Ответ: Управлять светом
Psy сказал(а):
Я, хоть убейте, не понимаю, как грамотно пользоваться диафрагмой. То есть как она влияет на глубину резкости - понимаю, а вот как ей играть в сочетании с выдержкой для управления светом в кадре - не понимаю
Вот, письмо приятелю. Может пригодится Вам.
"Начнем с простого эксперимента, который нужно обязательно проделать, и не ограничиваться лишь его умственным представлением.
1. На расстоянии 30-40 см от кончика носа поставь указательный палец.
2. Сфокусируй зрение на нем. Мысленно оцени увиденную сцену: палец в резкости, задний план сильно размыт.
3. Не снимая фокусировки зрения с пальца сощурь глаза, сильно сощурь: ты увидишь, что теперь и палец и задний план стали резкими.
За счет чего это произошло? За счет того, что ты с помощью век и мимических мышц резко уменьшил просвет апертуры твоих глаз. Есть оптический закон: чем меньше апертура оптической системы, тем более удаленные друг от друга предметы будут в зоне резкости. Частично может повыситься и само качество резкости, но может и не повыситься -- это зависит от качества оптической системы. Глаз такого высокого качества, что повышать самою резкость уже некуда. Поэтому меняется (увеличивается) при уменьшении апертуры, только зона резкости. Эта зона резкости именуется "глубиной резкости". Если глубина резкости 10 см, мы говорим, что она мала. Если 2 м -- мы говорим: средняя. Если бесконечность -- бесконечная.
Глубина резкости -- это важный фактор выбора размера апертуры при съемке. И если мы хотим, чтобы эта глубина была вот такой-то в данном конкретном сюжете, то мы выбираем нужный размер апертуры. Как это сделать? Да, очень просто: берем некую первую попавшуюся апертуру и нажимаем кнопку т.н. репетитора диафрагмы, который позволяет прикрыть диафрагму объектива до выбранного значения. Смотрим при этом в видоискатель и оцениваем глубину резкости. Если недостаточно, то еще прикрываем диафрагму и снова давим кнопку репетитора, глядя при этом в видоискатель. О! Годится.
Пример:
1. Портрет: нужно, чтобы лицо человека и видимые части головы были в резкости, а фон -- наоборот, размыт, дабы не отвлекал внимание. Берем апертуру (диафрагму, "дырку" -- жаргон) 4,0 -- лицо резкое, но уши уже размыты: не годится. З-да. Уменьшаем "дырку" до 5,6 -- и лицо и уши стали резкими -- фон размыт. Отлично. Еще уменьшаем апертуру -- 6,7: и лицо, и уши в резкости, но и занавеска позади портретируемого стала проявлять свою фактуру -- нет, уже не годится, глубина резкости стала слишком большой. Откатываемся на оптимум: 5,6.
2. Ювелира:
-- "дырка" 4,0 -- о-о-о... -- в резкости только бриллиант, а само кольцо размыто. Не годится.
-- "дырка 22 -- отлично: в резкости и бриллиант и само кольцо. То, что надо.
А что же выдержка при этом? Какой она должна быть? А той, какую отработает автоматика или выдаст экспонометр при данной освещенности и при данной, выбранной "дырке" (апертуре, диафрагме), ибо такой вид съемки называется СЪЕМКОЙ С ПРИОРИТЕТОМ ДИАФРАГМЫ (АПЕРТУРЫ). Выбор дырки здесь имеет решающее -- приоритетное значение, поскольку ею мы регулируем глубину резкости. А выдержку автоматика может отработать очень длинную, подчас аж до 1 минуты. Поэтому камера должна быть только на штативе.
Да, кстати: уменьшение апертуры на жаргоне фотографов именуется "задыриванием". Запомни этот "термин", хоть он и дурацкий. "Задыривание" -- это УМЕНЬШЕНИЕ апертуры в целях повышения глубины резкости. И, как ты уже заметил -- чем выше значение диафрагмы, тем меньше просвет апертуры, тем меньше "дырка", потому что значения диафрагмы -- это отношение фокусного расстояния объектива к диаметру дырки. Чем меньше дырка, тем больше диафрагменное число соответственно.
* * *
Далее: спорт. Хрен с ней с глубиной резкости (глубиной!!!, но не самоей резкостью) -- главное, чтобы не было смазки у ног гимнастки. Здесь, чем короче выдержка, то есть время открытия затвора, тем лучше. Какая выдержка нам подойдет? Да, чем короче, тем лучше. Для спорта оптимальные выдержки лежат в диапазоне 1/500-1/2000 сек. А какой при этом будет диафрагма? А той, что отработает автоматика или выдаст экспонометр при данной освещенности. Но нас это не очень волнует, ибо снимаем мы с ПРИОРИТЕТОМ ВЫДЕРЖКИ, поскольку ее короткость имеет решающее значение и обеспечивает нам отсутствие смазки движущихся объектов.
* * *
Вот тебе вкратце и крайне примитивно ответ на вопрос "с каким приоритетом снимать?". Прежде чем выбрать приоритет разберись, что важно: глубина резкости или отсутствие смазки в движущемся объекте. Если объект статичен -- то без вариантов: приоритет диафрагмы. Если объект движется: вопрос усложняется, так как нужен компромисс между глубиной и смазкой. Этот вопрос решаем только опытным путем. Но опыт ты теперь легко наберешь, экспериментируя с глубиной и смазкой.
* * *
Как экспонометр (автоэкспозиция) отрабатывает выдержку или диафрагму? На что ориентируется? И зачем нужна выдержка и диафрагма вообще? Экспозамер ориентируется на световую энергию в сцене и чувствительность пленки. Ну, со световой энергией (освещенностью) всё понятно, а вот чувствительность пленки (матрицы) -- это вопрос. Что такое чувствительность? Чувствительность фотоматериала (матрицы) -- это количество световой энергии, необходимое для обеспечения почернения фотоматериала до любимых 18% отражения, то есть до L=50. Поскольку количество световой энергии, попавшей на фотоматериал, зависит не только от просвета апертуры, но еще и от времени экспонирования, используют не величину Y (из системы XYZ -- сd/m2), а некие условные единицы ASA. Существует несколько градаций чувствительности: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 ASA. Если чувствительность материала равна 200ASA, то это означает, что такому материалу для почернения до L=50 нужно вдвое меньше света, чем материалу с чувствительностью 100ASA и в четыре раза меньше света, чем при 50ASA. То есть, мы говорим, что чувствительность пленки в четыре раза выше. И это означает, что при неизменной освещенности сцены выдержка для данной пленки (матрицы) должна быть в четыре раза короче, чем для 50ASA и в два раза короче, чем для 100ASA. ИЛИ ЖЕ: диафрагма должна быть в четыре раза меньше, чем для 50 или в два раза меньше, чем для 100.
Поэтому, когда снимают с приоритетом диафрагмы и объекты статичны -- стараются выбирать низкочувствительную пленку, а когда снимают спорт -- высокочувствительную. Если мы берем высокочувствительную пленку для съемки спорта, то мы убиваем двух зайцев: скажем, при выдержке 1/1000 сек при данной освещенности сцены нет ни смазки (выдержка короткая), и диафрагма потребуется меньшей, чем если бы пленка была низкочувствительной, а, следовательно, второй убитый заяц -- бОльшая глубина резкости, чем на низкочувствительной пленке.
Тогда встает законный вопрос: а почему же статические объекты не рекомендуется снимать на высокочувствительную пленку, если выдержка тут не имеет значения? Ответ: есть неприятный закон -- чем выше чувствительность пленки (матрицы), тем ниже качество: шумы -- либо зерно, либо математический шум. Для спорта это не столь критично, а для пейзажа или ювелирки?
Вот, вкратце."