Формула цветовых отличий для сильно отличающихся цветов

andreyLv

Участник
Топикстартер
Сообщения
2
Реакции
0
Здравствуйте.
Я занимаюсь авиационными дисплеями. Вот какой вопрос меня мучает. Какие существуют критерии дифференциации цветов для мониторов (и вообще самосветящихся средств отображения информации). Т.е. вопрос именно в надежном и безошибочном РАЗЛИЧЕНИИ двух цветов (а то к примеру нарисуют желто-зеленый символ и в другом углу салатовый RGB (0/255/0), а цвета хоть и отличаются, но с трудом, особенно в условиях дефицита времени).

Пока я нашел ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007 (и в 9241-303 то же) и в нем в прил.А есть хорошая методика - расчет ΔE*uv (по сути расстояния между цветами в МКО 76 L*u*v) и приведен критерий - мол два цвета должны быть не ближе 20 ед. Вроде бы как раз то что мне нужно, но ...
1. Получаемые результаты как-то настораживают. (например ΔE*uv Синий-Черный больше чем для Белого-Черного, а мне кажется что наоборот.) Хотя может просто кажется мне так. Ощущение что нужно туда к яркости веса побольше добавить.
2. Существует большое количество формул, которые хорошо годятся для полиграфии, например DE2000 и т.п. Но для меня не ясно - могу ли я использовать их в своей области (с большими отличиями там как?).
3. В самолете критерий ΔE*uv > 20 конечно никто не проверял.

Так что прошу поделиться информацией и мыслями по поводу того какие критерии следует использовать и какие формулы
 

mihas

15 лет на форуме
Сообщения
4 860
Реакции
2 872
С большими отличиями во всех дельтах неплохо. Наиболее ортогональная модель Lab, поэтому чаще дельты привязывают к ней. Тем не менее, наибольшая равноконтрастность на сегодня и это общепризнанное обстоятельство в пространстве dE2000 на основе Lab. То есть именно в dE2000 у вас будет визуальное наибольшее равенство между приведенными примерами разниц синий-черный и белый черный при равенстве дельты 2000. В dE2000 попытались учесть разные феномены человеческого зрения с помощью километровых функций и это им неплохо удалось.
Luv точно не ортогонален и уже это делает вычисление дельты в нем достаточно рискованным:
CIE_1976_UCS.png
 
Последнее редактирование:
  • Спасибо
Реакции: andreyLv

Flame

Unregistered user
20 лет на форуме
Сообщения
1 323
Реакции
58
Дополню ответ Михаила полезной ссылкой: http://www2.ece.rochester.edu/~gsharma/ciede2000/ciede2000noteCRNA.pdf

Также есть некоторые мысли по теме в книге Human-Computer Interaction: Theory and Practice (edited by Julie A. Jacko, Constantine Stephanidis) стр 733-737 (доступны в гугл букс). Большинство "популярных" гайдов по различимости цвета в интерфейсе (типа Colors and User Experience: Revision #3 - Infragistics Community) ссылаются на работы Нильсена, поэтому воспринимать их надо с осторожностью. И на закуску, на поиграться - есть вот такая штука - Top seven free color contrast checkers & analyzers - Axess Lab
 
  • Спасибо
Реакции: andreyLv и mihas

andreyLv

Участник
Топикстартер
Сообщения
2
Реакции
0
В dE2000 попытались учесть разные феномены человеческого зрения с помощью километровых функций и это им неплохо удалось.
Спасибо. Жаль что критериев оценки пока не нахожу подходящих (да и специфика очень большая, они вообще для авиации вряд ли разрабатывались)

ссылаются на работы Нильсена
Во первых спасибо за литературу, буду переводить. А во-вторых, Вы меня заставили задуматься. Глупо себя чувствую. Что Вы имеете ввиду по поводу Нильсена?

Это тот самый Якоб Нильсен который 10 эвристик юзабилити придумал. Но это немножко иная история мягко говоря. Не очень понимаю что авторы упомянутого вами гайда имеют ввиду, когда на него ссылаются? И что Вы имеете ввиду когда пишите "с осторожностью".
 

Flame

Unregistered user
20 лет на форуме
Сообщения
1 323
Реакции
58
Да, того самого. Я не нашел оригинала работы, но, судя по ссылкам, он на заре своей карьеры кроме Usability проводил эксперименты по читаемости и различимости для разных цветовых сочетаний.
 
  • Спасибо
Реакции: mihas