Локальная адаптация и концепция шарпинга

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.

Alexey Shadrin

Участник
Топикстартер
Сообщения
9 258
Реакции
1 188
Коллеги, -- полувопрос-полуразмышление.
Во многих источниках мы находим большое количество рекомендаций по шарпингу изображений. Подчас толковых рекомендаций. Подчас очень толковых. Но как-то не встречалось мне ранее его общей концепции, на базе которой можно построить личный алгоритм действий. Чтение и перевод Фершильда окончательно утвердили меня в следующем размышлении:
1. Четкий ответ на вопрос "Что такое резкость (микроконтраст) изображения?"
Мне кажется (как всегда), что ответ лежит в эволюции зрения. Первичной визуально-сенсорной функцией древних организмов, как мы знаем, являлась краевая детекция, то есть, реакция на отличия в светимости пространственно-соседних стимулов. Чем больше эта разница и чем тоньше кромка, тем резче воспринимается край.
2. Следующий этап: общая реакция на светимость стимулов сцены, выражающаяся в ощущении светлоты (субъективной яркости по Фершильду).
3. Последний этап восприятия: реакция на положение спектральных пиков и их остроту -- то есть ощущение цветового тона и насыщенности (полноты цвета по Фершильду).
4. Но коль скоро тени представляют для нас некий эволюционный приоритет (опасность, жратва), то в общем контексте восприятия сцены имеет место локальная адаптация по теням, и, соответственно, усиление краевой детекции в тенях.
На основании данного рассуждения у меня выстроилась некая концепция шарпинга.
Итак:
1. Если изображение представлено не в перцепционных размерностях (то есть не в Lab), то выполняется команда Ctrl+J (копирование слоя), назначается Luminosity, вследствие чего, оставаясь в координатах рабочего колориметра (или даже в аппаратных CMYK-данных), мы начинаем действовать в оси L.
2. Image\Adjustment\Shadows-Highlights. Поднимаем тени, добиваемся их читаемости, невзирая на потерю контраста.
3. Select\Color range. Выделяем тени. Feather -- 5-7. Даем шарпинг: Amount ~5-10%, Radius 30-40, Threshold 0. То есть, за счет шарпинга мы повышаем микроконтрасты в тенях, деталированных инструментом Shadows-Highlights, то есть, собственно говоря имитируем эффект локальной адаптации по теням.
4. Ctrl+Shift+I -- инверсия выделения и обычный, привычный шарпинг (но, опять же, напоминаю, что мы в сфере Luminosity, то есть все манипуляции идут по перцепционной размерности L (светлота).
5. Ctrl+Shift+E -- слияние слоев.
Обращаю также внимание на то, что:
1. Толщина краев в тенях осмысленно больше, что, имхо, согласуется с особенностями краевой детекции пар низкоэнергетичных стимулов.
2. Работа только по перцепционной размерности L (усиление хроматического краевого контраста исключается, исходя из особенностей восприятия).

Все сказанное выше ни для кого не новость, и вполне вероятно, что очень многие пользуются именно такой методикой (с вариациями, разумеется). Вопрос не в том. Вопрос в том, дорогие коллеги, согласны ли вы с самоей концепцией или нет?
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

Alexey Shadrin сказал(а):
…добиваемся их читаемости, невзирая на потерю контраста.
Звучит несколько… максималистски. Тут, кажется, стоит проявить некоторую осторожность. А в целом, вроде как вполне разумно (с вариациями, конечно).
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

VV сказал(а):
Звучит несколько… максималистски. Тут, кажется, стоит проявить некоторую осторожность.
Виноват: я забыл сказать, что невзираем мы на потерю контраста в тенях потому, что он в дальнейшем будет "возвернут" назад при том способе шарпинга по теням, что я предложил.
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

"Возвернут"? Ну м. б. И однако, я поострегся бы на этом этапе. Ну не во всех же тенях мы сейчас ищем шпионов и жратву (хочется верить). Между первым и вторым шагом, ИМХО, необходимо оценить конкретное изображение и подумать.
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

VV сказал(а):
Вот это святое. Однако я говорил об эталонной, стартовой задаче обеспечения перцепционно-оправданной репродукции, при которой, имхо, имитиация локальной адаптации по теням ничего кроме пользы не принесет (мы с вами, конечно, "шпионов" не всегда ищем, но зрение наше -- всегда, бо в него это заложено эволюционно). Если же мы отходим от задачи собственно репродуцирования и прибегаем к контекстному анализу для решения неких художественных задач -- бесспорно, подумать нужно не один раз и, иногда, напротив -- провалить тени. Но это уже не репродуцирование, а обработка. Обработка же она иногда и в бездействии заключена...
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

было бы волшебно, если бы вы привели примеры изображений, исходного и после всех процедур...
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

inTurisT сказал(а):
было бы волшебно, если бы вы привели примеры изображений, исходного и после всех процедур...
До 1-го июня не смогу: я с великим трудом вхожу в сеть (через мобильник). К 1-му июня ПТС клятвенно обещает установить ADSL на моей тел. станции, тогда без роблем. Однако пока ничто не мешает проделать пробные обработки по предложенному алгоритму и посмотреть на результат.
Алексей.
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

Сия методика была не достаточно хорошо усвоена мною на курсе и сейчас я очень рад вернуться к ней и практически опробировать.

К счастью, в силу специфики работы, я имею дело с хорошими исходниками, которые чаще всего сам и фотографирую на Nikon D70 в RAW и проблем с тем, чтобы подшарпить изображения в Capture One Pro до ощущения, что их можно потрогать руками прямо на экране нет...

Однако вскоре будет работа, где данную методику можно будет проверить.
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

minos сказал(а):
Сия методика была не достаточно хорошо усвоена мною на курсе и сейчас я очень рад вернуться к ней и практически опробировать.
Дима, она и не могла быть хорошо усвоена, бо я не проговаривал ее четко, а дал лишь общие положения. Фершильд окончательно убедил меня в ее верности. Кстати, он дает "официальное" подтверждение очень многим положениям, которые раньше я излагал всегда "на свой страх и риск" (что меня очень радует -- теперь есть на что ссылаться).
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

А, может быть это научное чутье... Когда чувствуешь, что это так,а... потом так оно и выходит!!! :)
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

Вы знаете, Дима, я не склонен доверять "чутью" и не люблю его -- оно бездоказательно, оно сродни вере (которую я совсем не люблю). Предпочитаю знать, а не догадываться (или тем более верить). Плюс к тому, это самое чутье меня, к сожалению, НЕ подвело там, где я бы просто алкал (иного слова не подберу, простите высокопарность) ошибиться -- я чуял, а Фершильд с Хантом подтвердили мои самые тяжелые опасения: строгой и стройной концепции изображения не существует в мире... Ее нет! Существует базовая колориметрия (полный примитив), существует нечто, что претендует на "продвинутую" колориметрию (модели восприятия) и существует некое угробище, именуемое iCAM. Последнее претендует на модель восприятия сложных стимулов (изображений), но мне напрочь непонятно, как можно строить такую модель, не имея на руках самоей концепции изображения. Ведь даже Хант (!!!) не в состотянии сказать: "Изображение -- это..."
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

Угу. Поверить алгеброй гармонию не светит :)
Однако я говорил о… репродукции… Если же мы отходим от задачи собственно репродуцирования… Но это уже не репродуцирование, а обработка.
Алексей, но обработка ведь начинается в тот момент, когда фотограф оценивает объект съемки — от этого никуда не деться. Ваша "репродукция", в значительной мере, абстрактное понятие, условность. Нельзя превращать теорию, даже удачную, в догму.
Я так и вижу десятки обезьян, вооруженных фотошопом, Вашей методикой и пипеткой… Жуть…
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

Alexey Shadrin сказал(а):
Все сказанное выше ни для кого не новость, и вполне вероятно, что очень многие пользуются именно такой методикой (с вариациями, разумеется). Вопрос не в том. Вопрос в том, дорогие коллеги, согласны ли вы с самоей концепцией или нет?
Алексей, концепция не вызывает никаких сомнений. Что касается сомой методики, то по определению она будет верна всегда, если при данных действиях мы не потеряем объём. Ведь, тени перцептуально привносят нам ещё и ощущение объёма.

Не по теме:
Засел на 4-й главе. Логично :)
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

VV сказал(а):
Угу. Поверить алгеброй гармонию не светит :)
Алексей, но обработка ведь начинается в тот момент, когда фотограф оценивает объект съемки — от этого никуда не деться.
Обработка должна быть осмысленной. Интуиция -- вещь хорошая, но ею как фиговым листком часто прикрывают собственную безграмотность. Концепция репродуцирования отнюдь не абсолют -- это лишь ориентир, точка отсчета, нулевая отметка. Мы постоянно отклоняемся от колориметрически-точного репродуцирования сцен и изображений. Но отклонение это должно быть нами понято. Поняты должны быть направление и степень отклонения.
Необходимость в колориметрически-точном репродуцировании возникает исключительно редко. В моей пракике наскребется дай Бог два таких случая. Андрей Френкель недавно столкнулся с такой необходимостью, о чем живо рассказывал. Но всяктий раз, отклоняясь от репродуцирования, мы должны четко понимать, что отклоняемся, и каков вектор этого отклонения.
Об "лагебре и гармонии" -- речь не о механистическом представлении ассоциативных процессов. Речь о концепции. "Реквием" Моцарта, к примеру, написан в соответствии с концепцией католической заупокойной мессы, а не водевиля. :) Но ни гениальность Моцарта, ни сам Реквием ничуть не пострадали от того, что композитор знал эту концепцию, знал правила написания реквиемов, а заодно знал и ноты...
И последнее: у репродуцирования шесть уровней (по Ханту). И первый из них -- это т.н. "Произвольное цветовоспроизведение" со всеми вытекающими.
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

…если при данных действиях мы не потеряем объём
Вот к этому, в сущности, мои сомнения тоже и сводятся. Есть еще случаи, когда общий контраст важнее резкости и деталей, но они лежат далеко за пределами обстоятельств, в которых можно говорить о пошаговой последовательности действий. Просто, надо акцентировать то обстоятельство, что у этой методики есть потенциальная "оборотная" сторона.
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

Объем падает дико при конверсии по профайлу тиражного устройства... Аж смотреть больно. При этом профайл, вроде как, не плох...
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

minos сказал(а):
Объем падает дико при конверсии по профайлу тиражного устройства... Аж смотреть больно. При этом профайл, вроде как, не плох...
Скорей всего очень маленький TIL.
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

german сказал(а):
Скорей всего очень маленький TIL.
Скорее всего. Любая потеря объема -- это в конечном счете потеря контраста.
Однако все описанные мероприятия можно проводить и в CMYK (через слои и Luminosity). Вместе с тем, все приведенные цифры (радиусы, усиления, пороги) -- ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ, даны лишь для иллюстрации и, разумеется, полностью контекстнозависимы.
Отмечу также, что когда речь идет о нормальных цветовоспроизводящих устройствах, таких как хорошие струйники, то предложенную схему можно смело исполнять на стадии абстрактного колориметра: "Проверено, мин нет".
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

german сказал(а):
Скорей всего очень маленький TIL.

310 ПРОцентов... Мало? :))) В принципе, я понимаю почему объем падает... Микроконтраст... Тиражный профайл = реальный профайл. Реальная таблица соответствия... А там интерполяции на промежуточных между табличными значениях... И неизбежные потери. Грустно. А если потом ещё и печатники контраст не дотягивают - всё ваще сплющивается.
 
Ответ: Локальная адаптация и концепция шарпинга

minos сказал(а):
310 ПРОцентов... Мало? :)))
Мало :) Чтобы сохранить контраст (соответственно и объём) при конверсии, надо не менее 340.
minos сказал(а):
Тиражный профайл = реальный профайл. Реальная таблица соответствия...
Это не тема, для обсуждения в данном разделе, но я бы скептически отнёсся к такой уравниловке :)
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.