Адаптация при двуцветном освещении?

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

AndreyVorobyov сказал(а):
в такой резкой форме
Это не моя форма, это гипотеза von Kries, ей больше 100 лет. За это время её тестировали сотни раз, в т.ч. и на этом форуме неоднократно обсуждали. Отличная гипотеза, за это время найдены и физиологические механизмы, и разработаны модели, и даже реализации практические. Посмотрите на HDR tone&color mapping, iCAM illuminant adaptation — везде применяются локальные алгоритмы адаптации.
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

sabos сказал(а):
Ключевое понятие для решения этого вопроса — принцип локальной адаптации. Адаптация по-белому локальна. Поэтому с сцене выделяют (по высоким светам) объекты-осветители -> вычисляют их ЦТ -> рассчитывают коэффициенты von Kries -> строят карту неполноты адаптации (чем ближе к осветителю, тем полнее адаптация) -> делают расчет. Кстати, здесь важно также то, что если сами осветители попали в кадр, то их обесцвечивать полностью нельзя, их отдельной маской выделяют.

Sabos (извините, не знаю, как Вас в миру зовут), приведенное Вами решение -- это решение не той задачи. На 100% следуя за гипотезой локальной адаптацией, мы просто сравняем, вычистим различия в цв.температурах источников. В моем примере результат будет таков, как будто оба источника были по цвету совершенно одинаковы. Я совершенно не желаю этого для портрета на закате!
Наличие источников света в кадре совершенно не обязательно, я могу любезно сообщить их цвет или даже спектр той хитрой софтине, только она выдаст мне портрет при "D50 со всех сторон".
Кроме того, описанная процедура никак не отвечает на вопрос, что в двуцветном освещении есть адаптирующий цвет, она просто приняла за адаптирующий тот "мощный рассеянный свет с ЦТ1", против чего в описанном Вами примере тудно возражать, ибо он явно превалирующий.

Описанная процедура, есть, вероятно, идеальное оружие для тех случаев, когда надо избавиться от цветовых сдвигов, вызванных разным цветом источников, когда они по смыслу снимка есть паразитные color cast. Напр. та же колбаса в витрине с подсветкой, отличающейся по спектру от общего света в магазине.

Но желания могут быть и совсем другие. Напр. можно сознательно хотеть осветить натюрморт оранжеватым светом с одной стороны и голубоватым с другой и _сохранить_ это цв. различие на снимке. Вопрос в том, допускают ли такие сцены характеризацию, и если да, то как ее делать.

Т.е. однозначно правильного решения нет, ответ должен зависить от цели.
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

Алексей, вопрос Вам: а правильно ли я вообще понимаю связь адаптирующего освещения и процедуры характеризации сцены хотя бы для одноцветного освещения? -- правильно ли, что цель характеризации сцены -- получить такой файл, который наилучшим образом воспроизводит цвета в исходной сцене какими они видились, а раз их реальное видение (восприятие) происходило в рамках какой-то адаптации, то мы то единственное одноцветное освещение отождествляем с адаптирующим?

(Предполагаем, что устройство захвата удовлетворяет критерию Лютера-Айвса и что условия просмотра файла подходящие, -- незачем отягощать топик еще этими нюансами).

Т.е. если этого тождества вдруг нет, вопрос мне надо было формулировать несколько не так, не про адаптацию, а просто спектр какого освещения измерять...
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

Еще информация к размышлению; на тему классификации возможных желаний ;]

Пусть мы делаем не один кадр, а несколько, причем обходя сцену, т.е. с разных ракурсов. А еще лучше -- снимаем кино, и камера плавно движется вокруг нашего двуцветно-освещенного натюрморта. И пусть в процессе этого движения, мы напоролись на ракурс, в котором видны только те части натюрморта, которые освещены только теплым светом T1. Если характеризовать такой кадр отдельно, то теплый оттенок совершенно исчезнет. Но мы не можем допустить скачков (или вообще заметного изменения) цветового баланса в пределах серии снимков и уж тем более в киношной панораме. Т.е. характеризация в обычном смысле тут неприменима. Или же надо вводить понятие какой-то "обобщенной", "многоракурсной" характеризации: такое описание сцены, от которого наменьшим образом тошнило бы и при съемке с разных сторон.

Явно напрашивается аналогия с определением экспозиции в кино: найти такую, которая будет применима с разных ракурсов, но которая останется неизменной при непрерывном движении кадра. Понятно также, что это не всегда возможно.

Что дадут в этой задаче высказанные выше 3 подхода:

1) следование гипотезе локальной адаптации будет давать
либо полную ликвидацию двуцветности освещения, если мы как-то определились в выборе одного "главного" освещения, одного для всей сцены;
либо плавание цв.баланса от одного ракурса к другому, если главное освещение определяется как превалирующее на каждом данном кадре.
Продолжая аналогию с экспозицией в ч-б кино, такой метод привел бы к локальным burn-dodge, причем разным на разных ракурсах.

2) с усреднением (хоть при замерах освещения, хоть в пост-процессинге) не всё определенно, результат будет зависеть от нашего образа действия: будем ли мы применять алгоритм усреднения к каждому кадру по отдельности, базируясь на его содержании, или выполним один только раз для всей многоракурсной съемки.

3) наиболее неубиваемым здесь выглядит предложение Алексея ориентироваться на некоторый среднебольничный канонический D50 просто потому, что он один и не зависит ни от содержимого сцены, ни от ее освещения. Впрочем, может быть, это не обязательно D50? -- Ибо использование именно известного канонического осветителя неудержимо ведет к заповеди "Не имей ни спектрофотометра, ни ноутбука на фотосессии своей!" ;)
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

Всем привет.
AndreyVorobyov сказал(а):
Вопрос в том, допускают ли такие сцены характеризацию, и если да, то как ее делать.
Характеризуем мы ведь не сцену, а устройство ввода. Т.е., наверное, вопрос должен звучать так: можем ли мы характеризовать ЦФК для оцифровки таких сцен?

Ответ: Нет. CMS, который мы применяем, годится только для плоских, равномерно освещенных оригиналов, т.е. для репродукции, поскольку предполагает нормирование по освещению. Реальная сцена не является ни плоской, ни равномерно освещенной, т.к. всегда есть, как минимум какой-то рельеф, а свет в сцене всегда будет неравномерный за счет теней и рефлексов, не говоря уже о множественности источников и прочем.

Конечно, можно построить профайл обычным способом, а потом подкрутить его с помощью той или иной «веревочной петли и палки», до получения приемлемого результата, но к CMS это уже будет иметь слабое отношение.

В репродукции стандартный метод работает прекрасно, а в остальной фотографии – не работает.
С уважением, Андрей Френкель.

AndreyVorobyov сказал(а):
"Не имей ни спектрофотометра, ни ноутбука на фотосессии своей!"
Вовсе нет! Здесь старая добрая заповедь: "думать надо всегда!"
Посмотреть на калиброванном ноутбуке что получается - почему плохо? Замерить спектрофотометром некоторые принципиально важные участки - вполне возможно. А вот безудмно применять CMS лучше не надо. :) Придется корректировать по ощущениям - другого пути пока нет.
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

Однако же Алексей как раз и занялся характеризацией исходных сцен:) Если это ускоряет дальнейшую обработку - почему нет?

Вот совершенно практический вопрос: есть 15 (5х3) кадров для склейки утреннего пейзажа, на левом нижнем имеем 4400 К, на правом верхнем - 6400К (по данным as shot в ACR, RPP не мыслит этими категориями, потому оставим его пока в покое), не считая разницы по tint. Где талию будем делать? Сейчас вопрос решается чисто интуитивно: останавливаюсь примерно на чем-то среднем (или сдвиг в какую либо сторону - по визуальному восприятию). Результат радует не всегда, иногда хочется по-теплее в одном углу и по-холоднее в другом.
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

Dresden сказал(а):
Сейчас вопрос решается чисто интуитивно: останавливаюсь примерно на чем-то среднем (или сдвиг в какую либо сторону - по визуальному восприятию). Результат радует не всегда, иногда хочется по-теплее в одном углу и по-холоднее в другом.
Тренируйте интуицию :), другого инструмента пока нет, для того варианта о котором Вы говорите, по крайней мере. В некоторых простых случаях (например, мелкая предметная съемка) построенный и отредактированный на глазок профайл сильно помогает, но вот в пейзажах и интерьерах - все очень плохо. У меня плохо.
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

Andrey Frenkel сказал(а):
вот в пейзажах и интерьерах - все очень плохо. У меня плохо.
Андрей, а что именно плохо?
По правде говоря, я не особенно сомневался, что если усреднять замеры, как предлагал DimB, то результат должен получаться разумный.
Поэтому очень интересно, что и как плохо?
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

А возможно ли вообще цветовосприятие без какой-либо адаптации?
Или какая-то все равно всегда есть?
 
Ответ: Адаптация при двуцветном освещении?

AndreyVorobyov сказал(а):
А возможно ли вообще цветовосприятие без какой-либо адаптации?
Или какая-то все равно всегда есть?
До болевого порога какая-то адаптация есть всегда, даже в полной темноте.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.