Изящность и читаемость шрифта

  • Автор темы Автор темы Edwards
  • Дата начала Дата начала
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

По шрифтовому рисунку гарнитуры можно разбить на 3 типа
Печёнкина Д.И. Ручной набор текста. — М. «Книга». 1974

17.3 …Классификация стандартных шрифтов проведена по трём основным признакам: рисунку, нечертанию (характеру очка) и размеру (кеглю).

Далее по тексту (не цитата, а изложение):
1. Рублеые
2. С едва наметившимися засечками
3. Медиавальные
4. Обыкновенные
5. Брусковые
6. Новые малоконтрастные
Дополнительная группа — (далее цитата) …шрифты, которые по своему построению и характеру рисунка сильно отличаются от шрифтов шести основных групп.
Порядок расположения групп стандартом не регламентируется. (Имеется в виду ГОСТ 3489.1-71 — Sh.) (конец цитаты)

Далее раскрывается классификация по начертанию — насыщенность, положение и ширина очка.
Напоследок раскрывается классификация по кеглю (что и в компьютерных технологиях находит применение).

Если интересно, могу отсканировать и выложить.
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Edwards сказал(а):
Yaspersen, спасибо!
P.S. Ой-о!
Это ж из тех статей, кажись.
Sorry, sorry, sorry!!! Если так.
не поняла...это из книги ...статей я не видела на эту тематику..
Из книг, что я читала:
"Издательско-полиграфическая техника и технология" (Л.А. Волкова)
"Основы полиграфического производства" (Н.Н. Полянский)
"Настольная книга издателя" (Малышкин, Мильчин, Павлов, Шадрин)
Первые 2 МГУПовские..трудно достать, что же касается последней-можно по интернету заказать, либо купить в книжном на выходе из м. ВДНХ
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Если интересно, могу отсканировать и выложить.
Shlyapa, да, очень интересно! Выложи, пожалуйста! 'beer1'
Yaspersen, спасибо ещё раз. Возможно, у меня глюки :)
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

2Edwards
Добрый день
вчера наводила порядок на рабочем столе домашнего компьютера и наткнулась на книгу Яна Чихольда..может вам почитать ее?
..там по идее, общее оформление книги, и приминение шрифтов в том числе, правда самой классификации я там не нашла
книгу можно скачать отсюда
http://www.rudtp.ru/lib.php?book=140
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    144.4 КБ · Просм.: 1 245
  • 2.jpg
    2.jpg
    166.1 КБ · Просм.: 1 228
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Yaspersen, спасибо!
Но я всё же, наверное, воздержусь от чтения объемистого труда по верстке.
Версткой я вряд ли буду заниматься когда-нибудь.
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

А вот классификация шрифтов из той самой статьи "Искусство шрифта" , упомянутой в "Полезных ссылках".

"В зависимости от отношения между толщинками основного и соединительного штрихов, от наличия и формы засечек шрифты можно разбить на пять основных групп:
1. Контраст между основным и соединительными штрихами умеренный (1:3). Засечки небольшие с закруглением на углах.
2. Контраст большой (1:5). Засечки длинные и тонкие.
3. Контраст невелик (1:2). Засечки почти прямоугольной формы.
4. Контраст почти отсутствует, засечки напоминают бруски обычно прямоугольной формы (брусковые шрифты).
5. Контраста почти нет. Засечки отсутствуют (рубленые шрифты)."

Картинка - также из этой статьи.

Акцидентные шрифты здесь вообще не упоминаются.

Больше всего нравится классификация, приведенная Yaspersen. Самая такая яркая, запоминающаяся.

У меня такой вопрос. Рукописные шрифты - это частный случай акцидентных?

А ещё такой. Популярный шрифт Cooper куда относится? Неужто к серифным?
Больше похож на брусковый. Но не удовлетворяет такому требованию из классификации Yaspersen: "прямоугольные засечки той же толщины, что и основные штрихи."
 

Вложения

  • font2_3.jpg
    font2_3.jpg
    21.5 КБ · Просм.: 1 339
  • Cooper.jpg
    Cooper.jpg
    10 КБ · Просм.: 940
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Edwards сказал(а):
У меня такой вопрос. Рукописные шрифты - это частный случай акцидентных?
Что вы подразумеваете под рукописными шрифтами?

акцидентные или ДЕКОРАТИВНЫЕ - предназначены для выделения какого-то текста или фрагмента, нап. заголовка
Шрифты этого вида не подходят для набора основоного текста, потому что они могут плохо восприниматься..усложнить или замедлить чтение-а следовательно-восприятение информации, которая заложена. И потом, насколько я понимаю, большинство из шрифтов этой группы плохо воспринимаются обычным кеглем, 12-14, а заголовок вы конечно покрупнее сделаете-и вот как раз акцидентные шрифты в этом случае вам и подойдут.
Они предназначены для оформления заголовков, титулов, обложек.
Что же до основного внутреннего текста, то вы скорей всего будете использовать шрифт с широкими и мелкоконтрастными буквами, они снижают скорость чтения, но лучше доносят информацию до аудитории.
из гарнитур акцидентных: декор например (будет время-посмотрите дома начертание этого шрифта).
А ещё такой. Популярный шрифт Cooper куда относится? Неужто к серифным?
Больше похож на брусковый. Но не удовлетворяет такому требованию из классификации Yaspersen: "прямоугольные засечки той же толщины, что и основные штрихи."
возможно вы и правы, похожи на брусковой тип, но утверждать не берусь
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Что вы подразумеваете под рукописными шрифтами?
Yaspersen, подразумеваю шрифты, имитирующие обычный почерк человека. С каллиграфическими "красотами", может быть.
Для них (это мои наблюдения :) ) характерны:
1) Наклонное начертание букв.
2) Наличие соединительных штрихов между буквами.

Есть ещё такой фомальный признак: в названии шрифта часто используется слово "Script" (рукописный).
Примеры - на картинке.
Я, откровенно говоря, надеялся :), что термин "рукописный шрифт" является, так сказать, "законным", общеупотребительным
 

Вложения

  • Script.jpg
    Script.jpg
    12.3 КБ · Просм.: 1 314
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Edwards сказал(а):
Я, откровенно говоря, надеялся :), что термин "рукописный шрифт" является, так сказать, "законным", общеупотребительным
Читайте, но все вместе, чтобы было понятно: что откуда вытекает
"Различают шрифты по трем основным группам, а в основе деления — особенности рисунка, начертания, размера. Комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертанию и размерам, называют гарнитурой. Названия гарнитурам в некоторых случаях дает художник, иногда они производны от рода литературы, для которой данный шрифт предназначен.
Существенные признаки классификации — наличие засечек (отсечек, усечек, серифов) и контраст основных и дополнительных штрихов.
Засечки — это графические элементы буквы, заканчивающие основные их штрихи.
Неконтрастные шрифты имеют одинаковую толщину штрихов литеры, у контрастных букв толщина основных и соединительных штрихов разная — вплоть до сверхконтраста.
Классификация по начертанию основана на следующих признаках: насыщенность, наклон основных штрихов, плотность (расстояние между штрихами) и заполненность.
По толщине, насыщенности штрихов шрифты разделяются на светлые, полужирные, жирные. Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов 10-го кегля это отношение должно быть не более 23 процентов. Но при этом зрительное впечатление насыщенности шрифта может меняться в зависимости от расстояния между буквами — чем оно больше, тем светлее кажется шрифт. Осветлить шрифт можно за счет разбивки, разрядки…
Шрифты бывают различными и по наклону — прямые, курсивные и рукописные, имеющие соединительные штрихи.
По плотности очка (печатающей поверхности литеры) известны шрифты нормального, узкого, сверхузкого и сверхширокого начертания. Плотность определяет количество букв в строке определенной длины. Она характеризуется отношением ширины строчных знаков типа «н», «п», «и» к их высоте (в процентах). Для нормальных шрифтов 10-го кегля это отношение колеблется от 60 до 85 процентов.
Есть и другие, менее категоричные определения. Плотность шрифта измеряется расстоянием между вертикальными линиями букв; обычно пользуются строчной буквой «н» или равными «и», «п», «о». У широких шрифтов, таким образом, ширина очка буквы «н» превосходит высоту, у нормальных ширина очка составляет примерно 3/4 высоты, у плотных — ширина очка приблизительно вдвое меньше, чем высота.
При измерении количества букв, входящих в строку набора, буквы «н», «и», «п», «о» и равные им по плотности тире и пробелы считаются за единицу, за знак, а буквы «ш», «щ», «ж», «ы», «ю» — за полтора знака, знаки препинания — за половину единицы.
По заполненности основных штрихов различают шрифты контурные, оттеночные (или оттененные) и штрихованные.
Шрифты могут применяться в строчном и прописном вариантах. Существуют и так называемые капительные шрифты, которые по высоте равны строчным буквам, но выглядят как прописные.
Итак, по характеру графического построения (соотношению основных и дополнительных штрихов — контрастности, форме засечек или их отсутствию) шрифты разделены на шесть основных групп:
— рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;
— шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;
— медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику, оси округлых букв с небольшим наклоном;
— обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом, оси округлых букв вертикальны;
— брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;
— новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.
Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп, объединяются в дополнительные группы. В них входят, например, плакатные и рукописные шрифты."
P.S. в статье этой акцидентные шрифты вынесли в другую группу...ну да Бог с ними
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Edwards сказал(а):
Yaspersen, подразумеваю шрифты, имитирующие обычный почерк человека. С каллиграфическими "красотами", может быть.
Для них (это мои наблюдения :) ) характерны:
1) Наклонное начертание букв.
2) Наличие соединительных штрихов между буквами.
Я же подумала о еще одной группе: так называемые, рисованные шрифты
Применяются редко, художник для отдельного издания сам создает новый шрифт, вернее надпись, например на обложке журнала, в виде рисунка
Этот рисованный шрифт может быть создан абсолютно произвольно, и не подлежать строго определенным правилам наборных шрифтов
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Edwards сказал(а):
У меня такой вопрос. Рукописные шрифты - это частный случай акцидентных?
А ещё такой. Популярный шрифт Cooper куда относится? Неужто к серифным?
Если имеются в виду калиграфические шрифты, то их нельзя назвать акцидентными, но и наборными тоже. Письмо любимой, на несколько страниц, как назвать? А японцы и китайцы, пишущие до сих пор, не смотря на компьютеры?

Cooper—это антиква старого стиля, с закругленными засечками и с наклоном осей овалов влево. Предназначен, как для набора текста (светлые начертания), так и для рекламы и акциденции (жирные начертания). Следовательно, относится к серифным.

«Акцидентными гарнитурами можно назвать гарнитуры, уступающие наборным в удобочитаемости в 9-10 кеглях, что не позволяет их применять для набора длинных текстов. К акцидентным шрифтам следует отнести жирные, очень светлые, курсивные, капительные, узкие, широкие и декоративные начертания даже в наборных гарнитурах. Но не следует думать, что акцидентные гарнитуры не являются наборными.»
«Чаво?»


Если интересно узнать больше то вот несколько ссылок:
Статьи на PRODTP
еще статьи

Каллиграфия
форум по каллиграфии
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Всем спасибо! 'beer1'
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Edwards, Edwards...
Вы уже заметили, классификация шрифтов порядком запутана и противоречива…. НО! Один из наиболее продуктивных способов классифицировать шрифты – определить их роль(шрифты в определенных амплуа).

С этой точки зрения шрифты обычно подразделяются на 3 группы:
1. Текстовые или наборные(text)
2. Акцидентные или выделительные (display)
3. Декоративные (decorative).

Текстовые шрифты проектируются для набора длинных полос текста в книгах и журналах. Главное внимание в дизайне таких шрифтов уделяется удобочитаемости (readability). Естественно, что здесь используются шрифты с засечками (serif). У этих шрифтов высокая степень разборчивости за счет… все тех же засечек, которые создают своеобразную дорожку, ведущую глаз вдоль строки.

Дальше. Акцидентные, или выделительные шрифты. Проектируются для более крупных кеглей, ими набираются заглавия, титулы и более мелкие заголовки. Здесь не следует думать: вывески на витринах магазинов. Следует читать: заглавия, титулы и более мелкие заголовки... Используют шрифты без засечек (suns serif). Они более мускулисты, более напористы, что делает их графически более эффектными. Для таких шрифтов важнее привлекать внимание, чем обеспечивать разборчивость.

И, наконец, и специально для Вас, Edwards,..
Декоративные шрифты - «острохарактерные актеры на типографической сцене» (Дж. Фелличи). Они используются в рекламе. Их роль – привлечь внимание читателя, пока он не успел перевернуть страницу, прохожего, пока тот не успел пройти мимо магазина. Их задача состоит в захвате внимания ценой всего остального, включая часто и… удобочитаемость. При описании декоративных шрифтов почти всегда звучит сравнительная степень: более выразительные, более причудливые, более пародийные, более каллиграфические. О них нельзя говорить нейтральными словами.


P.S.1.
Между акцидентными и декоративными шрифтами нет четкой границы, так же как и существуют пересечения наборных и акцидентных шрифтов.

P.S.2.
Вот и думайте, Edwards, с чем Вы работаете.... с текстом, с книжками, или с наружной рекламой.....которая должна захватывать взгляд и привлекать внимание. Если с последним - то удобочитаемость здесь не стоит на первом плане. Таково веление дизайна :)
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Ах, Irma, Irma :) Спасибочки и Вам большое! 'beer1'
Irma сказал(а):
Декоративные шрифты ...Их задача состоит в захвате внимания ценой всего остального, включая часто и… удобочитаемость.
Это, похоже, где-то подтверждает мою правоту (если вспомнить, с чего топик начинался).
 
Ответ: Изящность и читаемость шрифта

Irma сказал(а):
Edwards, Edwards...
Вы уже заметили, классификация шрифтов порядком запутана и противоречива….
:) да не противоречива, основа одна
просто каждый перелопачивает на свой лад..а если по-хорошему-характеризует под опредиленные цели
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.