Два основных направления

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Коллеги, прежде всего хотел задать давно волнующий меня вопрос (как всегда -- зачем?), точнее, просил бы коллегиально подумать вот над чем: вижу два основных направления фотографии:
1. Документальная фотография: достоверная регистрация соотношений яркостей объектов сцены -- то есть -- графический текст, предметное иллюстрирование чего-то.
2. Художественная фотография (пейзаж, портрет, репортаж, жанровая и т.п.), которая включает в себя первый пункт целиком (как обязательный базис), но главная цель состоит в передаче чувств автора снимка, связанных с этой сценой.
Больше, как ни ломал голову -- смыслов не нашел.
Какие соображения? Что можно добавить?
 

ins.

Участник
Сообщения
163
Реакции
0
Ответ: Два основных направления

очень грубо как-то разделено, имхо.. коммерческая фотография, любительская фотография - их хоть и можно отнести к двум основным разделам, но они тоже заслуживают немалого внимания..
 

german

20 лет на форуме
Сообщения
4 566
Реакции
649
Ответ: Два основных направления

ins. сказал(а):
очень грубо как-то разделено, имхо.. коммерческая фотография, любительская фотография - их хоть и можно отнести к двум основным разделам, но они тоже заслуживают немалого внимания..
Я тоже об этом подумал. Но...что есть любительская и коммерческая фотографии? На первый взгляд, они очень хорошо укладываются в 1 пункт.
Например, любитель взял в руки фотоаппарат и решил просто пофотографировать. В данный момент он занимается банальным фиксированием временных коротких документальных сюжетов. Но, как только он начинает задумываться и искать, а тем паче видеть что-то интересное и необычное, это уже творчество.
То же и с коммерческой фотографией. Например, предметная съемка. Все что нужно, это отснять много предметов. Казалось бы, положи на стол и сними. Но, как только начинаешь думать "а вот если попробовать высветить его так, или поставить предмет так, как сам хотел бы его увидеть..." И это уже творчество.
 

Дядя_Женя

Участник
Сообщения
468
Реакции
141
Ответ: Два основных направления

Alexey Shadrin сказал(а):
Коллеги, прежде всего хотел задать давно волнующий меня вопрос (как всегда -- зачем?), точнее, просил бы коллегиально подумать вот над чем: вижу два основных направления фотографии:
1. Документальная фотография: достоверная регистрация соотношений яркостей объектов сцены -- то есть -- графический текст, предметное иллюстрирование чего-то.
2. Художественная фотография (пейзаж, портрет, репортаж, жанровая и т.п.), которая включает в себя первый пункт целиком (как обязательный базис), но главная цель состоит в передаче чувств автора снимка, связанных с этой сценой.
Больше, как ни ломал голову -- смыслов не нашел.
Какие соображения? Что можно добавить?

Любая будущая фотография рождается у меня в голове еще до момента нажатия кнопки. Одного и того же человека в одних и тех же условиях я могу изобразить в итоге и приятным, и отвратительным, и злым, и добрым, и любым другим, как его почувствую.
Получается, что градация одна - голова.
А вот жанров великое множество. Причем границ, четко очерченных, между жанрами не наблюдается. Есть пристрастия. И опять же в голове у автора.
 

Konsta

15 лет на форуме
Сообщения
1 033
Реакции
25
Ответ: Два основных направления

Alexey Shadrin сказал(а):
Коллеги, прежде всего хотел задать давно волнующий меня вопрос (как всегда -- зачем?), точнее, просил бы коллегиально подумать вот над чем: вижу два основных направления фотографии:
1. Документальная фотография: достоверная регистрация соотношений яркостей объектов сцены -- то есть -- графический текст, предметное иллюстрирование чего-то.
2. Художественная фотография (пейзаж, портрет, репортаж, жанровая и т.п.), которая включает в себя первый пункт целиком (как обязательный базис), но главная цель состоит в передаче чувств автора снимка, связанных с этой сценой.
Больше, как ни ломал голову -- смыслов не нашел.
Какие соображения? Что можно добавить?

Не вполне согласен с п.1. Тут могут быть вариации.
Первое - это то, что у Маргулиса (т.е. документальным изображением скорее является не то, что регистрирует камера, а то, что увидел бы человек, наблюдающий эту сценку).
Второе, в разряд документальной фотографии попадала и т.н. "научная" фотография - когда требуется максимально вытащить из изображения значимую информацию. При этом как в художественном смысле, так и с точки зрения наблюдателя картинка будет ужасной и нереальной.
 

@diz@

отечеств. про
15 лет на форуме
Сообщения
4 220
Реакции
1 914
Ответ: Два основных направления

Konsta сказал(а):
Второе, в разряд документальной фотографии попадала и т.н. "научная" фотография - когда требуется максимально вытащить из изображения значимую информацию. При этом как в художественном смысле, так и с точки зрения наблюдателя картинка будет ужасной и нереальной.
Подписываюсь. Например, в медицине — сплошь и рядом.
 

Дядя_Женя

Участник
Сообщения
468
Реакции
141
Ответ: Два основных направления

Вы когда-нибудь видели качественные результаты микросъёмки? Интересная структура материала, удачное освещение (для того, чтоб вытащить значимую информацию) - и перед вами произведение искусства. До выставки это не доходит только по причине, что некому довести.
Вопрос: Подборка таких фото выставочного формата на стенах художественной галереи - это документальное или художесвенное?
Все зависит от уровня мастерства, от взгляда фотографа
 

4AlexK

Участник
Сообщения
39
Реакции
0
Ответ: Два основных направления

Я классифицирую для себя фотографию на следующие категории (по целям):
1. Регистрация изображения. Цель - зарегистрировать свет. Сюда входит большинство карточек "семейного альбома", научная фотография, большинство документальной фотографии, фотографии для каталогов сделанные самыми крутыми профессионалами и т.д.
2. Самовыражение. Цель - самовыразиться, что на карточке - вторично. Все что перечислено выше (кроме может быть научной фотографии, где почти нет места для самовыражения)-можно сделать и с этой целью, только обычно это будет отнимать куда больше сил, но и куда интереснее.
Все остальные деления на пейзаж/жанр и т.д с точки зрения цели неинтересны - это скорее относится к форме регистрации/самовыражения и пусть о ней говорят искусствоведы - я лучше пойду посамовыражаюсь :)
 

Psy

няша
20 лет на форуме
Сообщения
3 581
Реакции
2 279
Ответ: Два основных направления

Дядя_Женя сказал(а):
Вы когда-нибудь видели качественные результаты микросъёмки? Интересная структура материала, удачное освещение (для того, чтоб вытащить значимую информацию) - и перед вами произведение искусства. До выставки это не доходит только по причине, что некому довести.
Вопрос: Подборка таких фото выставочного формата на стенах художественной галереи - это документальное или художесвенное?
Все зависит от уровня мастерства, от взгляда фотографа
от объекта тоже сильно зависит :)
 

Konsta

15 лет на форуме
Сообщения
1 033
Реакции
25
Ответ: Два основных направления

Дядя_Женя сказал(а):
Вы когда-нибудь видели качественные результаты микросъёмки? Интересная структура материала, удачное освещение (для того, чтоб вытащить значимую информацию) - и перед вами произведение искусства. До выставки это не доходит только по причине, что некому довести.
Вопрос: Подборка таких фото выставочного формата на стенах художественной галереи - это документальное или художесвенное?
Все зависит от уровня мастерства, от взгляда фотографа

Выставка 1984г. в Манеже, персональная выставка Бушкина в Доме Журналиста (его гроздь винограда получила гран-при на всемирной выставке). Это художественное. Кстати, часто хорошо сделанные макро для технических целей очень впечатляют. Границы стираются. Вопрос классификации часто носит прикладной характер. Научная, рекламная и пр. разновидности фотографий накладывают опр. требования по назначению, но не исключают художественного творчества в оговоренных рамках.
Так один из приемов, применявшихся для вытаскивания максимума информации с чб фото, заключался в тональной дифференциации плотностей. Чем не импрессионизм?
 

Shlyapa

Участник
Сообщения
4 838
Реакции
1
Ответ: Два основных направления

Alexey Shadrin сказал(а):
1. Документальная фотография: достоверная регистрация соотношений яркостей объектов сцены -- то есть -- графический текст, предметное иллюстрирование чего-то.
2. Художественная фотография (пейзаж, портрет, репортаж, жанровая и т.п.), которая включает в себя первый пункт целиком (как обязательный базис), но главная цель состоит в передаче чувств автора снимка, связанных с этой сценой.
Можно сформулировать по-другому:

1. Фиксирование и воспроизведение визуальных образов, где главной задачей является достоверность, чёткость, разборчивость, читаемость и т.п. этих самых образов.
Чем достовернее, чётче, разборчивее, читаемее и т.п. сделано фото, тем выше можно оценить профессионализм фотографа (в широком смысле, имея в виду и того, кто нажимал кнопку на аппарате, и того, что готовил, например, к печати, и того, кто печатал).

2. Создание и передача смыслов, не имеющих прямого отношения к визуальным образам, но через ассоциации, этими образами рождаемыми.
Чем яснее зрителем считывается (извлекается) этот смысл, чем больше этих смыслов, чем они многослойнее, тем выше можно оценить профессионализм автора.
Пункт 1, при этом, отходит на второй план, но не потому, что ему придаётся меньше значения, а потому, что он в данном случае уже не цель, а средство.
Достоверность, чёткость и т.п. порой могут быть принесены в жертву. Вот тут и проходит грань между любительством и профессионализмом: если «именно этого я и добивался» — это профессионализм, если «так получилось» — любительство. К тому ж, если жертва способствует созданию и передаче смысла, то вопросов по поводу этих жертв ни у кого и не возникает.
 

@diz@

отечеств. про
15 лет на форуме
Сообщения
4 220
Реакции
1 914
Ответ: Два основных направления

Интересное разбиение. А от индивидуального восприятия разве ничего не зависит? Кому-то Эшер — художественные образы, для кого-то (например для психиатра, который может использовать такие произведения в качестве тестирования или некой методы лечения) это только смысловая нагрузка.
Опять же настроение. То я смотрю на гистологию с точки зрения правильности цветопередачи, а иногда попадаются весьма красивые (или наоборот — неприятные) изображения, от которых у меня так или иначе меняется внутреннее состояние. И к какому виду их отнести в данном случае? Или имеется в виду только преимущественная оценка неким большинством?
 

4AlexK

Участник
Сообщения
39
Реакции
0
Ответ: Два основных направления

Имеется в виду цель которую преследовал фотограф в процессе работы над фотографией. Восприятие фотографии массами и конкретными индивидуумами- слишком сложная сфера я бы не стал в нее вдаваться- заблудимся :)
 

Shlyapa

Участник
Сообщения
4 838
Реакции
1
Ответ: Два основных направления

Любое изображение рождает те или иные ассоциации. Хочет автор этого или нет. Но одно дело, когда ассоциации, возникающие у зрителя, автором не контролируются и не ожидаются, другое дело, когда именно этих, вполне определённых ассоциаций автор и добивался. Конечно же в рассчёте на стреднестатистического представителя вполне опредлённой культуры (или субкультуры, или профессии, или возраста, или пола и т.д.) и на вполне определённый контекст.

Твоя гистология вне всякого контекста — просто мусор. Вклееная в историю болезни — данные, но ещё не информация. Тот же снимок, вывешенный в картинной галерее — образ, но ещё не смысл. И то, и другое ещё нужно извелечь, а сделать это сможет лишь готовый к этому зритель.
 

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Два основных направления

Shlyapa сказал(а):
Пункт 1, при этом, отходит на второй план, но не потому, что ему придаётся меньше значения, а потому, что он в данном случае уже не цель, а средство.
Да. Да. Конечно -- да. Согласен полностью. Именно средство.
А "Стабильность -- признак класса" -- с этим трудно спорить.
С другой стороны для передачи чувств (ассоциаций) ремеслом-то нужно владеть. Иначе посто ничего не передашь. :)
Недавно наткнулся на снимок, который произвел на меня сильнейшее впечатление: http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=812881&ref=author
А когда посмотрел прочие кадры автора -- понял: "так получилось". Хотя, с другой стороны -- полезла же она в гору зимой, зажав в зубах свой Никон: значит знала, на что идет...
 

Shlyapa

Участник
Сообщения
4 838
Реакции
1
Ответ: Два основных направления

полезла же она в гору зимой
А может быть это снято в соседнем дворе, а высокогорность лишь иллюзия?
 

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Два основных направления

Ну, как-то я не встречал таких дворов... Ну, даже если так: молодец, девка.
 

Shlyapa

Участник
Сообщения
4 838
Реакции
1
Ответ: Два основных направления

Ну, как-то я не встречал таких дворов...
В Питере — не удивительно. Аналогично где-нибудь в Комсомольске-на-Амуре или Биробиджане.
Но, например, в Хабаровске, Владивостке, Амурске, Петропавловске-Камчатском — без проблем.
 

Emigrant

Участник
Сообщения
530
Реакции
0
Ответ: Два основных направления

Alexey Shadrin сказал(а):
Хотя, с другой стороны -- полезла же она в гору зимой, зажав в зубах свой Никон: значит знала, на что идет...
Лёша, правильно-НАЙКОН!-меня лично очень ломает от НИКОН
А потом с чего ты взял, что именнo с ним ОНА полезла?? И с каким???
Это ужасно банальный снимок, как и проче её работы....

По теме:
1.Есть фотожурналистика-туда может войти и репортаж и художественная фотография то-же.
Как правило не постановочная, а сделана при реальных предметах и событиях(ну и при естественном освещении, не считая вспышки).

2.Постановочная фотография, которая может быть и фотожурналкистикой (например усаженные в десять рядов члены правительства итп маразм)

3.Студийная фотография (В простонародие ЕЁ называют художественной)-работа исключительно со светом-портрет-натюрморт, реклама

4.Любительская фотография(САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ С ПРЕТЕНЗИЕЙ НА ВСЕ ЖАНРЫ!!!)-снимать всё подряд со светом и без света в движении и статике, своих любимых и родных-отдавать в минилабы или печатать дома, ругатся на чём свет стоит на гнусное техническое качество, приставать ко всем со своим дерьмом на фотосайтах или форумах типа этого с вопросами:"КАК УЛУЧьШИТь ИЛИ КАКОЙ ПРИНТЕР ВЫБРАТ"ь"??????
 

Kot Pafnuty

12 лет на форуме
Сообщения
5 845
Реакции
6
Ответ: Два основных направления

Shlyapa сказал(а):
А может быть это снято в соседнем дворе, а высокогорность лишь иллюзия?
Там же:"условия - На горе Ай-Петри.Январь 2005г.(Южный берег Крыма) ".
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.