Ответ: Деревенские зарисовки
Продолжу мысль. Я думаю, что все эти принципы композиционные имеют право на жизнь, потому что они основаны на психологии и физиологии восприятия, равно также как и наше стремление к красоте во всем. Пример с древними критскими статуями приводила уже здесь на форуме. Пуантилисты ведь также выработали свой метод — на основе восприятия и различения на разных расстояних обектов человеческим глазом. Вот смотрите, из записок Делакруа:
а) «Многие художники избегают заметных мазков, очевидно думая этим приблизиться к природе. Но мазок есть одно из средств, с помощью которых художник выражает свои мысли. Без сомнения, живопись может быть прекрасна и без заметных мазков, но смешно думать, что так можно приблизиться к эффекту натуры; это так же нелепо, как если бы стали делать на картине настоящие окрашенные рельефы, потому что в природе тела имеют выпуклые формы.
На расстоянии, требуемом размерами картины, фактура неоимпрессионистов не будет мешать, мазки исчезнут и будет чувствоваться только свет и гармония. Быть может, зритель лучше поймет и оценит картину, написанную раздельными мазками, если, по совету Делакруа, будет рассматривать живопись с какого-то расстояния:
"Все в конце концов зависит... от того расстояния, с которого смотрят картину. На известном расстоянии мазки сливаются в одно целое, давая живописи тот акцент, которого не может дать смешение красок».
б) «Только время, сглаживая первые и последние мазки, придает произведению окончательную цельность...Тот, кто указывает на отсутствие мазков в некоторых картинах великих мастеров, не должен забывать о том, что мазки уничтожило время».
в) «Влияние главных линий в композиции огромно..Прекрасная аранжировка линий и красок - то есть арабеска. Первое во всяком предмете, что нужно уловить и передать рисунком,- это контраст главных линий....Удивительное равновесие линий у Рафаэля.
Одна линия не имеет никакого значения; нужна другая, чтобы дать ей выражение. Великий закон: одна нота в музыке. Если в композицию, и без того уже интересную своим сюжетом, вы внесете расположение линий, которое усиливает впечатление, светотень, захватывающую воображение, и колорит, соответствующий характеру картины,- то все части гармонии сольются в одну песнь.
Прямая линия не встречается в природе. В природе нет параллельных линий ни прямых, ни кривых. Есть линии-уроды: прямая, правильно волнообразная и особенно две параллельных».
г) «Замысел, становящийся композицией, нуждается в свойственной ему красочной сфере. В какой-то части картины существует тот ключевой тон, который подчиняет себе другие тона. Все знают, что желтый, оранжевый и красный вдохновляют и выражают идеи радости, богатства, славы и любви».
Перебив при посредстве этих могучих красок - желтой, оранжевой, красной, пурпурной, синей, зеленой и желто-зеленой - монотонность многочисленных, но тусклых красок, бывших в ходу до него, Делакруа создает романтическую палитру, одновременно глухую и бурную. Эти чистые и цельные краски позднее составят упрощенную палитру импрессионистов и неоимпрессионистов. Продолжая наблюдать игру цветов, он приходит к новым успехам- к употреблению оптической смеси и к отрицанию всякой плоской окраски. Как только он сделал несколько выводов для себя с тех пор он уже не покрывает свои полотна однотонным цветом: он заставляет цвет вибрировать, накладывая сверху мазки очень близкого оттенка. Например, на красный цвет будут положены мазки того же самого красного, но более светлого или более темного тона, или это будут мазки другого красного цвета, немного теплее - более оранжевые, или немного холоднее - более фиолетовые.
Оживив цвет вибрацией и переходом тонов, он теперь создает соседством двух цветов третий цвет - следствие их оптической смеси. Самые его редкостные красочные сочетания созданы этим остроумным способом, а не смешением красок на палитре. Если он изменяет какой-нибудь цвет, ослабляет или усиливает, он не грязнит его, смешивая с другим, ему противоположным цветом: он кладет поверх него легкие штрихи, которые изменяют оттенок цвета, не нарушая его чистоты.
Делакруа знал, что дополнительные цвета усиливают друг друга, если они положены рядом, и уничтожают друг друга, если они смешаны; если он желает яркости, он достигает ее контрастом цветов, а посредством оптической смеси он достигает оттенков серых, но не грязных, а таких тонких и блестящих, какие невозможно получить самым тщательным растиранием на палитре.
Сопоставлением близких или противоположных элементов, разнообразя их пропорцию или их силу, он создает бесконечный ряд новых ярких или нежных оттенков и тонов.
д) «Тонкость и светоносность живописи на белой бумаге, несомненно, достигаются тем, что сквозь краски просвечивает белизна бумаги. Возможно, что первые венецианцы писали на очень белой поверхности».
Что делают неоимпрессионисты? По учению Делакруа они отвергают золотые рамы, кричащий блеск которых нарушает или уничтожает гармонию картины. Они употребляют главным образом белые рамы, которые служат превосходным переходом от живописи к фону стены и усиливают насыщенность красок, не нарушая их гармонию.
Неоимпрессионисты совершенно отвергают всякую смесь на палитре, за исключением, понятно, смеси красок, близлежащих на хроматическом диске. Эти краски, переходящие одна в другую я осветленные примесью белил, дают разнообразие оттенков солнечного спектра и всех его тонов. Оранжевый, смешанный с желтый или с красным, фиолетовый, переходящий в красный или в синий, зеленый, переходящий от синего к желтому, и белила - никакими другими элементами неоимпрессиоиисты не пользуются. Но оптической смесью этих красок, взятых в разных пропорциях, они достигают бесконечного количества оттенков, начиная от самых сильных до самых светлых. Они не только изгнали со своих палитр всякую смесь, уничтожающую цвет, но остерегаются замутить свои краски смешением противоположных элементов на полотне. Каждый мазок, взятый чистым с палитры, остается таким же и на холсте. Раздельный мазок неоимпрессионистов - это тот же прием, что штрихи Делакруа и запятые импрессионистов. Все эти три фактуры имеют общую цель: дать цвету наибольшую светоносность, создавая окрашенный свет оптической смесью положенных рядом пигментов.