Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Eremeev

Участник
Топикстартер
Сообщения
69
Реакции
0
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Alexey Shadrin сказал(а):
Вообще интересно засунуть референс той же DC Color Checker в программу ColorThink, получить облачко точек и сравнить его с Adobe RGB. Может, выяснится, что и проблема-то дутая...
Все спектральные демо-референсы лежат в директории Reference Files/Scanner.

Спасибо вам за соображения.
 

Vadim_PDF

15 лет на форуме
Сообщения
1 648
Реакции
237
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Eremeev сказал(а):
Зачем мне пространство, значительную часть которого нет в природе и мои глаза не видят, а мой принтер и монитор не могут ни напечатать, ни показать? Про типографию я вообще молчу.
глаза (среднестатистического здорового человека) должны охватывать весь Lab, на чем собственно Lab и стоит.
Что до отклонений на крайних областях по осям a и b - то интерестно было бы узнать - какие отклонения были зафиксированы в большую или меньшую стороны.
 

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Vadim_PDF сказал(а):
глаза (среднестатистического здорового человека) должны охватывать весь Lab
Нет. HVS (human visual space) помещается в lab, но занимает в lab лишь часть. Точнее, в lab, нормированный -127+127 по ab-осям, помещается 97% HVS.

Немного математики. Цветовые охваты анализируют объемами. Их (как и любые другие объемы) считают в кубах. Для lab-пространства логично, что считают в кубических dE. Итак, HVS имеет объем 2452500 dE^3. Lab (-127+127) способен закодировать 97% от HVS, т.е. 2381085 dE^3. Т.к. объем Lab-пространства равен 255*255*100=6502500, то эффективность lab-кодирования всего 35% - т.е. lab крайне неэффективно кодирует HVS.

По поводу взаимного сравнения охватов. Достойный принтер дает ~ 700 тыс. dE^3 (28% HVS). AdobeRGB ~ 1208 тыс dE^3 (50% HVS). sRGB ~ 830 тыс. dE^3 (35% HVS). Цифрокамера ~ 750 тыс. dE^3 (30% HVS). Конечно, все они пересекаются частично, но их всех объединяет 100% эффективность кодирования. Каждое число соответствует уникальному стимулу. Такие абстракции, как Wide Gamut RGB, ProPhoto имеют меньшую эффективность кодирования. Откуда следствие - как и в lab, 8-bit там опасно.
 

Vadim_PDF

15 лет на форуме
Сообщения
1 648
Реакции
237
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Можно поподробнее? Мы говорим о CIE Lab?
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Vadim_PDF сказал(а):
глаза (среднестатистического здорового человека) должны охватывать весь Lab, на чем собственно Lab и стоит.
Глубочайшее заблуждение:
-- во-первых, не "глаза", а зрение.
-- во-вторых, CIE L*a*b* создавался как система спецификации цветовых отличий и впоследствии был лишь приспособлен к CMS;
-- во-третьих, как верно заметил Саша, HVS занимает лишь часть СIE L*a*b*-пространства (см. аттач).
 

Вложения

  • HVS.jpg
    HVS.jpg
    88 КБ · Просм.: 761

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Eremeev сказал(а):
Это тот самый случай, когда говорят «Не верьте глазам своим!». Дело в том, что у в RAW большинства камер «вмонтирована» превьюшка в JPG.
Понятно, спасибо. Но сути дела это не меняет -- даже если мы извернемся и построим профайл камеры по RAW-данным, толку от этого очень мало.
Да, кстати, спасибо за референс. Adobe RGB кроет его "как бык овцу" (см. аттач).
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    54.1 КБ · Просм.: 1 003
  • 2.jpg
    2.jpg
    60 КБ · Просм.: 1 063

sabos

Участник
Сообщения
1 909
Реакции
285
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Мы говорим о CIE XYZ, CIE xyY, CIE Lab, CIE LCH и т.п. Фигура HVS очень сложна геометрически (эта форма имеет меткое название horse-shoe-shaped cone), и затолкать её в куб, сферу, пирамиду и другие простые фигуры очень сложно. Проще пожертвовать эффективностью кодирования. Как и поступают современные CMS.
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

sabos сказал(а):
Как и поступают современные CMS.
Совершенно верно, например, так: http://www.color.org/ICCSpecRevision_22_02_05_PRMG.pdf
Как частный случай, конечно (в контексте "предметных стимулов").
Кстати, возьмет кто на себя труд превратить табличку в текстовый L*a*b*-референс (или "опять Косой"?), чтобы мы могли полюбоваться этой фигурой. В качестве вознаграждения: приз зрительских симпатий :)
 

Vadim_PDF

15 лет на форуме
Сообщения
1 648
Реакции
237
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Кажется немного разбираюсь, однако могу сказать, что во первых немеряно ссылок, где четко и конкретно говорится - "Модель Lab является трехканальной. Ее цветовой охват чрезвычайно широк и соответствует видимому цветовому охвату для стандартного наблюдателя" http://www.adobeps.ru/index.php?page=article/model_lab.php
Ну да пусть все остается на их совести.
Однако смущает меня и Photoshop - который с легкостью позволяет ввести в режиме Lab значения 0/127/127 причем конкретно показывает изменения между 0/+127/+127 и 0/+60/+60. Я понимаю что он ужимает это "что-то" (цветом я назвать эти введенный данные немогу) в пространство монитора, но по какому алгоритму?
Чет я уже совсем запутался...
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Ну, вот этого я и боялся.
На форуме давно умолкли разговоры на эту тему, а зря.
Кажется немного разбираюсь, однако могу сказать, что во первых немеряно ссылок, где четко и конкретно говорится - "Модель Lab является трехканальной. Ее цветовой охват чрезвычайно широк и соответствует видимому цветовому охвату для стандартного наблюдателя" http://www.adobeps.ru/index.php?page=article/model_lab.php
Да, мало ли, кто какой херни понапишет! (особливо Маргулис)
Доверяйте только специалистам (Хант, Фершильд, Бернс, Найятани K°). К сожалению, "классики" (Райт, Джадд, Эванс и пр.) не сильны в обсуждаемом вопросе, потому как в то время еще не было четких психофизических данных -- они лишь нарабатывались.
Однако смущает меня и Photoshop - который с легкостью позволяет ввести в режиме Lab значения 0/127/127 причем конкретно показывает изменения между 0/+127/+127 и 0/+60/+60.
А это моя давнишняя претензия к Adobe Systems: не фиг морочить людЯм голову фантомными цифирями. Вот, и Вам заморочили...
* * *
Тему переношу в "Колориметрию" -- серьезный разговор пошел.
 

Vadim_PDF

15 лет на форуме
Сообщения
1 648
Реакции
237
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Alexey Shadrin сказал(а):
А это моя давнишняя претензия к Adobe Systems: не фиг морочить людЯм голову фантомными цифирями. Вот, и Вам заморочили...

Не по теме:
Если брать глобально, то это скорее на диверсию похоже...
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Vadim_PDF сказал(а):
Если брать глобально, то это скорее на диверсию похоже...
А по мне так обычное раздолбайство. А может, они не хотят морочить лишний раз голову пользователям. Хотя я бы на их месте при попытке пользователя набрать, скажем L2 a120 b110, выдавал бы надпись "Unreal numbers!".
 

atutubalin

12 лет на форуме
Сообщения
411
Реакции
37
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Alexey Shadrin сказал(а):
Тем же путем идет и RAW-конвертор -- он выполняет матрицирование из RAW-данных в данные выбранного абстрактного телеприемника. Дергая ползунки RAW-конвертора, мы попросту меняем коэффициенты матрицы по некоему, предлагаемому (а, вернее, навязанному) нам алгоритму.

Алексей, тут есть несколько моментов
а) очень сложно говорить про все конверторы. Прикрутить работу с LUT-профилями к той же dcraw - не такая и проблема. Как я понимаю, ряд конверторов так и устроен и вполне способен воспринять LUT-профиль как "описание камеры" (C1 Pro, например)

б) в силу высокой линейности ЦФК, нелинейные LUT-профили не очень нужны, матричных достаточно. При этом, с матричными профилями упрощается такая (отсутствующая в нормальном фотопроцессе) операция, как баланс белого и можно это делать одной операцией (повернуть матрицу профиля - просто,
пересчитать LUT-ы - удавиться)
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

atutubalin сказал(а):
б) в силу высокой линейности ЦФК, нелинейные LUT-профили не очень нужны, матричных достаточно.
Ох, Алексей, какая это иллюзия! Одной линейности недостаточно для счастья: с матрицированием, ой, как все непросто. Если бы все было просто, никто бы не стал заморачиваться и писать программы LUT-характеризации ЦФК.
Когда мы опубликуем Ханта (надеюсь, это произойдет весной-летом 2008 г.), то у нас будет возможность познакомиться с большей частью сложностей, возникающих при матрицировании для ЦФК. Если нужно побыстрее, то готов прислать Вам черновик перевода вплоть до 21 главы включительно (из 37 глав полного текста).
 

atutubalin

12 лет на форуме
Сообщения
411
Реакции
37
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Alexey Shadrin сказал(а):
Ох, Алексей, какая это иллюзия! Одной линейности недостаточно для счастья: с матрицированием, ой, как все непросто. Если бы все было просто, никто бы не стал заморачиваться и писать программы LUT-характеризации ЦФК.
Пишут - потому что покупают :).
Потом, при работе с фиксированным светом (в студии) описать все (вообще все) преобразование профилем - во многих смыслах проще. И custom-профили много кто понимает (у Адоба, как водится, свой путь).

А вот при переменном (=естественном) свете все сложнее.

Ханта - с удовольствием почитаю. E-mail не изменился.
 

atutubalin

12 лет на форуме
Сообщения
411
Реакции
37
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Alexey Shadrin сказал(а):
Да, мало ли, кто какой херни понапишет! (особливо Маргулис)

Не обижайте Маргулиса зазря.

Он в книжке про Lab-коррекцию вполне точно пишет что в Lab есть "невозможные " цвета, что фотошоп их как-то впихивает в destination profile (без конкретики впихивания), что это округление имеет свои особенности и про них нужно помнить, приводит вполне разумные примеры и прочая.
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

atutubalin сказал(а):
Не обижайте Маргулиса зазря.
Он в книжке про Lab-коррекцию <...>
Этой книги я не видел. Но то, что он натворил в предыдущей, не лезет ни в какие ворота. Однако мне приводили цитаты и из новой, в частности такие перлы как рекомендация "тем, кому очень надо" перевести 8-битное изображение в 16-битное. То есть, он как не понимал смысла 16-битного кодирования, так и не понимает по-прежнему. Впрочем оставим этот вопрос во избежание... :)
 

atutubalin

12 лет на форуме
Сообщения
411
Реакции
37
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

Alexey Shadrin сказал(а):
Этой книги я не видел. Но то, что он натворил в предыдущей, не лезет ни в какие ворота. Однако мне приводили цитаты и из новой, в частности такие перлы как рекомендация "тем, кому очень надо" перевести 8-битное изображение в 16-битное. То есть, он как не понимал смысла 16-битного кодирования, так и не понимает по-прежнему.

С точки зрения того, что мы тут обсуждаем - профилирование, цветовые охваты, точность цветопередачи - Маргулис абсолютный еретик. Идея, огрубляю для примера, сделать красный канал смешением синего и L - с точки зрения цветовых теорий крамольна и обсуждаться не должна.

С другой стороны, почерпнутыми у него примерами и приемами я с удовольствием пользуюсь.

Что же касается 8 и 16 бит. Он отрицает 16 бит, вы отрицаете 32 бита :)

Спасибо за Ханта, буду читать.
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

atutubalin сказал(а):
вы отрицаете 32 бита :)
Как? Первый раз слышу... Или Вы имеете в виду HDRi? Я не отрицаю последний: я лишь говорю о разумном его применении. Кстати, хочу разразиться статьей на сей счет.
 

Alexey Shadrin

Участник
Сообщения
9 260
Реакции
1 190
Ответ: Цветовой охват цифрового фотоаппарата и принтера

atutubalin сказал(а):
С другой стороны, почерпнутыми у него примерами и приемами я с удовольствием пользуюсь.
Леша, мы уже много раз говорили о том, в чем смысл всей этой канальной эквелибристики:
1. Задача: получить из дерьма конфету. Что есть "дерьмо"? Изображение, в котором недостаточно визуальной информации или она сильно искажена.
2. Человеческая зрительная память очень плоха.
3. На основании п. 2 с помощью перекидки по каналам мы "досочиняем" недостающую информацию, имитируем "цвет", деталировку, и пр. Потому как верно пишут "отцы", что мы сверяемся не с реальным объектом, а с нашим ментальным представлением о том, какими должны быть те или иные объекты.

Способами "досочиняния" информации Маргулис владеет виртуозно (в частности поэтому он обрел такую популярность в полиграфии, где оригиналы в 95% случаев полное фуфло). И, конечно, его приемами можно и нужно пользоваться, ежели в том есть необходимость. НО! С трезвым понимаем того, что происходит.
Вместе с тем, если в наших руках нормально экспонированный и хорошо отсканированный слайд или хорошая "цифра", надобности в приемах Маргулиса я не вижу.

Алексей, во избежание беды и скандала прошу Вас более не касаться Маргулиса в public-е и перенести разговор в приват.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.