РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ: ГРАДАЦИОННЫЙ И CLUT-ПОДХОДЫ

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 258
Реакции
1 188
Коллеги, не могу более молчать по данному вопросу. Все-таки вякну, хотя понимаю, что Френкель меня прибьет.
Существует минимум два принципиальных подхода к репродуцированию изображений: градационный подход ("классический") и т.н. CLUT-подход (Color Lookup Table).
Суть первого (предельно примитивно) состоит в том, что для получения колориметрически точной копии изображения с помощью того или иного устройства необходимо выполнение следующих условий:
1. Изображение должно быть зарегистрировано за тремя зональными фильтрами и по определенной (выбранной) энергетической зависимости.
2. Колоранты (красители) воспроизводящего устройства должны быть колориметрически оппонентны этим фильтрам, а плотность колоранта на поверхности должна меняться по той же выбранной энергетической зависимости.
Этот подход безраздельно властвовал в полиграфии и фотографии на протяжении всей истории существования этих отраслей и, разумеется, сформировал прочные привычки и стереотипы профессионального мышления. Полностью абстрагироваться от необходимости "баланса серого" или "линеаризации по плотностям" не получается почти ни у кого, кто работает в нашей сфере больше двух недель.
Суть CLUT-подхода (многомерных таблиц соответствия) состоит в том, что т.н. аппаратные данные устройства (площади запечаток красителями, входные сигналы сканера и т.п.) ставятся в тупое взаимно-однозначное соответствие цветовым ощущениям человека, представленным в цветовой координатной системе (Lab). Таблица такого соответствия и есть CLUT. CLUT-таблицу можно построить, напечатав т.н. тест-карту, состоящую из множества "цветовых" патчей, измерив ее спектрофотометром и сохранив в виде icm-файла (профайла устройства). Понятно, что сколько патчей ни заложи в таблицу, но большинство фактических цветов будут вне этой карты. Поэтому фактические цвета рассчитываются методом интерполяции. Реализует эту интерполяцию color management module той или иной графической программы (или операционной системы).
CLUT-подход был придуман еще при царе Горохе (где-то в середине XX века), но у наших "предков" не было средств реализовать его, поскольку этот подход обладает одним очень серьезным недостатком -- CLUT-ом невозможно воспользоваться, имея на руках бухгалтерские счеты или арифмометр, потому что подход этот требует выполнения большого числа математических операций, то есть вычислительных ресурсов. Поэтому на протяжении десятилетий о CLUT-таблицах приходилось лишь вздыхать, а пользоваться старым добрым дедовским градационным методом, шизея от серого баланса, колорантных плотностей и их линейностей/нелинейностей. Но сегодня-то, когда в нашем распоряжении вполне приличные компьютеры, за доли секунды высчитывающие тысячи интерполяций, отчего же нам не воспользоваться этим методом? Ну, собственно мы им и пользуемся, только не всегда осознаем это. И "предки" наши с удовольствием пользовались бы им, будь в их распоряжении те же вычислительные мощности, что и у нас.
Едем дальше: как видно из определения CLUT, вопросы "колориметрической оппонентности фильтрам", "серого баланса" и "линейности по плотностям" нынче совершенно неактуальны и, в принципе, о них можно забыть, если речь идет о высокостабильных устройствах, таких как новейшие струйные принтеры. В полиграфии, офсетной в частности, о существовании этих параметров совсем забывать не стОит, но при этом и шизеть не нужно -- а нужно держать их, что называется "напрозапас" -- для тех случаев, когда допущены какие-либо ошибки в цифровой подготовке изображений, или для тех случаев, когда просто нет возможности построить адекватную CLUT. Но рассматривать эти параметры сегодня как репродукционный базис -- глубоко ошибочно.
Теперь о пресловутых РИП-ах. Все "проблемы" пруфа, при реализации его через тот или иной открытый РИП (такие как "небаланс серого", проблемы с линеаризацией и проч.) -- плод того, что старый градационный подход мертво сидит в наших мозгах. Так не пора ли освободиться от стереотипов и перестать мучиться от того, что "серый не серый"? Ну, не серый -- и шут-то с ним.
Есть, правда, промежуточная стадия психологического прогресса: "Серый не серый -- но, надеюсь, что профиль все исправит". Уже легче, но в этой фразе все равно сквозит градационный приоритет. Нужно четко понимать, что профайл (CLUT) ничего не "исправляет" -- он лишь описывает, и на основании этого описания производятся рассчеты, обеспечивающие воспроизведение нужного цветового стимула, в частности пресловутого серого.
И последнее: структурная организация РИП-ов построена с учетом наших градационно-приоритетных психологических захмычек и успешно эксплуатирует их для повышения объема продаж. Но мы же с вами хорошо знаем, что бабки делаются на человеческих привычках и человеческой косности (которая, порой, граничит с глупостью).
Коллеги, если мы не преодолеем в себе дедовские стереотипы, мы не сможем идти дальше, а, следовательно, не сможем... хорошо зарабатывать.
Удачи.
Шадрин.
http://shadrin.rudtp.ru
 
  • Спасибо
Реакции: Shenigin и dumbm1
Ответ: РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ: ГРАДАЦИОННЫЙ И CLUT-ПОДХОДЫ

Да, вот еще что важно.
Преимущества CLUT-подхода очевидны и состоят в следующем:
1. Полная независимость от спектральных характеристик потенциальных регистрирующих фильтров. Красители могу иметь инвариатную колориметрию, аналогично тому, как могут иметь инвариатную колориметрию кардинальные стимулы колориметра (ведь в идеале [!], по идее [но, увы, недостижимой идее] красители есть ни что иное, как пигментные регуляторы интенсивностей стимулов субтрактивного колориметра). Насыщенность колорантов (то есть их спектральную чистоту) можно повышать и повышать, расширяя и расширяя цветовой охват устройства, не боясь при этом "пережарить" выходное изображение.
2. Полная независимоть от дурацкого серого баланса.
3. Относительная независимость от калибровки -- то есть от приводки диапазона плотностей колорантов к определенной зависимости. Здесь оговорка: калибровка желательна, но ее цель совсем не та, что при градационном подходе. Ее цель -- обеспечить уникальность аппаратных комбинаций, благодаря чему исключается абсурдная ситуация, при которой разные аппаратные данные (в рамках CMY -- без участия черного) паче чаяния вдруг воспроизведут один и тот же стимул (касется низких теней, разумеется). В противном случае у профайлбилдера неизбежно "едет крыша", а в CLUT появляются грубые ошибки. Но ежели плотность колорантов меняется по зависимости, удовлетворяющей упомянутому требованию, то совершенно необязательно, чтобы у всех колорантов она была одинаковой.
4. Единственным неизбежным требованием является то, что для получения колориметрически (или перцепционно) точной репродукции цветовой охват устройства должен быть больше, чем охват изображения. Подчеркиваю -- изображения, а не устройства-источника. В противном случае неизбежно сильное сжатие внегамутных цветов. Но этого же не лишен и градационный метод: недостаточная спектральная чистота фильтров ведет к априорному "аналоговому" сжатию регистрируемого изображения еще на входе, о чем, разумеется, мало кто задумывался в те годы.
 
Ответ: РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ: ГРАДАЦИОННЫЙ И CLUT-ПОДХОДЫ

Алексей! первый время первого подхода к репродуцированию закончилось с приходом цифровых технологий, лет за десять до принятия спецификации ICC и рассматривать его как принципиальный аппанент второму подходу - не корректно. Реализация второго подхода в процессе становления: из пелёнок выросла, но до зрелости ещё далеко. А вот от законов химии, физики, колористики отойти не возможно - если данное сочетание условий (количество, пропорции красок, их ваимодействие с носителем и друг с другом), вызывает определённые цветовые ощущения (например серый), то имитация данного ощущения в других условиях (монитор) не привязанная к параметрам имитируемого процесса задаёт огромные сложности в области математики ("рассчeт методом интерполяции") практически необходимым становится иметь патчи всех возможно воспроизводимых цветов - что не реально.
И всё таки Гретаг идёт по этому пути и профайл мейкер стоит профили как Вы называете CLUT. У профиля на выходе не те Lab координаты колорантов, что были в референсе, соответственно не те кривые балланса серого и растискивания (т.е. не имеющие никакой связи с имитируемым процессом - полный отказ от градационных характеристик процесса) - да цвета на мониторе и оттиске визуально близки, но ошибки в контрасте настолько значительны - что говорить об успехе такого подхода не приходиться. Негативные стороны отказа от градационного подхода Вы прочуствовали в полной мере пытаясь профилировать офсетный процесс профайл мейкером.
 
Ответ: РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ: ГРАДАЦИОННЫЙ И CLUT-ПОДХОДЫ

Время первого подхода к репродуцированию закончилось с приходом цифровых технологий, лет за десять до принятия спецификации ICC
Заблуждение (см. нашу книжку).
А вот от законов химии, физики, колористики отойти не возможно - если данное сочетание условий (количество, пропорции красок, их ваимодействие с носителем и друг с другом), вызывает определённые цветовые ощущения (например серый), то имитация данного ощущения в других условиях (монитор) не привязанная к параметрам имитируемого процесса задаёт огромные сложности в области математики ("рассчeт методом интерполяции") практически необходимым становится иметь патчи всех возможно воспроизводимых цветов - что не реально.
Неверно. Опять же -- см. нашу книжку.
У профиля на выходе не те Lab координаты колорантов, что были в референсе, соответственно не те кривые баланса серого и растискивания
Опять неверно (см. спецификацию).
Негативные стороны отказа от градационного подхода Вы прочуствовали в полной мере пытаясь профилировать офсетный процесс профайл мейкером.
Неправда. Проблемы, возникшие весной -- следствие технических неполадок в машине и как следствие, ее нестабильности, а не недостатков метода. Предыдущий успешный опыт офсета и в особенности флексо тому полное подтвердждение.
* * *
М-да.
Закрою-ка тему: столпы все равно молчат...
 
Ответ: РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ: ГРАДАЦИОННЫЙ И CLUT-ПОДХОДЫ

Вычитал у Фершильда:
Градационный подход: DDR -- Device Depended Reproduction.
CLUT-подход: DIR -- Device Independed Reproduction.
Во, как...
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.