Индексы CRI, CII, MI

  • Автор темы Автор темы Samsonov
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
я даже самого себя не могу убедить в том, что низкий CRI ведёт к серьёзным отклонениям в цветопередаче.
Ведет, и к серьезным. Визуально лучше всего оценивать лампу по оттиску "на подоконнике". При низком CRI разница между лампой и дневным светом может быть весьма заметна.
Samsonov сказал(а):
Что же я делаю не так? Или это в принципе нельзя проиллюстрировать?
Отчего же. В аттаче оценка осветителя с помощью Measure Tool (Gretag). CII (dE) >7 - очень заметное отличие. Рядом я впопыхах набросал алгоритм расчета в excel - попробуйте оценить свою цветопередачу там. Моделировать свет может также i1Share (Gretag).
 

Вложения

  • ColorInconstancyMT.png
    ColorInconstancyMT.png
    7.8 КБ · Просм.: 920
  • ColorConstancy.rar
    ColorConstancy.rar
    8 КБ · Просм.: 286
  • Спасибо
Реакции: mihas
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

sabos сказал(а):
CII (dE) > 7 — очень заметное отличие.
Видимо, в этом вся проблема: у нас разные понятия о «заметности» отличий. Нет, я не говорю, что не вижу отличий между цветами на вашем рисунке — я же не слепой, в конце концов. Но мне трудно назвать это существенным отличием, из-за которого хотелось бы рвать на себе волосы, выкидывать лампу и менять на высококачественную. Величинами существенными, с моей точки зрения, являются отклонения начиная с 20 dE76, да и то не всякие, а лучше 30–40 dE. '%)'

Потом, основным критерием «неприемлемой „цветопередачи“» в моём понимании является смена цветового тона. Если зелёный стал жёлтым — это заметно. Если потускнел — тоже плохо, но в гораздо меньшей степени. Если только светлота меняется в небольших пределах, на это даже не обращаешь внимания.

Ведет, и к серьезным.
Вы отрезали ключевую часть фразы: «Глядя на экранную имитацию…» — дело именно в экранной иллюстрации данного эффекта. В реальной жизни существование эффекта не вызывает сомнений, хотя бы на том же примере с джинсами.

Alexey Shadrin сказал(а):
Не забывайте, что в экранную визуализацию вмешивается chad, который может сильно «попортить прическу», поскольку не рассчитан на эксперименты, но на адекватное отображение при разных адаптирующих стимулах.
Ну а как же (цитирую ваш перевод Ханта) «стимул, который при эталонном освещении вызывает такое же зрительное ощущение, что и стимул, создаваемый при освещении тестовом»? Судя по тому, что говорит sabos, всё получается примерно так, как и должно быть, — просто мои ожидания слишком завышены.

Однако мне трудно судить, насколько достоверно изображение на экране, потому что я никогда не видел ColorCheckerSG. Однако штаны свои у меня перед глазами, и то, как их «видит» спектрофотометр (с последующей конверсией в sRGB), явно не совпадает со зрительными ощущениями. Я попытался слегка «отрихтовать» исходные данные так, чтобы они более-менее соответствовали визуальным. Результат — в аттаче: слева вариант спектрофотометра, справа мой. Сверху вниз идут 2000 К, D50, F10, «F3» — всё рассчитано автоматически и в правом столбце тоже, на основе единственного визуального уравнивания (D50). Только для 2000 К есть некоторое несоответствие (полквадрата слева), поэтому я подобрал похожие RGB-значения (полквадрата справа).

И заметьте, характер изменений в правом столбике почти повторяет тенденции левого столбика. То есть в принципе всё правильно — непонятно только то, почему же этот левый столбик выглядит совсем-совсем непохожим на реальный стимул? Ведь замеры отпечатков и экранная цветопроба выглядят очень убедительно, хотя на бумаге больше отбеливателя, чем в стиральном порошке.


sabos, спасибо за расчёт, но, похоже, что разница между моими и ColorLab'овскими вычислениями вытекает из разной нормировки осветителей.

PS. Смотреть картинки, конечно же, надо не в браузере.
 

Вложения

  • samples_sRGB_Visual.png
    samples_sRGB_Visual.png
    1.9 КБ · Просм.: 914
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Ув. коллега, сформулируйте четко: чего Вы хотите добиться? Какую задачу перед собой ставите?
 
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
Но мне трудно назвать это существенным отличием, из-за которого хотелось бы рвать на себе волосы, выкидывать лампу и менять на высококачественную.
"Существенность", для признания "цветной распечатки" proofом (например) - указана в ISO 12674-2. И там нет таких "кощунственных" значений :)

Опять же - spot color management...
НИЧЕГО общего с .icc профайлами. (кроме ЖЕЛАНИЯ - повторить или предсказать "цвет")
 
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

Samsonov сказал(а):
Видимо, в этом вся проблема: у нас разные понятия о «заметности» отличий.
Вы недооцениваете зрение. Оно великолепный и капризный компаратор. Низкое качество освещения приводит не только к профессиональным проблемам уравнивания (например монитора и оттиска). Оно приводит к тому, что отлично подготовленное изображение, точно напечатанный оттиск выглядят "некомфортно", "грязно", "низкосортно". Колбаса тускнеет и зеленеет в прилавке, сосиски на рекламе неаппетитны.

Я не ставил задачу найти краситель с наивысшей нестабильностью, взял ближайший cyan. Кроме этого, не забывайте - мы в наших парах уравнивали цветовые температуры. Т.е. исключали тест на хромадаптацию - немного искусственная ситуация. При источниках разного качества (CRI) и одновременно разных цветовых температур dE может заметно возрасти – см. аттач.
Samsonov сказал(а):
Величинами существенными, с моей точки зрения, являются отклонения начиная с 20 dE76, да и то не всякие, а лучше 30–40 dE.
Перепутав цветные картриджи местами, можно получить такие "существенные" отличия '%)'.

Если о проблеме точности всерьез - то в изображениях мы в первую очередь оцениваем т.н. color consistent. Целостность изображения - она состоит из множества мелочей типа hue-constant, адекватных контрастов и фактур, правильных светотеней и адекватных светлотам насыщенностей. dE лишь косвенно отражает величины погрешностей в этих перцепциях. Порой dE>15 несущественно, порой dE<3 портит оттиск.
Samsonov сказал(а):
Потом, основным критерием «неприемлемой „цветопередачи“» в моём понимании является смена цветового тона.
Очень хорошее замечание. Да, верное удержание цветового тона – важнейший приоритет и в цветокоррекции, и в gamut mapping, и в печати. Порой dH (ошибку тона) даже контролируют отдельно.
Samsonov сказал(а):
Вы отрезали ключевую часть фразы: «Глядя на экранную имитацию…» — дело именно в экранной иллюстрации данного эффекта.
Согласен, большинство цветов, на которых этот эффект сильно выражен – out of gamut для монитора. И гамут-компрессия «давит» визуальную разницу.
 

Вложения

  • ColorInconstancyMT1.png
    ColorInconstancyMT1.png
    39.9 КБ · Просм.: 572
Ответ: Индексы CRI, CII, MI

В одной типографии пожаловались на то, что в "пробу" заказчика попасть не могут...
"Померял" пробу, "померял" макет, "померял" печать (и формы заодно), "померял" лампу на просмотровом месте... Всё good - кроме лампы OSRAM 950 BioLux. "Зеленит" - гадюка...
Минивывод: печатник "видит" всё "зеленее" и пытается в ЭТО попасть. Но... нет объективных причин для "попадания"...
Он "выкручивает руки" абсолютно честному гражданину (как в 37-м году)...
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.