Ответ: Куда пойти учится....
Коллеги!
Суть и смысл репродукционного процесса в институте печати изложат в рамках Device Depended Reproduction -- аппаратно-зависимого репродуцирования. Этот метод служил верой и правдой поколениям полиграфистов, но сегодня безнадежно устарел. На смену ему пришел принцпиально иной метод: Device Independed Reproduction -- аппаратно-независимое репродуцирование изображений, то есть, собственно CMS.
Отличие "нового" метода от "старого" так велико, что их совершенно невозможно сравнивать. Но беда заключается в том, что привычки и стереотипы, сформировавшиеся за десятилетия, свинцовой глыбой лежат на плечах как "опытных" полиграфистов, так и преподавателей: аппаратно-зависимые понятия пытаются переносить на аппаратно-независимые принципы, пытаются (по меткому выражению Френкеля) "скрещивать ежа и ужа". Результат -- полная каша в головах преподавателей и, соответственно, студентов.
Пример: совсем недавно я помогал одной студентке писать курсовик по теме "Репродуцирование изображений для нестандартных условий просмотра", то есть попросту надиктовал ей материал. Более того, работа была снабжена цитатами из спецификации профайлов, которая в тот момент находилась в процессе перевода на русский язык. Курсовик получился очень хорошим и, в принципе, вполне мог перерасти в диплом.
Тем не менее, работу "завернули" со словами -- "слишком умно!" и "что же это за курсовик, если преподаватель не может его понять?" После чего заставили упростить и переписать, а также все заимствованные термины "перевести" на русский язык, видимо, руководствуясь "наицональной городостью великороссов". Десятки минут по мобильному телефону я помогал выполнить такой "перевод". "Хроматическую адаптацию" записали как "цветовое приспособление"; "профайл", разумеется переписали в "профиль", "тест-карту" в "палитру цветового охвата" (что само по себе полный бред) и пр. То есть, студентка сидела и "адаптировала" работу к некомпетентности преподавателей. Печальный, но очень характерный пример.
Со всей ответственностью могу заявить -- преподаватели Института печати ровным счетом ничего не смыслят в современной теории и практике репродуцирования. Говорю это на основании опыта, а не догадок.
Многоуважаемый профессор Кузнецов, как человек высокообразованный и интеллигентный, не считает для себя зазорным много-много учиться новым подходам, но пока еще не может предложить слушателям стройную и четкую концепцию реализации DIR-метода. Надеюсь -- такая концепция дело ближайшего будущего.
Теперь о фетише растрирования -- он понятен и объясним: куда деваться преподавателям-выпускникам физмата? Людям, искушенным в математике, легко и приятно заниматься растрированием и упражнять свои мозги. Но для процесса репродуцирования все эти тонкости не играют принципиальной роли. Принципиальную роль играет знание
физиологии цветового восприятия и
теории репродуцирования.
То же касается и химии.
Понять технологию процесса просто. Сложно понять суть репродуцирования. И эту суть в институте печати не дадут.
* * *
Что делать? Немного потерпеть: сейчас активно переводится на русский язык фундаментальный труд директора манселловской лаборатории Марка Д. Фершильда "Модели цветового восприятия". Великолепная книга, легко написанная, причем в рассчете именно на учащихся. При этом на удивление лишена дурацкого картофельного американского юмора и "воды". Безусловно, она заложит фундаментальные знания. Познакомиться с двумя главами можно, заглянув сюда:
http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=15603 и сюда:
http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=15712
Далее: буду жив -- переведу затем фундаментальный труд Ханта "Цветовое репродуцирование".
Ну, и для знакомства именно с техническим исполнением сегодняшней системы DIR идем сюда:
http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=15410
То есть, собственно, общая схема такова: теоретический постижимый (!) фундамент нашей науки -- это Хант и Фершильд (плюс еще ряд авторов, но уж вряд ли доберусь до них), а техническое исполнение метода -- ICC-спецификация.
И последнее: меня не покидает идея создания "Высшей школы Color Management". Но мне нужна "крыша" -- я совсем один в этом стремлении. Если кто-то что-то может предложить, если есть какие-то идеи -- буду признателен (пишите, звоните -- телефоны и адреса есть).
Алексей.
P.S. Оверпринт, трэппинг, спуск и проч. -- это лишь атрибуты профессии, полная фигня, научиться которой легко и приятно, но это не профессия.