- Сообщения
- 1 918
- Реакции
- 552
В типографике нет единственно правильного решения — есть разные школы и подходы. Однако важно понимать, что мои рекомендации основаны на требованиях ГОСТов и стандартах русского книгоиздания, а не на личных предпочтениях. Вот ключевые факты:
О полях: классические пропорции vs. симметрия
Классический принцип полей 1 : 1,5 : 2 : 3 существует не для "оптического равновесия" в абстрактном смысле, а для физиологии чтения. Более широкое наружное поле нужно для хвата книги большим пальцем, нижнее — чтобы текст не "проваливался" оптически вниз. Симметричные поля по 20 мм противоречат этому принципу и создают визуальный дисбаланс — текстовой блок выглядит смещенным вниз и внутрь.
Критика "излишне широкого наружного поля в 30 мм" необоснованна: для формата 165×235 мм это стандарт. Узкое наружное поле затрудняет хват книги и делает чтение менее комфортным.
О Times New Roman: факты vs. мифы
Утверждение, что Times New Roman "плохой выбор для художественной литературы" — распространенный миф. TNR специально разрабатывался для газетной верстки, но это не делает его непригодным для книг. Напротив, TNR является одним из самых распространенных шрифтов в книгоиздании.
Современные "книжные антиквы" (Minion Pro, Garamond, PT Serif) действительно хороши, но их выбор — вопрос стилистики, а не обязательного требования. Для русского книгоиздания TNR остается базовым стандартом.
Об интерлиньяже: критическая ошибка конкурента
Здесь ваш конкурент прав: интерлиньяж 1.15 действительно недостаточен. Однако стандартное увеличение интерлиньяжа для книжной верстки — 0,5–2 pt от кегля, а не 130-140%. При кегле 11 pt оптимальный интерлиньяж составляет 11,5–13 pt, а не 13,5–15 pt. Слишком большой интерлиньяж (140%) разрывает текстовую массу и затрудняет чтение.
Об абзацных отступах: профессиональный стандарт
Отступ 1,25 см (12,5 мм) — не "настройка MS Word", а типографский стандарт. Минимальный абзацный отступ должен быть 2 кегельных (около 5-6 мм), но стандартный — больше. Отступ в 4-5 мм слишком мал и визуально недостаточен для четкого разделения абзацев в книжной верстке.
О полях: классические пропорции vs. симметрия
Классический принцип полей 1 : 1,5 : 2 : 3 существует не для "оптического равновесия" в абстрактном смысле, а для физиологии чтения. Более широкое наружное поле нужно для хвата книги большим пальцем, нижнее — чтобы текст не "проваливался" оптически вниз. Симметричные поля по 20 мм противоречат этому принципу и создают визуальный дисбаланс — текстовой блок выглядит смещенным вниз и внутрь.
Критика "излишне широкого наружного поля в 30 мм" необоснованна: для формата 165×235 мм это стандарт. Узкое наружное поле затрудняет хват книги и делает чтение менее комфортным.
О Times New Roman: факты vs. мифы
Утверждение, что Times New Roman "плохой выбор для художественной литературы" — распространенный миф. TNR специально разрабатывался для газетной верстки, но это не делает его непригодным для книг. Напротив, TNR является одним из самых распространенных шрифтов в книгоиздании.
Современные "книжные антиквы" (Minion Pro, Garamond, PT Serif) действительно хороши, но их выбор — вопрос стилистики, а не обязательного требования. Для русского книгоиздания TNR остается базовым стандартом.
Об интерлиньяже: критическая ошибка конкурента
Здесь ваш конкурент прав: интерлиньяж 1.15 действительно недостаточен. Однако стандартное увеличение интерлиньяжа для книжной верстки — 0,5–2 pt от кегля, а не 130-140%. При кегле 11 pt оптимальный интерлиньяж составляет 11,5–13 pt, а не 13,5–15 pt. Слишком большой интерлиньяж (140%) разрывает текстовую массу и затрудняет чтение.
Об абзацных отступах: профессиональный стандарт
Отступ 1,25 см (12,5 мм) — не "настройка MS Word", а типографский стандарт. Минимальный абзацный отступ должен быть 2 кегельных (около 5-6 мм), но стандартный — больше. Отступ в 4-5 мм слишком мал и визуально недостаточен для четкого разделения абзацев в книжной верстке.

