Несоответствие цветов на дисплеях при калибровке

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Это возможно. Но спектрофотометром.
"Сведенные" спектры, которые образуют метаметрую пару для зрительной системы, воспринимаются одинаково.
Я понимаю, метамерия. Но на практике осуществить это сложно. Глаз различает. У меня был, например, такой опыт: два монитора - NEC EA231WMi (e-IPS, CCFL) и NEC EA232WMi (e-IPS, White/Edge LED) в мультимониторной кофигурации (разделенный рабочий стол). Прибор - i1Pro. Выровнял светимость, вручную сбалансировал каналы в 6500К, построил профили (средняя dE по контрольным замерам - до 1, в т.ч. по ахроматическим оттенкам). При этом, белый, серый, нейтральные оттенки отличаются и ещё как! Некоего компромисса удалось достичь понизив цветовую температуру для LED-модели до 6150К (но это именно компромисс, глаз не обмануть). Теперь просветите меня, пожалуйста, как их нужно было по-науке сводить?
 
В этом отношении также любопытно выглядить методика NEC по настройке display wall (софт NEC Display Wall Calibrator, аналог SpectraView II). Сначала все стандарно - задается светмость и коэффициент контраста панелей, желаемая цветовая температура, в процессе происходит программирование встроенных 3D LUT, а затем, на заключительном шаге - кто бы мог подумать! - предлагается отдалиться от "стены" на некоторое расстояние и попытаться подкорректировать оттенок каждой панели визуально, относительно центральной(ных), буквально ± пару единиц. Интересно, это о чём - о неравномерности подсветки или также о спектральных различиях источников?
 
1. А Вы уверены, что у Вас вообще монитор откалиброван? Как Вы сверяете свою калибровку, с чем? Почему Вы ориентируетесь на устройства, которые небыли откалиброваны?
2. Видимо я не правильно понял, Вы писали, что серый на мониторе розовеет, когда включаете второй монитор.
3. контраст 730 (и уж тем более 1050) – честно, запредельный. Даже визуальный просмотр через интернет не требует такого высокого контраста. Вам не жаловались, что Ваши картинки выглядят темными?
1. Не уверен. Я вообще, признаться, после этих тщетных мук склоняюсь к выводу что своими кривыми руками сильно в сторону от корректной калибровки/профилирования увожу устройство. Сверять не с чем — в распоряжении только один калибратор и только одно s-ips устройство =)
2. Нет, я имел ввиду что на TN при кривых настройках он перпендикулярно серый, а под углом розовый.
3. Наверное, так и есть. Но для референсных комнат просмотра. Я попробую снизить — отпишусь о результате... Не жаловались, кстати. Хотя, по логике вещей — если я редактирую на 160, а смотрят все на 120, то должны бы.
Ёксель-моксель, у Вас же не спектрофотометр!!!!!
Есть такой грех =)
Для ясности — правильно ли понимаю, что спектрофотометр является прибором самодостаточным, которому ни колориметр, ни подгонка под конкретный дисплей не нужна?
То же самое и с подсветкой мониторов: свести два физически разных типа подсветки наврядли получится - у Вас, как Вы убедились, даже в пределах одного типа (CCFL, WG CCFL) не вышло. Мультимониторную рабочую среду (не говоря уже о display wall) возможно построить лишь на базе однотипных устройств, с одинаковым спектром подсветки, свойствами светофильтров, архитектурой матрицы.
С одной стороны, это избавляет от дальнейших попыток, с другой — не решает проблему =)
То есть, если мы заведомо имеем два разных устройства, то о какой точности или похожести цветопередачи можно говорить при редактировании на одном, а демонстрации на другом?
И ещё сходу вопрос — чем объяснить минимальную разницу в "бытовых" устройствах на разных технологиях? То есть, почему 4-й iPad на IPS показывает цвета, ближе к калиброванной TN, чем к калиброванной S-IPS (во всяком случае, у меня так)?
... (средняя dE по контрольным замерам - до 1, в т.ч. по ахроматическим оттенкам). При этом, белый, серый, нейтральные оттенки отличаются и ещё как!
Вот и у меня так же...
 
Каргин Александр

почему 4-й iPad на IPS показывает цвета, ближе к калиброванной TN, чем к калиброванной S-IPS

Я думаю, что не нужно придумывать себе некий "эталон", о котором кто-то и что-то там написал насчет соответствия sRGB. Есть вполне рабочие методики визуальной и инструментальной оценки точности. Их вполне хватает.
 
Для ясности — правильно ли понимаю, что спектрофотометр является прибором самодостаточным, которому ни колориметр, ни подгонка под конкретный дисплей не нужна?
Да.

С одной стороны, это избавляет от дальнейших попыток, с другой — не решает проблему =)
То есть, если мы заведомо имеем два разных устройства, то о какой точности или похожести цветопередачи можно говорить при редактировании на одном, а демонстрации на другом?
Если не заниматься параллельным сравнением, в большинстве случаев результат оказывается достаточным.
 
1. Такое случается, когда калибровка не проходит успешно. Но, качественно проверить калибровку не сложно, достаточно иметь под рукой результаты по яркости, черной точке и температуре, выдаваемой программой после процесса и затем сверить по серому (я обычно рисую серую плашку сверху серого градиента). Так же можно проверить работу белой точки и черной (контраст), видна ли разница на переферии (например 0/0/0 и 1/1/1, 255/255/255 и 254/254/254). Ориентироваться на некалиброванные устройства определенно не имеет смысла. Есть ещё один нюанс, как правило, у мониторов яркость по полю колеблется. Может колебаться в пределах и 10-ти канделл. Кто-то это увидит, кто-то нет.
2. Тут наверное уже ничего не исправить, таков конструктив монитора.
3. Первое, оба монитора должны иметь одинаковую яркость. Я не знаю, линейно ли изменяется цветопередача при изменении яркости, или нет, но факт, что насыщенность меняется. Как и ощущение контраста. И второе, чтобы там не писали производители софта, калибровать мониторы выше 100 канделл всеж-таки не совсем правильно. Даже если Вы ощущаете комфорт. Достаточно посидеть перед монитором 30 минут и ощущение комфорта восстанавливается. Опять же, ориентироваться на некалиброванные устройства нельзя. Мы ж понимаем, что идеология всех систем управления цветом подразумевает, что все устройства должны быть откалиброваны.
 
Еще нюанс – калибраторы по мнению специалистов быстро стареют, чуть ли не за год. У меня Spyder3 прожил года 3, старел незаметно, постепенно, но на 3 году изрядно зеленил.
И который раз повторю – монитор TN бесмыссленно калибровать именно потому, что при малейшей смене угла зрения все настройки рассыпаются.
 
Так и осталось непонятным: видеокарта двухчиповая(двухканальная) или нет. Имхо,если одноканальная,загрузчмк профиля/или ОС грузит один профиль (ну тот,который выберет юзер) на оба монитора разом. Те как написал ТС "при выборе в загрузчике второго монитора первый розовеет"*(
 
осталось непонятным
Обыная видеокарта с двумя выходами. У меня, к примеру, nVidia GF GTX580. На каждый выход есть своя LUT-таблица.
который выберет юзер
Выбираются оба:

Monitor1.png

Monitor2.png
 
Так и осталось непонятным: видеокарта двухчиповая(двухканальная) или нет. Имхо,если одноканальная,загрузчмк профиля/или ОС грузит один профиль (ну тот,который выберет юзер) на оба монитора разом. Те как написал ТС "при выборе в загрузчике второго монитора первый розовеет"*(
TRANTOR выше всё правильно написал — корректно грузятся оба. Независимо от внутренней архитектуры.
По поводу "розовеет" — я трижды пытался корректно описать эффект, но, видимо, косноязычен. Ещё раз: розовеет он при заваленном контрасте и кривых (из-за этого) настроек каналов RGB, красный там преобладает. Поэтому под прямым углом всё выглядит относительно нормально и калибруется, а сбоку кривит. Это я писал лишь для обоснования шага снижения контрастности — калибровка с корявыми настройками проходит, но объективно получается навоз.
 
В общем, пробовал то что советовали:
1. Уравнивать уровни чёрной и белой точек на обоих устройствах
2. Немного менять целевую температуру

Результата не принесло, в первом случае всё осталось как было, во втором — не приближает это к соответствию.
Интереса ради попробую найти у знакомых внятную IPSку и сравнить устройства одного класса.

А вообще, почитав про отличия в конструкции колориметра и спектрофотометра всё встало на свои места. В плане понимания разницы. Либо был невнимателен, либо как-то вскользь об этом упомянуто в статьях.
В примитивном случае, когда у колориметра три светофильтра — для него ведь реально нет никакой разницы в спектральном составе этого участка, там просто будет "какой-то" синий, зелёный и красный, без привязки к частоте. В случае же спектрофотометра, с увеличением активных элементов после призмы уточняется из чего там, всё-таки, поток состоит.
Было бы любопытно сравнить калибровку i1Pro означенных выше устройств — будет ли она качественнее, в плане соответствия цветовых стимулов пир отображении.

P.S. Не в тему, но чтобы как-то компенсировать отнимание времени у участников, предлагаю посмотреть ролик по ссылке: http://www.ted.com/talks/lang/ru/beau_lotto_optical_illusions_show_how_we_see.html
Наверняка известная штука, но для меня было открытием =) В особенности, изменение восприятия объективно серой плашки в зависимости от окружения...
 
P.S. Не в тему, но чтобы как-то компенсировать отнимание времени у участников, предлагаю посмотреть ролик по ссылке: http://www.ted.com/talks/lang/ru/beau_lotto_optical_illusions_show_how_we_see.html
Наверняка известная штука, но для меня было открытием =) В особенности, изменение восприятия объективно серой плашки в зависимости от окружения...
Таки, не пожалейте времени и почитайте Иттена и Фершильда. Второго можно найти на сайте Алексея Шадрина.
 
Дополню немного, вдруг кому пригодится...
Позаимствовал ColorMunki Photo (простенький спектрофотометр) и им попытался исполнить все те же процедуры, что своим колориметром. Результат совершенно не поменялся. Более того, валидация после калибровки i1displayPro (с поправками ан тип подсветки, разумеется) проходит и на КолорМунки с двумя галками на "OK". Очевидно, дело всё-таки не в приборе, а в дисплеях разных типов.

До кучи, на максимальном наборе плашек снял профиль 4-го iPad, в качестве которого усомнились выше... 97% sRGB, причём почти без смещения вершин треугольника по x'y'
Для меня это вполне убедительный критерий рассматривать это устройство как достаточное для просмотра фотографий после ретуши и конечного экспорта =)

P.S. dispCalGUI обновился, если кто увлекается... Поддерживает Argyll 1.6. Пока только один баг нашёл — машина должна наименоваться латиницей, иначе не стартанёт.
 
Позаимствовал ColorMunki Photo (простенький спектрофотометр) и им попытался исполнить все те же процедуры, что своим колориметром. Результат совершенно не поменялся. Более того, валидация после калибровки i1displayPro (с поправками ан тип подсветки, разумеется) проходит и на КолорМунки с двумя галками на "OK". Очевидно, дело всё-таки не в приборе, а в дисплеях разных типов.
Простите, что вмешиваюсь, но чего вы ожидали?
Я не очень глубоко разбираюсь в теме, но даже мне очевидно что добиться одинаковой картинки на хорошем ИПСе и дешевом ТН не возможно. И дело далеко не в углах обзора, как писали выше.
Сам столкнулся с такой "проблемой". Работаю на двух мониторах - ИПС и ТН. Изначально прекрасно понимал, что результат калибровки будет отличаться. ИПС откалибровался нормально. С ТН не помогли никакие танцы с бубном - цвет другой. Мне лично это не особо мешает, если учесть что ТН используется как второстепенный монитор.
 
Простите, что вмешиваюсь, но чего вы ожидали?
Я не очень глубоко разбираюсь в теме...
А я вообще новичок =)
И предполагал что в рамках sRGB охвата цвета должны быть одинаковыми. Чтобы на "рабочем" дисплее видеть, как минимум, уровень "обычного". А выходит что даже в этих узких ограничениях оттенки иные.
Ну да ладно, я уже смирился =)
 
И предполагал что в рамках sRGB охвата цвета должны быть одинаковыми.
Ну немного разные технологии воспроизведения, плюс различные конструктивные особенности мониторов даже на одинаковой матрице (к примеру, у моего Делла и офисного ХП на ИПСе толщина корпуса различается почти в три раза - не спроста же это; про настройки подсветки, цвета и т.п. в самом мониторе вообще молчу - они абсолютно разные, и дают разный результат).
Чисто с теоретической точки зрения измерительный прибор должен "подогнать" цвет под одинаковые значения (идеальные) при окончании калибровки на разных мониторах. Но этого не происходит :).


Не по теме:
Про измерения iPad - спасибо, интересная тенденция. Возможно, в скором времени большинство мониторов на различных устройствах действительно будут хоть как-то отображать нормальные цвета (усредненные значения, конечно, без учета внешней среды) без дополнительной калибровки.
 
Для одинаковости картинок на всех мониторах имитируют охват наихудшего монитора в группе. Не всем такое надо, но иногда надо.
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.