсутствие насыщенности — это тоже
насыщенность. Насколько помню (но могу и ошибаться — посмотри у "английских красильщиков"), в случае ощущения серого возбуждены все "нейтальные точки" в коре головного мозга.
Shlypa сказал(а):
Потому не получилось, что ты смешал понятия цвет и краска
О!!! Безусловно, не следует путать цветовое ощущение и способ создания стимула, который это ощущение вызывает.
Shlypa сказал(а):
Другое дело, что мы выделяем их из всех остальных, принимаем их за некие точки опоры в решении разных задач - калибровка, цветокоррекция, контроль печатных процессов и т.д., и т.п.
Почему именно серый, а , к примеру, не голубой? Потому что, мы очень тонко чуствуем отличие от серого, гораздо тоньше, чем от насыщенных цветов. Так устроено наше цветовосприятие. Все объяснения здесь из области психо- и нейрофизиологии, но никак не из области физики.
Поэтому WereVarg, на мой взгляд, категорически не прав:
WereVarg сказал(а):
Вообще следует говорить о модели CMY или RGB, то есть о тех которые получены за счет испускания волн-фотонов света напрямую от источника или отраженные от предмета (черный в первую добавлен из-за того что теоретическая модель при смешении трех составляющих выдает серобуромалиновый а не черный, да и при печати ч/б текстов цветные чернила экономятся). Итак думаю, что серый это сумма трех составляющих с равной интенсивностью (при максимальной
интенсивности - белый, при нулевой - черный). Таким образом "цвета" в сером присутсвуют всегда, мы убеждаемся в этом ослабляя одну из составляющих.
Изначально говорилось совершенно про другое, про ОЩУЩЕНИЕ СЕРОГО, а не про то, как это ощущение вызвать.
С уважением,
Андрей Френкель.