Последний год довольно много занимаюсь подготовкой и адаптацией под обечайки (обечайка — этикетка под усеченный конус).
Перед новым годом просматривал данную тему, но времени на нормальный ответ с примерами не было.
К сожалению, большинство исполнителей предоставляют в типографии «свои версии» адаптаций обечаек. В 99% случаев — некорректные, выполненные «на глаз», без какой-либо проверки. Такие файлы приходится пересобирать, под нужный крой. Даже те репро-файлы, что были подготовлены при помощи упомянутых ПО (art pro, pack edge), далеко не всегда можно использовать без дополнительных адаптаций. Это связано с тем, что крой, на один и тот же размер, может отличаться. Основное что значительно влияет: положение клеевого клапана (слева или справа), а так же его размер. Все зависит от конкретной линии сборки стаканчиков (стаканчики для кофе) или нанесения картонных обечаек на пластиковые стаканы (йогурты, сметаны, творожки). Самым правильным, при подготовке обечаек, будет запросить у изготовителя крой, который используется для конкретной линии и конкретного размера (обычно это, так называемые, артикулы). К сожалению, даже наличие корректного кроя не гарантирует корректность макета.
Для того что бы сделать макет обечайки, для начала необходимо понимать каким образом формируется форма обечайки, ее искривление и размер. Для этого вовсе не обязательно покупать (имха, даже вредно) дорогостоящее дополнительное ПО. «Чистого» Adobe Illustrator (начиная с CS6) будет вполне достаточно. Что на самом деле нужно — вспомнить курс школьной геометрии. Итак, ближе к делу:
Рассмотрим конкретный пример (размеры и фото взял с сайта компании, которая занимается изготовление кофейных стаканчиков):
Производим расчет по формулам:
Начинаем формировать обечайку:
При помощи быстрых направляющих формируем и позиционируем окружности с радиусами R1 и R2. Центры данных окружностей должны совпадать. Создаем вертикальную линию, проходящую через центр окружностей, размером в диаметр большей окружности. Дубликаты этой линии поворачиваем на половину от рассчитанного угла против и по часовой стрелке.
На данном этапе уже сформирована видимая часть обечайки. Необходимо сразу учесть положение и размер клеевого клапана. Здесь без точной информации о производственной линии не обойтись и это необходимо запрашивать. Хорошо, допустим у нас есть значение клеевого клапана = 7 мм, а так же его положение — справа. Строим параллельную линию (именно параллельную, клеевой клапан должен везде иметь одинаковую ширину) на расстоянии 7 мм справа от линии, которую вращали на половину рассчитанного угла.
Кроме этого формируем горизонтальную линию (размерная линия) по точкам пересечения окружностей с радиусами R1, R2 и линий вращения. Крой обечайки, это результирующий объект с учетом клеевого клапана (см. зеленый контур).
Переходим к формированию сетки деформации. Создаем прямоугольник шириной размерной линии и высотой L. Заполняем его линиями с шагом 5 мм.
Далее, в палитре appearance используем модификаторы трансформации (сжимаем по ширине) и дуги. ВАЖНО что бы эффект дуги был после эффекта трансформации, то есть, сначала сжимаем, потом кривим дугой. Значения этих трансформаций, к сожалению, в illustrator несколько отличаются от расчетных (здесь я их не привожу, что бы не путать), возможно программные механизмы работают по др. формулам. Основная задача — максимально точно подобрать параметры дуги и сжатия (дело 10 кликов мышью). Получившийся объект должен совпадать по габаритам с видимой частью обечайки. Так же деформацию можно проверить по линиям вращения и окружностям с центром в той же точке что и центры окружностей R1 и R2. Значения трансформации для этого примера у меня получились Х: 68,7%, Y: 100%; дуга 27%.
Создаем «прямой» макет по сетке деформации с выключенными модификаторами искажения. ВАЖНО, кроме самого макета создать прямоугольник пропорциональным масштабированием, от габаритного прямоугольника сетки деформации, до значения в которое точно поместится все содержимое макета (растр, вектор — все элементы используемые в дизайне) — см. зеленый внешний контур. Данный прямоугольник нужен для конечной деформации. Все растровые элементы должны быть внедрены или к ним, по отдельности, должен быть применен модификатор растрирования (так же в палитре appearance). Результат — сгруппировать (вместе с «прямой» сеткой деформации).
Теперь, по аналогии с первоначальной сеткой деформации, создаем и подбираем значения модификаторов трансформации и дуги (не забываем про очередность модификаторов). Значения трансформации и дуги будут отличаться от тех что были только для сетки деформации, но теперь мы подбираем их таким образом что бы первоначальная сетка деформации совпала с сеткой деформации находящейся в группе с дизайном. У меня получились трансформация Х: 51,3%, Y: 100%; дуга 52%.:
Удаляем/скрываем лишнее, маскируем с учетом нужных выпусков под вырубку. Получаем нужный и корректный, геометрически, результат, при этом все искажения выполнены в палитре appearance.
Я специально использовал в данном примерном макете окружность под текстом «Coffee», а так же внизу штрих-код. Как видно при искажении, данные элементы деформируются значительно. Для штрих-кода это в принципе не допустимо, а окружность превращается в яйцо, что так же не является корректным. Вывод: для окончательной подготовки нужно некоторые элементы выполнять без искажения. К таким элементам можно отнести логотипы, элементы с окружностями, различные штрих-коды.